Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е.музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».
2.1. Особенности
развития эмоциональной
Возрастные особенности
Маленький ребенок живет во власти эмоций: то он беспокоен, то безутешно плачет, то безудержно кричит, то вдруг тихо умиротворенно лежит, на что-нибудь взирая. Разнообразие эмоциональных реакций, сила и глубина их проявлений свидетельствуют о полноценном психическом развитии младенца. В 2-3 месяца у младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку, проявляющееся в эмоционально-двигательной реакции на взрослого, которая получила название "комплекс оживления". Сущность ее состоит в том, что ребенок, сосредоточивая взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками, ножками, издает тихие звуки.
Можно говорить о том, что "комплекс оживления" является первым эмоциональным откликом ребенка на человека. Западные и отечественные психологи считают, что уже в возрасте 2-3 месяцев ребенок обнаруживает первичные эмпатические реакции на отрицательное состояние матери – тревогу, огорчение, страх. Они носят характер плача, двигательного возбуждения и отказа от пищи. Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Учеными установлено, что уже шестимесячные дети плачут при виде расстроенной матери. Плохое настроение матери передается ребенку. Дети реагируют на ссоры между родителями, на тон их голоса. К концу первого года жизни ребенок не только плачет, если при нем кого-то обижают, но и делает попытки утешить. Можно скорее обмануть взрослого, чем ребенка в тех чувствах, которые мы к нему испытываем. Развитие речи и двигательной активности ребенка способствует все более действенному характеру его сочувствия. Но все эти эмоциональные реакции ребенка на состояние матери еще нельзя в полной мере отнести к сочувствию или сопереживанию. Здесь скорее пока синтония, эмоциональное заражение состоянием другого.
В возрасте 5-6 лет
эмоциональные реакции ребенка
приобретают самостоятельный
Показателями эмоциональной отзывчивости детей выступают следующие: ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других; эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им; тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание; проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным; осуществляет эмоционально-утешительные действия.
Перечисленные показатели составляют основу определения уровней развития эмоциональной отзывчивости у детей.
Высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется следующими показателями:
– ведущий тип эмпатии – гуманистический: дети проявляют интерес к состоянию других, ярко, эмоционально реагируют на него, идентифицируются с эмоциональным состоянием другого, выражают сочувствие, сопереживают;
– преобладает потребность в благополучии другого: проявляют заботу о других, замечают затруднения у сверстников, адекватно их оценивают и бескорыстно предлагают свою помощь;
– ярко выражена эмоционально-социальная направленность поведения: дети активно включаются в ситуацию, успокаивают, обнимают переживающего ребенка, готовы поделиться чем-либо, чтобы его успокоить;
– развиты эмоционально-перцептивные способности: способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние.
Средний уровень:
– ведущий тип эмпатии – смешанный, т.е. дети в одних ситуациях проявляют гуманистическую, а в других эгоцентрическую эмпатию;
– эмоционально–действенное реагирование стимулируется извне (под влиянием взрослого или сверстника);
– проявление эмоционального отклика чаще всего происходит под действием узколичного мотива – быть хорошим, заслужить похвалу, положительную оценку взрослого, привлечь его внимание;
– отсутствует внутренняя потребность в оказании помощи: дети даже если и проявляют интерес к эмоциональному состоянию других, реагируют на переживания сверстников, но при этом пытаются "взять" внимание взрослого на себя и особенности своего хорошего поведения;
– сочувствие и сопереживание носят неустойчивый характер: дети замечают затруднения у сверстников, живо откликаются на них и предпринимают попытки помочь, но быстро их прекращают.
Низкий уровень:
– преобладает эгоцентрический тип эмпатии: реагируя на переживания сверстников, дети при этом пытаются "взять" внимание взрослого на себя и особенности своего поведения, в большей степени изображая сочувствие, чем реально его переживая;
– социально-эмоциональная направленность развита слабо: свойственно проявление эгоизма, сосредоточенность на себе и своих переживаниях;
– эмоционально-перцептивные
способности развиты
– характерно отсутствие активного, действенного выражения сопереживания и сочувствия, иногда дети делают попытки помочь сверстникам, но быстро прекращают их, не проявляют активного содействия другим даже по просьбе взрослого.
Условия развития эмоциональной отзывчивости у детей.
Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и другие ученые большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости у детей придавали сформированности у них эмоционального воображения и эмоционального предвосхищения, т.е. способности заранее представить и пережить смысл той или иной ситуации и предпринимаемых действий. Эта способность осведомляет ребенка о том, в каких отношениях он сам или другой находится с окружающей социальной средой и побуждает его ликвидировать имеющий место разлад, а также дает возможность предвидеть последствия своих действий и поступков. Экспериментальное исследование Я.З.Неверович показало, что дети способны к проявлениям эмоционального предвосхищения.
Решающая роль в становлении эмоциональной отзывчивости принадлежит конкретным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Формирование отзывчивости и простейших видов взаимопомощи должно протекать на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние, при постоянной опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям.
Психологические исследования ряда ученых (О.С.Газман, В.А.Петровский и др.) свидетельствуют о большой роли механизма неосознаваемого ребенком "заражения" чертами педагога, заимствования детьми особенностей поведения. Учитель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами – плохой учитель.
Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту. Учитель должен, прежде всего, замечать и поощрять всевозможные "ростки" положительных проявлений детей в отношении друг с другом: добрые намерения, дела, поступки. О них нужно говорить выразительно и развернуто, в то время как отрицательным проявлениям в отношениях следует уделять внимание совсем по-другому. Очень часто поведение педагога и детей направлено на то, чтобы осудить обидчика, при этом нередко почти полностью забывают об обиженном ребенке. Гораздо эффективнее действует противоположный прием: фиксация внимания и детей, и педагога не на обидчике, а на обиженном ребенке. Педагог жалеет пострадавшего ребенка, утешает, говорит ласковые слова. К такому эмоциональному выражению содействия и сочувствия он активно привлекает других детей, включая их в акт заботы и оказания помощи. Учитель постоянно подчеркивает нравственный рост и совершенствование ребенка: было трудно, но он не отступил, преодолел соблазн и помог сверстнику. Подобные действия педагога приводят к тому, что взаимоотношения с другими лицами оказываются в центре внимания, размышлений и переживаний ребенка.
В группе детей необходимо создать такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Педагогу не следует скупиться на ласку при общении с маленькими детьми. Дети должны иметь возможность доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Это создает у них ощущение эмоционального благополучия, комфорта и способствует свободному самовыражению. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, формируется холодность и замкнутость.
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку