Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Босиной Т.В. ИПиПД 3курс..doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

                                 Введение.

 

 

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его  испытывать на себе, тем лучше для  них».

                                                                                                        В.Г. Белинский

 

 

Развитию эмоциональной  сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта  ребенка играет музыка. Музыка –  это и есть собственно эмоция.

Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в  процессе восприятия музыкальных образов  возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной  жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением  ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

На мой взгляд, данной проблеме уделяют достаточно мало внимания в школах. Всего час  в неделю. В теории вроде бы и  хватает, но чтобы, добиться полноценного развития личности, этого часа мало. Чего же не хватает в наших школах? Я думаю это в первую очередь необходимого количества часов для музыкального воспитания. Еще одна немаловажная проблема это отсутствие должного обеспечения, т.е. материальной базы. Ведь даже представить страшно, как проходят уроки музыки! Нет специально оборудованных классов, да и многим учителям приходится таскать за собой свои музыкальные инструменты. В школах оборудованы классы химии, физики, математики так почему же никак не оборудуют класс музыки!

Музыка –  это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое  представляет ни с чем несравнимые  возможности для развития творчества человека.

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной Войны родилась одна из лучших того времени песен – «Священная война» А.Александрова. Она объединила советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного свободного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга. В этом другая особенность влияние музыки – объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого.

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших  мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный  отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Третья особенность  влияние музыки, по выражению Д.Шостаковича  «прекрасный своеобразный язык», сочетая  выразительную, яркую мелодию, гармонии, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок  по – своему проявляет интерес  и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.

В наш век  расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники  музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах – слушатели бывают разных возрастов: Молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех их музыка влияет, не одинакова, формируя личность человека.

Дети, они так  восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А, песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции.

В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает  свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое - то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельные движения, проявляет «комплекс оживления».

Дети по старше способно осмысливать некоторые  связи между явлениями, сделать  простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске.

Складываются  такие музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанром музыки. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса – способность дать оценку произведениям и их исполнению.

И для того, что  бы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопление элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущение, необходимо определенные развития эмоциональных и познавательных процессов.

Основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свои фантазии.

Процесс влияния  музыки на формирование личности ребенка тесно взаимосвязан с процессом обучения дошкольников.

Процесс влияния  музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное  внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому  педагогу.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивы» рано входит в жизнь ребенка. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. На личность ребенка и его формирование влияет эстетическое восприятие, оно действительно имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота восприятия ребенком как единство формы и  содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определённым отношением к нему.

В формировании эстетического вкуса на личность детей, большая роль принадлежит  обучению. На занятиях школьников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Всё это влияет на формирование личности школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Содержание понятия эмоциональная отзывчивость на музыку.

 

Музыка один из важнейших факторов полноценного развития личности. Она развивает  не только духовный, но в первую очередь  эмоциональный мир человека. Именно поэтому во времена Пушкина чтилась мораль. Люди были благородными и пресвященными. Устраивали балы, писали поэмы. Музицировали. Люди этой эпохи отличались особой чувственностью и эмоциональностью. Отчасти благодаря музыке. Они воспитывались среди музыки. Музыка жила в них…

Чтобы лучше  понять музыку, нужно как можно  лучше рассмотреть все составляющие процесса музыкального развития. И в первую очередь эмоционального аспекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Что такое эмоциональная отзывчивость на музыку.

 

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и  ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

Эмоции и чувства  – понятия синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции – это реакция  человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих  ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства – это своеобразно  выраженное переживаемое человеком  отношение к окружающей действительности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей.

Не каждый взрослый человек  способен разобраться во всей гамме  своих переживаний. А для ребенка  эта задача становится еще более  трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более  им трудно осознать те разнообразные  переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.

История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и фундаментальных трудов, связанных  с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеньковского.

И.А. Сикорский в своей  книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно  только то, что чувства и аффекты  появляются у детей значительно  раньше, чем другие виды психических  функций (например, воля, рассудок), и  в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни»

Психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский  в своей книге «Психология  детства» отводит эмоциональным  явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода.

Психолог Л.С. Выготский  в «Педагогической психологии»  писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

А.В. Запорожец в одной из своих работ, посвященных изучению эмоций у детей дошкольного возраста, напомнил о сравнении эмоций с Золушкой, сделанном Н.Н. Ланге, и отметил весьма ограниченные результаты работ в этой области. А.В. Запорожец подчеркнул, что для психологических исследований эмоций характерна потеря предмета изучения. Замечая, что «психология без учения об эмоциях не много стоит», ученый указывал на необходимость развертывания фундаментальных исследований в области детских эмоций. Проблема эмоций отражена в научных исследованиях Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнаса, Я. Рейковского и др. Большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка придавала Л.И. Божович.

В последнее время  проблема эмоций и чувств человека, как базис его душевной жизни стали предметом серьезных теоретических обсуждений психологов и педагогов, таких как В.П.Зинченко, А.Б.Орлова, С.Д.Смирнова и др.

Говоря о развитии эмоций в детстве, Г.А.Вартанян и  Е.С. Петров в работе «Эмоции и  поведение» отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности школьника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком осваиваются экспрессивные формы  выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное  развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение  речи в эмоциональные процессы, что  приводит к их интеллектуализации.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку