Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.
Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.
Проблема: каковы пути развития эмоциональной сферы школьников средствами музыки.
Объектом исследования является педагогический процесс развития эмоциональной сферы у младших школьников при восприятии музыки.
Предметом данного исследования является развитие эмоциональной сферы школьников посредством восприятия музыки.
Цель работы: разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста будет более успешным при следующих условиях:
Специфика объекта 
и предмета исследования определили 
необходимость использования 
Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.
Практическая значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться преподавателями в работе с детьми.
Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Она должна быть тесно связана с работой групп продленного дня и тщательно спланирована. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщить их музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.
Организую внеклассную 
работу по музыке, следует помнить, 
что:  
- все виды внеклассных занятий должны быть направлены на нравственно эстетическое 
воспитание школьников, формирование 
их музыкальных вкусов и интересов;  
- широкое использование различных методов 
должно способствовать пробуждению художественных 
интересов, развитию художественного 
воображения, музыкальных, творческих 
способностей школьников;  
- необходимо воспитывать у учащихся интерес 
к просветительской работе, стремление 
пропагандировать музыкальную культуру. 
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, СМИ, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий 
предполагает следование определенным 
методическим рекомендациям:  
1. соблюдать основные принципы организации 
внеклассной музыкальной деятельности 
детей: преемственность, планомерность, 
последовательность, систематичность, 
увлеченность;  
2. разнообразить содержание внеклассных 
мероприятий для накапливания музыкального 
опыта детей и обогащения их новыми музыкальными 
впечатлениями;  
3. подбирать художественный иллюстрированный 
материал высокого качества и показывать 
его отличное исполнение как учителем, 
так и школьником;  
4. повышать занимательность содержания 
внеклассного мероприятия, новизну его 
элементов;  
5. учитывать возрастные особенности детей 
и музыкальный уровень их развития, подбирать 
соответствующие формы проведения внеклассных 
занятий, доступный музыкальный и литературный 
материал;  
6. направлять внеурочную музыкальную 
работу на развитие активности детей, 
их воображения и инициативы;  
7. соблюдать определенную продолжительность 
занятия в зависимости от возраста детей. 
Организационными формами 
проведения внеклассной музыкально-
1. массовые: общешкольный хор, оркестр, 
народных инструментов, праздники, карнавалы, 
смотры, конкурсы, коллективные посещения 
оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, 
музыкальных лекторием (лекции – концерты, 
беседы о музыке), просмотр видеофильмов;  
2. кружковые: сольные, инструментальные, 
хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные 
факультативы.
Итак, мы узнали какие есть виды внеклассной деятельности. Но что же такое внеклассная деятельность по мнению специалистов? Как определяют ее великие умы современности и прошлых лет?
Внеклассная работа — это организация педагогом различных 
видов деятельности школьников во внеучебное 
время.  
Внеучебная (внеклассная) деятельность 
способствует более разностороннему раскрытию 
индивидуальных способностей ребенка, 
которые не всегда удается рассмотреть 
на уроке.
Включение в различные 
виды внеклассной работы обогащает 
личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой 
деятельности, ребенок приобретает необходимые 
практические умения и навыки.  
Разнообразная внеклассная воспитательная 
работа способствует развитию у детей 
интереса к различным видам деятельности, 
желания активно участвовать в продуктивной, 
одобряемой обществом деятельности. Если 
у ребенка сформирован устойчивый интерес 
к труду в совокупности с определенными 
практическими навыками, обеспечивающими 
ему успешность в выполнении заданий, 
тогда он сможет самостоятельно организовать 
свою собственную деятельность. Это особенно 
актуально сейчас, когда дети не умеют 
занять себя в свободное время, в результате 
чего растут детская преступность, проституция, 
наркомания и алкоголизм. 
В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Думаю я в полной мере раскрыла это понятие. Сейчас я хотела бы поговорить о активной моторной реакции на музыку в целом.
Музыкальная активность - это свойство личности, которое проявляется в её положительном отношении к содержанию и процессу музыкальной деятельности, в эмоциональной отзывчивости на музыку, в приобретении опыта эмоционально-осознанного отношения к музыке. Музыкальная активность выступает важным условием успешного процесса обучения музыки в общеобразовательной школе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования и развития данного качества. Свидетельством музыкальной активности младших школьников являются эмоциональная отзывчивость на музыку, активное стремление к приобретению знаний о музыке, желание слушать и исполнять музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием у ребёнка музыкального чувства, тонкости эмоционального проникновения в сферу музыки, с наличием интереса к выявлению связей содержанием музыкального произведения и жизнью. Возникновение эмоционального отклика на музыку обусловлено преобладанием эмоционально-чувственного в природе музыкального искусства.
Эмоциональное воздействие музыки имеет большое значение в формировании у школьников потребности в общении с искусством. Активное стремление к. приобретению знаний о музыке подразумевает сознательное овладение учащихся музыкальными умениями и навыками, способствующими более глубокому и осознанному вхождению в мир музыки. А это возможно, если учащиеся будут не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития, смогут приблизиться к осознанию жизненности содержания музыкального произведения. Желание слушать и исполнять музыку означает реализацию умения применять музыкальные знания на практике, причём не только в знакомых, но и в новых ситуациях. Этот критерий предусматривает такую направленность формирования музыкальной культуры школьников, которая связана с развитием у них. конкретных музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков в процессе восприятия музыки, а также их координации.
Важным средством формирования 
и развития вышеперечисленных качеств 
являются музыкально-ритмические 
Такие особенности музыкального искусства как его временная природа, объединяющее и организующее начало ритма, творческий характер всех видов музыкальных деятельности свидетельствуют о тесной связи музыки и движения, пластической импровизации. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Потребность ребенка в движении, вызванная ростом организма, а также психологические особенности восприятия человеком музыки позволяют предположить, что музыкальное движение - один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у школьников творческих качеств личности и развития у них музыкальной активности.
Двигаясь под музыку, ребенок отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает всё музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.). Так музыкально-ритмические движения развивают эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку, что, как указывалось выше, является одним из критериев музыкальной активности личности.
Таким образом, музыкально-ритмические движения являются важным средством развития музыкальной активности младших школьников, так как в процессе движений под музыку ребёнок учится выражать в движении характер музыки, воспринимая и анализируя всю совокупность музыкально-выразительных средств, он непосредственно выражает свое отношение к музыке и, как творец, участвует в процессе рождения музыкально-двигательного образа.
Чтобы лучше разобраться в данном вопросе я взяла за основу программу Д. Кабалевского. И в данной главе буду стараться ее проанализировать.
Предполагаемая программа курса обобщает лучшие достижения предшествующих программ по музыке для общеобразовательных школ, созданных под руководством Д.Кабалевского, А.Апрак- синой, Ю.Алиева, Н.Терентьевой и др. и развивает их связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня. В вязи с этим предлагаемый курс может служить естественным дополнением к существующим программам, ориентируя их на животрепещущие проблемы современности, обновляя духовно-нравственными акцентами и музыкально-экологическим содержанием. Предлагаемая программа и учебно-методические комплекты могут использоваться в каждом из регионов России и насыщаться местным и национальным материалом. Программа создана в соответствии с законом «Об образовании РФ»: она призвана создать условия для духовной «самореализации личности» и средствами искусства в школьнике «Сформировать человека и гражданина», обеспечить «адекватный мировому уровень» музыкального образования, интегрировать» личность школьника в национальную и мировую культуру (закон РФ «Об образовании»).
Программа построена по принципу «минимакса», сформулированному академиком А.А.Леонтьевым в статье «Педагогика здравого смысла» (сборник «Школа 2000…, М.1997). Максимум содержания Программы для тех, кто хочет научиться (в том числе и для музыкально-одаренных детей, не имеющих возможности учиться музыкальных школах) и минимум – ля всех с учетом природных способностей.
Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитания и образованию, которое рассматривается в ситуации глобального духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни человека. Понятие музыкального воспитания связано с внешней музыкальной средой окружающей жизни и в личностном плане – с той внутренней музыкой, которую каждый человек с рождения и до могилы носит в своей душе. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства. В связи с чем содержание программы предусматривает душевное состояние первоклассников: трудности адаптации к школе и стрессовой характер первого года обучения, а также общие социальные причины (70% населения России живет в состоянии хронического стресса) предлагаемые творческие и музыкально-игровые формы обучения направлены на снятие стресса у детей. Обязательной рубрикой урока музыки введено музыкальное движение, многообразные формы которого призваны восполнить существующий дефицит подвижности школьников, пагубно сказывающейся на здоровье детей.
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку