Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Босиной Т.В. ИПиПД 3курс..doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

Всё это даёт основание для более глубокого  изучения данной проблемы в теоретическом  плане и подводит к необходимости  определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Проблема: каковы пути развития эмоциональной сферы школьников средствами музыки.

Объектом исследования является педагогический процесс развития эмоциональной сферы у младших школьников при восприятии музыки.

Предметом данного исследования является развитие эмоциональной сферы школьников посредством восприятия музыки.

Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом  и целью были определены следующие задачи:

  • изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
  • выявить особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста;
  • разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей в процессе восприятия музыки.

Гипотеза  исследования: развитие эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста будет более успешным при следующих условиях:

  • если учитель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки;
  • если руководитель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
  • если учитель будет обучать детей способам выражения эмоций.

Специфика объекта  и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

    • теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
    • наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы младших школьников;
    • психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
    • использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций средствами восприятия музыки.

Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.

Практическая  значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться преподавателями в работе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внеклассные занятия как эффективная форма эмоциональной  отзывчивости на музыку.

 

Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Она должна быть тесно связана с работой групп продленного дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщить их музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

Организую внеклассную  работу по музыке, следует помнить, что:  
- все виды внеклассных занятий должны быть направлены на нравственно эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;  
- широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;  
- необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Успех всей разнообразной  работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, СМИ, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.

Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:  
1. соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность, увлеченность;  
2. разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями;  
3. подбирать художественный иллюстрированный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьником;  
4. повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов;  
5. учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал;  
6. направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы;  
7. соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Организационными формами  проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:  
1. массовые: общешкольный хор, оркестр, народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекторием (лекции – концерты, беседы о музыке), просмотр видеофильмов;  
2. кружковые: сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.

Итак, мы узнали какие  есть виды внеклассной деятельности. Но что же такое внеклассная деятельность по мнению специалистов? Как определяют ее великие умы современности и прошлых лет?

Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время.  
Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Включение в различные  виды внеклассной работы обогащает  личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.  
Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

В различных формах внеклассной  работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

 Думаю я в полной  мере раскрыла это понятие.  Сейчас я хотела бы поговорить  о активной моторной реакции на музыку в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Активная моторная реакция на музыку у детей.

Музыкальная активность - это свойство личности, которое  проявляется в её положительном  отношении к содержанию и процессу музыкальной деятельности, в эмоциональной  отзывчивости на музыку, в приобретении опыта эмоционально-осознанного отношения к музыке. Музыкальная активность выступает важным условием успешного процесса обучения музыки в общеобразовательной школе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования и развития данного качества. Свидетельством музыкальной активности младших школьников являются эмоциональная отзывчивость на музыку, активное стремление к приобретению знаний о музыке, желание слушать и исполнять музыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием у ребёнка музыкального чувства, тонкости эмоционального проникновения в сферу музыки, с наличием интереса к выявлению связей содержанием музыкального произведения и жизнью. Возникновение эмоционального отклика на музыку обусловлено преобладанием эмоционально-чувственного в природе музыкального искусства.

Эмоциональное воздействие  музыки имеет большое значение в  формировании у школьников потребности  в общении с искусством. Активное стремление к. приобретению знаний о музыке подразумевает сознательное овладение учащихся музыкальными умениями и навыками, способствующими более глубокому и осознанному вхождению в мир музыки. А это возможно, если учащиеся будут не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития, смогут приблизиться к осознанию жизненности содержания музыкального произведения. Желание слушать и исполнять музыку означает реализацию умения применять музыкальные знания на практике, причём не только в знакомых, но и в новых ситуациях. Этот критерий предусматривает такую направленность формирования музыкальной культуры школьников, которая связана с развитием у них. конкретных музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков в процессе восприятия музыки, а также их координации.

Важным средством формирования и развития вышеперечисленных качеств  являются музыкально-ритмические движения, под которыми мы будем понимать движения под музыку с целью полнее передать се характер либо выразить музыкальный  образ. Тесная связь музыки и танца, как видов искусства, имеющих интонационную природу, была отмечена многими музыкантами, учёными, педагогами. Е.В.Николаева пишет, «ритмопластическая интонация, получающая сове воплощение в искусстве движения, ... никогда не теряет связи с интонацией музыкальной»

Такие особенности музыкального искусства как его временная  природа, объединяющее и организующее начало ритма, творческий характер всех видов музыкальных деятельности свидетельствуют о тесной связи  музыки и движения, пластической импровизации. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Потребность ребенка в движении, вызванная ростом организма, а также психологические особенности восприятия человеком музыки позволяют предположить, что музыкальное движение - один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у школьников творческих качеств личности и развития у них музыкальной активности.

Двигаясь под музыку, ребенок отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает всё музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.). Так музыкально-ритмические движения развивают эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку, что, как указывалось выше, является одним из критериев музыкальной активности личности.

Таким образом, музыкально-ритмические  движения являются важным средством развития музыкальной активности младших школьников, так как в процессе движений под музыку ребёнок учится выражать в движении характер музыки, воспринимая и анализируя всю совокупность музыкально-выразительных средств, он непосредственно выражает свое отношение к музыке и, как творец, участвует в процессе рождения музыкально-двигательного образа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Практический метод активизации эмоциональной отзывчивости     на     музыку у школьников.

 

 Чтобы лучше разобраться  в данном вопросе я взяла за основу программу Д. Кабалевского. И в данной главе буду стараться ее проанализировать.

Предполагаемая программа  курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных  школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апрак- синой, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В вязи с этим предлагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим программам, ориентируя их на животрепещущие проблемы современности, обновляя духовно-нравственными акцентами и музыкально-экологическим содержанием. Предлагаемая программа и учебно-методические комплекты могут использоваться в каждом из регионов России и насыщаться местным и национальным материалом. Программа создана в соответствии с законом «Об образовании РФ»: она призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень» музыкального образования, интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).

Программа построена  по принципу «минимакса», сформулированному  академиком А.А.Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000…, М.1997). Максимум содержания Программы для тех, кто хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться музыкальных школах) и минимум – ля всех с учетом природных способностей.

Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитания и образованию, которое рассматривается в ситуации глобального духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни человека. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства. В связи с чем содержание программы предусматривает душевное состояние первоклассников: трудности адаптации к школе и стрессовой характер первого года обучения, а также общие социальные причины (70% населения России живет в состоянии хронического стресса) предлагаемые творческие и музыкально-игровые формы обучения направлены на снятие стресса у детей. Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение, многообразные формы которого призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников, пагубно сказывающейся на здоровье детей.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку