Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.
Для воспитания гуманистического отношения к людям в условиях детского коллектива очень важно проявление взрослым равного отношения ко всем детям. Нельзя противопоставлять одних детей другим, сравнивать их между собой. Необходимо привлекать внимание к "отверженным", замкнутым детям, поощрять успехи детей, видеть их способности и качества человечности, с пониманием относиться к проблемам детей. Только в атмосфере равенства, взаимного принятия и уважения взрослый приобщает ребенка к духовным ценностям, открывает перед ним мир человеческих переживаний, учит не только соучастию, но и содействию в жизни других людей.
Благоприятный
эмоционально-психологический
– если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
– если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
– если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
– если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
– если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей;
– если ребенок
живет в понимании и
Эти правила определяют стратегию взаимодействия педагога с ребенком:
Известно, что совместная деятельность – это своего рода "школа чувств". Она обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые характеризуют ребенка как существо высшее, социальное. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных, доступных возрасту формах.
Учеными установлено, что управлять ходом развития и становления эмоциональных отношений ребенка к другим людям можно, изменяя условия деятельности. Так, в условиях индивидуального выполнения деятельности эмоциональные проявления ребенка сопровождают предметно-операционную ее сторону, т.к. в этом случае доминирует предметная задача. Но в том случае, если ребенок выполняет деятельность рядом или вместе с другими, то решается смысловая задача и происходит освоение действия в системе отношений со взрослым или сверстником.
Практическое взаимодействие ребенка со взрослыми или сверстниками порождает определенные эмоциональные проявления, способствует закреплению их в устойчивых жизненных отношениях, позициях, установках.
Исследования А.Д.Кошелевой, Я.3.Неверович позволили обнаружить зависимость формирования у детей положительного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества, симпатии к малышам от характера осуществляемой ими деятельности и организации взаимодействия взрослого с ребенком и ребенка с ребенком в процессе ее протекания. Если эта деятельность организована таким образом, что ее осуществление объективно требует кооперации и взаимопомощи, а достижение значимой цели предполагает объединение усилий всех участников, то создаются условия для возникновения общности эмоциональных переживаний и взаимной симпатии между членами детской группы.
В противном случае, когда деятельность детей по своему содержанию лишена объединяющего начала, когда цели одного из членов группы приходят в противоречия с целями другого, в этих условиях начинают складываться отрицательные отношения между детьми. При индивидуальной работе дети часто не замечают трудностей даже у сверстника, сидящего за тем же самым столом, и тем более не выслушивают друг друга, не откликаются на жалобы товарища. Естественно предположить, что для формирования у детей таких качеств, как человечность, отзывчивость, гуманность, будут иметь значение те ситуации, в которых ребенок будет действовать не один, а вместе с другими детьми. Однако не следует думать, что совместная деятельность оказывает положительное влияние как бы автоматически. Чтобы она действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только общей задачи, которая должна воплотиться в совокупном продукте. Очень важно задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий (распределить этапы деятельности, действия, обозначить точки соприкосновения, выделить воздействия и т.п.), которая способствовала бы развертыванию между детьми активного общения по поводу работы, включая обсуждение социального смысла деятельности, ее назначения, вклада отдельных участников, условий ее успешного осуществления.
Ведущей деятельностью ребенка-школьника является игра. Особое значение имеют игры с исполнением ролей в воображаемых ситуациях, или, как называют их дети, игры "понарошку". Эти игры возможны благодаря человеческой способности представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него, отождествить себя с ним. Игры подобного рода обогащают эмоциональный опыт ребенка, позволяют испытывать чувства, которые в жизни могут быть недоступны. В процессе игры формируются гуманистические, альтруистические чувства и отношения: внимание к нуждам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и т.д.
Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Формирование отзывчивости и простейших видов взаимопомощи возможно лишь на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на позитивный пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит конечно же семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.
На социальное поведение ребенка влияет поведение родителей, а также их отношение к своим детям. Наблюдения показывают, что у родителей, помогающих другим людям, относящихся с пониманием и сочувствием к несчастью других, скорее всего, будут также альтруистичные и помогающие дети.
Заботливое отношение к каждому ребенку способствует воспитанию отзывчивости. Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности или недоброжелательности по отношению к ним. Родительская несправедливость и невнимательность ожесточают сердце ребенка, ставят его в конфликтные отношения со взрослыми и сверстниками.
Во многих исследованиях
отмечается тормозящее влияние на развитие
чувств детей отрицательных эмоциональ
Нередко родители, обеспечивая детей всевозможно лучшими бытовыми условиями, заботясь об их здоровье и учебе, упускают из вида потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Их родительская любовь в данном случае оказывается весьма односторонней, потому как она лишена эмоций. Каждый человек испытывает естественную потребность в эмоциональном тепле и поддержке. Особенно это необходимо детям. Малолетние дети особенно остро ощущают потребность в близких доверительных эмоционально позитивных контактах со взрослыми.
Детям очень важно ощущать безопасность, уверенность и доверие, прежде чем они смогут по-доброму относиться к окружающим. Воспитанные в недостатке любви и ласки, они вырастают холодными и неотзывчивыми. Чуткость воспитывается чуткостью. Семья, родители призваны научить детей эмоциональной чуткости на простейших и доступных примерах. Следует не бояться делиться с детьми своими переживаниями. Эмоциональную чуткость нельзя воспитать холодной беспристрастностью и спокойным равнодушием. Дети должны чувствовать и понимать, что дорого родителям, близким, что их огорчает, радует, тревожит.
По утверждению Н.П.Аникеевой, ребенок чувствует любовь родителей, если: родители умеют доступно выражать свои чувства ребенку; ребенок соответственно понимает родителей; родители понимают внутреннее состояние ребенка и способны воспринять выражаемые ребенком чувства любви, привязанности. Чуткость, внимание, доверительный тон, вызывают ответное желание поделиться своими радостями, переживаниями. Ежедневные проявления теплоты – незаметная, но очень важная поддержка для ребенка, дающая ему ощущение, что он нужен и любим.
2.2. Актуальность
развития эмоциональной
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития личности.
Музыкант должен иметь адекватное представление об исполняемой музыке, понимать ее внутренний психологический смысл, должен раскрывать и доносить до слушателей ее характер и собственное отношение к исполняемой музыке. К сожалению, высокие требования к совершенствованию технических навыков направляют внимание многих преподавателей-пианистов в первую очередь на технически безупречное исполнение, отчего обучение музыке в инструментальном классе часто приобретает технологический характер в ущерб художественному развитию ребенка.
Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью уроков музыки.
Сложившаяся в условиях отечественного массового музыкального образования практика музыкально-эстетического развития детей исходит из того, что сущностную основу любой музыкальной деятельности составляет ее эмоционально-содержательная сторона. Музыку невозможно воспринимать, понимать, постигать, исполнять без эмоций, которые составляют основу её содержания. Постижение эстетической сферы музыки чисто рассудочным способом, переводом её художественных образов в словесные описания - просто невозможно. Для восприятия сложного мира человеческих эмоций и чувств, отраженных в музыкальных произведениях различных эпох, необходимы не только развитый слух, практические навыки владения инструментом, но и эмоционально развитый воспринимающий субъект. Воспитание эмоционально восприимчивых людей - важнейшая задача музыкальной педагогики.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку