Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Босиной Т.В. ИПиПД 3курс..doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

На протяжении детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка  начинает формироваться чувство  долга. Моральное сознание, являясь  основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Ключевыми моментами  эмоционального развития ребенка являются:

  • освоение социальных форм выражения эмоций;
  • формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми  его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся  к нему, признают его права, постоянно  внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство  уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Если оценивать особенности  чувств ребенка, то надо сказать, что он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Ребенок – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции утомляют его  до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности  эмоций и чувств ребенка характеризует  увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.

Эмоциональная отзывчивость раскрывается спонтанность и легкость, с которой человек  в состоянии реагировать эмоционально другому лицу, в какой степени  человек - взрослого или ребенка - чувствует себя комфортно формирования теплый, уютный, участие, прочный, и не оборонительный вложения с другими людьми, вложения, которые безмятежно эмоциональным настороженность, сужение или отсутствие доверия. Межличностные отношения эмоционально отзывчивые люди, как правило, лично и близко, и таких людей мало неприятностей ответ на дружбу достижений других. В отличие, эмоционально отвечать на запросы людей эмоционально изолированных от других. Они имеют ограниченный и часто только оборонительные эмоциональной вовлеченности с другими. Они могут, однако, общительный и дружелюбный, но дружелюбие не следует путать с возможностью вступить в интимные отношения. Некоторые люди, которые дружески не в состоянии с интимной, участие, не оборонительной отношений, их отношения, как правило, без личного и несколько далеких эмоционально.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие  состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".

Эмоции проявляются  в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости) , пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов) , ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.

На основании  телесных переживаний Кант делил  эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) - ослабляющие.

Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.

Длительные  эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся  в повышенном настроении, другие склонны  к угнетенному состоянию, к тоске  или всегда раздражены. Настроение - сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.

Психическая сторона  эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных  аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Взрывчатые  аффективные реакции, связанные  с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.

Я постаралась  наиболее широко раскрыть понятие эмоциональной  отзывчивости и эмоций в целом. Эти  особенности нашей психики являются одними из важнейших элементов полноценной  личности. Но что же необходимо для  развития этих аспектов вне дома? Я думаю это квалифицированный персонал, любовь к детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Значение музыкального искусства в развитии эмоциональной отзывчивости.

 

 

Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни  человека требует целенаправленного  развития этого качества личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, торжества, любви, ненависти и так далее: всей гаммы сложных чувств и эмоций искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций. 
Музыку среди других видов искусства выделяет, прежде всего, её сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с её способностью не просто описывать ситуацию чувства, а как бы "изнутри" воспроизвести его, непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально-психического состояния, их смены и взаимные переходы.

Человеческая  мысль издавна стремилась постичь тайны воздействия музыки на человека. Лев Толстой называл музыку "стенографией чувств", В.В.Медушевский считает музыку "сокровищницей духовной культуры, хранилищем всего лучшего, что передумало и пережило человечество". У Е.В.Назайкинского, "музыка - искусство психических состояний; искусство эстетического анализа; запечатления, воссоздания, передачи переживания душевных, жизненных состояний в специфической художественной форме. Но сама мысль о возможностях музыки передавать самые глубокие чувства человека зародилась в отдалённые эпохи: древнекитайский философ Сюнь-Цзы - трактат "О музыке", средневековые мыслители Армении, Абдуразман Джами (XVI в.), теоретик и композитор Царлино Джозеффо (XVI в.) и другие. Современные исследователи отмечают зрелость эстетического древних греков в их отношении к музыке, как к "мимезису"- отражению человеческой жизни.В Германии в XVIII веке И.Маттезон создал известную теорию аффектов, согласно которой каждая мелодия есть выражение определённого душевного состояния страсти. По его мнению, цель музыки "вызвать яркий аффект и движение наших чувств".Представители франзуской музыкально-эстетической мысли Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Л.Грегори (XVIII в.) воплотил в своих трудах интонационное понимание музыкального искусства, исходя в своих суждениях из подражательной концепции искусства (из идеи подражания человеческой речи).Д.Дидро большое значение придавал интонации, утверждая, что "каждой страсти" свойственна своя интонация. Он также доказал взаимообусловленность интонаций и жестов.

В России XIX века интересны воззрения композитора и критика А.Н.Серова. он называет музыку - искусством, в котором "может отражаться вся жизнь человеческая в той степени, как она волнует душу чувством печали, скорби и чувством отрады, со всеми бесконечными оттенками этих чувств"; отмечает два её могущественных свойства: выражение самых тонких изгибов душевного движения и удовлетворения слуха архитектурною правильностью плана и отдельных частей. Серов подчёркивает, что "язык музыкальный - язык самых тонких, иногда едва ощутимых волнений, аффектов души", содержание музыки - психический мир человека в самых многогранных и тонких проявлениях, язык музыки - широкодоступная общительная речь от сердца к сердцу. 
Б.В.Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Согласно концепции Б.В.Асафьева все богатство музыкальных средств (мелодия, гармония, ритм и так далее) имеет интонационную основу: "музыка-искусство интонируемого смысла". Она включает в себя образно-интонационное моделирование явлений и эмоций. Среди основных параметров его концепции можно выделить следующие: взаимосвязь музыкального интонирования с интонированием речевым, декламационным, поэтическим; коммуникативные возможности интонационных явлений.

Выразительность языка музыки во многом сходна с  выразительностью речи. А речевая интонация, выражает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего. Такую же роль играют в человеческом общении и жесты. Частично они тоже помогают передавать мысль, но главное их назначение - выразить чувство. Поэтому жесты, мимику и речевую интонацию психология называет "выразительными движениями".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Педагогические условия развития  эмоциональной отзывчивости на                       музыку у детей.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на  самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный  период  чрезвычайно  важен для последующего развития человека: музыка, которую  слушает  будущая  мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.  

Музыка является одним  из богатейших и действенных средств  эстетического воспитания,  она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. 

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку