Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Босиной Т.В. ИПиПД 3курс..doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

Во втором классе. После  повторения музыкальной азбуки, школьники осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке и речи, музыкальная фраза и предложение, музыкальная мысль, музыкальная риторика, мелодия и гармония, аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной, духовной классической, современной.

В третьем классе школьники  знакомятся с музыкальными жанрами. Приобретают навыки музицирования  в жанре и стиле, - в этом им поможет учебник – тетрадь  «Музыкальные жанры».

В четвертом классе –  школьники осваивают музыкальны формы на основе синтеза искусств (вокальная музыка, оперный театр, балет) и в сравнении с другими видами искусства.

В средней школе углубляются  представления о жанрах и стилях музыки на примере творчества великим  музыкантов – композиторов и исполнителей отечественной и зарубежной музыки, дается представление о мировой музыкальной культуре.

Принципы построения уроков музыки:

        1. Урок строится на основе принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов (темы соотнесены по другим предметам - природоведение, литература, живопись, окружающий мир, математика и др.)
        2. Принцип минимакса (согласно концепции образования А.Леонтьева): давать знания по максимуму, а требовать по минимум.
        3. Ведущий принцип – целостность теоретической и практической деятельности с целью приблизить школьника к созиданию в разных формах музыкального творчества.
        4. принцип ассоциативного сравнения «все познается в сравнении», сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в разных произведениях облегчает восприятия искусства.
        5. Претворение принципа меж предметных связей.
        6. Проблемное развивающее обучение.
        7. Ведущее значение двух видов эвристической деятельности: игровой и импровизированной (продемонстрировано в Музыкальной азбуке» автора) . игра используется с целью побуждения к творчеству. Нельзя превращать игру в развлечение в ущерб творчески познавательным установкам, а также превращать их в технические упражнении, ибо без радости нет музицирования! В учебно-методическом комплекте подробно описана система художественных игр и система творческих заданий.
        8. Мотивирующее отношение к обучению.

 

 

 

 

Структура уроков музыки.

Уроки музыки предполагают слушание и адекватное замыслу композитора  понимание музыкальных произведений, элементарное музицирование (пение  и игру на детских музыкальных  инструментах) музыкальное творчество 9звукоподражательную импровизацию на музыкальных инструментах, сочинение песенок0. музыкальное движение (театрализацию). Перечисленные компоненты составляют основу программы по дошкольному музыкальному образованию.

Формы работы на уроке.

Урок музыки это единый учебно-творческий процесс, все формы  которого слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку  следует продумать, каким образом  развивать у детей музыкальные  способности и навыки. Музыкальное  воспитание в школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке) но собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков. Этим задачам соответствуют определенные формы работы. Развитие музыкального восприятия осуществляется в традиционной форме слушания музыки с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок. Большое значение здесь имеют словесные объяснения учителя, его беседы с учениками. Учитель призван помочь детям выявить нравственную направленность произведения, его положительное влияние на человека, научить детей высказывать свое отношение к прослушанной музыке. Активизировать восприятие музыки могут такие формы как выражение впечатлений по поводу прослушанной музыки в рисунках или передать ее настроение в музыкальном движении (свободная пластическая импровизация под музыку, дети привыкли делать в дошкольных учреждениях). Детям легче будет импровизировать, если учитель сам покажет первые простейшие движения, которые подходят под данную музыку. Помните: дети любят двигаться под музыку и быстрее запоминают именно ту музыку, которая связана с движением.

Музыкальная грамотность. Как работать с «Музыкальной азбукой».

Музыкальная культура и  образованность предполагает музыкальную грамотность, знакомство с азами музыкальной грамоты, на основе которых возможно любительское музицирование - грамотное пение и игра на музыкальных инструментах в быту.

Учебник-тетрадь «Музыкальная азбука» написан по принципу минимакса  для первоклассников массовой школы с разным уровнем музыкальной подготовки. Он призван дать максимум знаний о средствах музыкальной выразительности и навыков. А школьник должен освоить его содержание по минимуму (в силу своих природных способностей и заинтересованности).

Цель учебника – познакомить с музыкальными средствами в связи с жизненными прообразами искусства музыки, в связи с личным жизненным опытом каждого школьника и тем самым обогатить представления о выразительных возможностях языка музыки.

Учебник-тетрадь «Музыкальная азбука», в отличие от других музыкальных пособий для общеобразовательных школ, с самых первых шагов ориентируют школьников на серьезное отношение к искусству музыки в противовес существующему «потребительскому» отношении к музыке-развлекалочке!

Работу в учебнике-тетради «музыкальная азбука» желательно начинать со второй четверти, после ТОО, как первоклассники немного адаптируются к школьному учебному процессу. Учебник составлен по принципу «минимакса», поэтому объем материала и скорость его прохождения зависит от способностей конкретной группы детей данного класса. Педагог сам определяет количество занятий на ту или иную тему.

Рубрики и учебники отражают структуру каждого занятия: знакомство с темой в доступной детям  форме, в жизненных ассоциациях, в связи с разными видами искусства, затем закрепление знаний в выразительном чтении стихов (динамические оттенки громко и тихо, стаккато т легато могут использоваться и на уроках чтения) и в элементарном музицировании - звукоизобразительной импровизации на детских музыкальных инструментах (продолжение традиции, заложенной в дошкольных детских учреждениях).

Писать и рисовать в учебник- тетради школьники  могут дома. Обязательно ставьте  отметки за старание чистоту ведения  тетради – так вы с первых шагов  приучите школьников к аккуратности. Дети любят загадки, - сформируйте правильное отношение к экзамену путем родостного отгадывания музыкальных загадок в рубрике Экзамен. Нотные картинки – загадки призваны не только закрепить знание музыкальных знаков в игровой форме, но и развить у школьников ассоциативное мышление, изобретательность, наблюдательность к окружающему миру. Рубрика «Угадай мелодию» поможет учителю музыки увязать программу по слушанию музыки с практическим музицированием. Повысить интерес детей к музыкальным занятиям.

Искусство слышать  и адекватно воспринимать.

Почему дети, часто  слушая не слышат? Для человека музыка является «средой обитания». От звука  нельзя отвернуться как от света  – он настигает нас помимо нашей  воли сильно воздействуя на нашу нервную систему. Современный человек в катастрофической искусственно-звуковой ситуации города поневоле развил в себе способность сопротивляться звучащей среде. воспринимая ее как звуковой фон (не придавая ей значения), в нашем лексиконе появился даже термин «фоновая музыка» подобно «музыкальным обоям». Если призадуматься серьезно, то это явление идет вразрез с человеческой природой: испокон веков едва уловимые нюансы звуков окружающего мира нужны были человеку, чтобы выжить физически, - звуки предупреждали человека об опасности, помогали распознать язык природы, а сколько оттенков в звуке человеческого голоса! В голосах птиц и животных! И все это отразили музыкальные звуки. Немудрено, что с давних времен музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием человека, магически отключать его от реальности окружающей ситуации, обеспечивала особую концентрацию энергии. Помогите детям почувствовать это! Понимать музыку – это значит чувствовать ее всем своим существом: « и душой и телом».

Как добиться у детей  осознанного слушания музыки понимания ее содержания. Восприятие музыки у младших школьников синкретично: в органичном единстве переплетены явления жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления. Столь многообразны и задатки школьников. Проявляющиеся в синтаксических видах деятельности. Психологические особенности данного возраста: высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы эмоциональная отзывчивость обуславливает преобладание в этом возрасте художественного типа сознания. Поэтому детям от природы присуще талантливость. И важно не упустить эту благоприятную возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в этой и в позднем возрасте не всегда возможно. Специально подобранный для первоклассников музыкальный репертуар программы отвечает двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Представлены произведения музыкального фольклора народов мира, доклассической, классической и современной русской и зарубежной музыки. Учитывая особенности младших школьников предпочтение отдано произведениям небольшим с яркой запоминающийся интонацией, близких детским интересам, которые носят наглядно-действенный и наглядно-образный характер, заключает в себе конкретные явления, понятные детям по их жизненному опыту. Возрастные особенности музыкальной памяти и несформированность мотивации музыкально-слушательской деятельности затрудняет восприятие развернутого во времени произведения. Целесообразно привлекать при слушании музыки произведения художественной литературы (стихи), живопись. .Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей, включать элементы музыкального движения (пластики), поскольку это один из наиболее адекватных данному возрасту видов музыкальной деятельности. Использование также тактирования, дирижирования, подыгрывания на детских музыкальных инструментах в ритм музыки способствует активному осмысленному слушанию музыки, способствует выражению впечатлений от музыки в детских рисунках – здесь кроется прямой стык уроков музыки и изобразительного искусства.

Музицирование: пение и игра на музыкальных инструментах

Одна из задач музыкального образования – привить элементарные вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах (в первом классе – на детских музыкальных инструментах как продолжение традиции дошкольного музыкального воспитания). Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме: если нет голоса – можно играть на колокольчике, барабане…, - в школьном оркестре всем найдется место. Дети очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению. Вспомним на каком высоком уровне поставлен шумовой оркестр в детских садах. А как незаслуженно (в силу материальной бедности школ) эта прекрасная традиция коллективного музицирования прерывается, нанося неоценимый вред для психики детей. Ведь трудно что сравнить с радостью, которую дети получают при совместной игре в ансамбле. Эмоционально-положительный контакт делает их добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу».

Развитие певческих навыков и охрана детского голоса.

Учите детей пению  без крика и форсирования звука. Начинайте кантилены на коротких фразах, вырабатывая певческое дыхание  и , добиваясь одновременного всеми  детьми начала и окончания фраз. Объясните детям, что, значит петь хором – петь дружно. Следите за правильным формированием гласных-основы певческого звука и дикцией. Особое внимание обратите на спокойное дыхание (через нос рот) и на смену дыхания между фразами. Певческий диапазон голоса в 1 классе от до первой октавы до ре второй октавы у вокальных детей. К каждому ребенку необходимо походить индивидуально и предлагать петь лишь в той тесситуре, которая доступна его голосу. Помните: учитель музыки несет ответственность за здоровье голоса каждого ребенка. Работу над выразительным пением следует связывать с темами «музыкальной азбуки» (приемы исполнения – в теме «звуки отрывистые и плавные», ритм и темп также в соответствующих разделах) – это способствует грамотному и музыкально-осмысленному интонированию. Исполнение песен тренирует музыкальную память. Целесообразно учить много коротких песен-прибауток, каждый урок – новую песенку. Но не следует переутомлять детей долгим разучиванием трудной песни, умейте быть снисходительными к малым достижениям, не увлекаясь тщательностью исполнительской отделки. Выбирайте песенный материал по силах детского хора. Песни, которые вы предлагаете детям, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их петь – это одно из условий успеха вашей работы.

Развитие чувства  ритма.

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение  – болезнь. Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие  и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам музыки, которые чаще всего бывают уроками пения, враждебно. Ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не в школьном хоре, так в школьном оркестре или в сопровождении хора шумовыми инструментами. Уроки музыки в общеобразовательной школе должны стать «школой музыки для всех и для каждого»!

Задачи метроритмической работы в первом классе: сформировать ощущение метрической пульсации в музыке, умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей, навыки определения двух и трехдольных размеров музыки, ощущения темпов и понимание их смысла, чтение и исполнение простейшей ритмической записи, навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев – польки и вальса), сочинение ритмов к стихам, подтекста ритмических рисунков.

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку