Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Босиной Т.В. ИПиПД 3курс..doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок). развивать чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется ясной связи с другими предметами школьного цикла – чтением и русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно.

Ритмические занятия  побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке, на данный ритм слов.

О детском музыкальном  творчестве.

Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который  особенно ярко и активно проявляется  в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления жизни и искусства. Школьники начальных классов обладают уникальными психофизическими возможностями творческих способностей средствами искусства. Их особая одаренность иссякает без целенаправленного развития! Творчество предполагает накопление музыкально-слухового опыта и его развитие, поэтому на занятия следует сочетать два вида деятельности: познавательную и эвристическую.

Детское музыкальное  творчество является показателем музыкальности  детей. Поэтому на основ предполагаемой методики – творческие формы воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху ( в начальном донотном периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка, которую он с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого гуления – певческая импровизация у детей предшествует речи!) . В программе поставлено принципиальная новая цель музыкального развития учащихся по сравнению с предшествующими программами: развитие активного образно мыслящего слуха в процессе детского музыкального творчества.

Задачи уроков музыки как уроков творчества:

1. Формирование самостоятельной  музыкально-созидательной деятельности  на основе эстетического переживания  и соотворческого восприятия  искусства.

2. Отражение картины  мира в собственном творчестве  как путь художественного познания.

3. Основой детского  музыкального творчества является  импровизация, на основе которой  развивается образное мышление, формируется музыкальный язык, через  который ребенок выражает свое  отношение к музыкальной действительности. Импровизация – самая доступная форма музыкального самовыражения детей, в которой ребенок раскрывает свои творческие способности и проявляет самостоятельность музыкального мышления. В детском творчестве как в зеркале отражается культурный рост ребенка.

4. «При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным свойствам « (Л.Г.Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения жизненных проблем.

5. Формирование основ  художественных знаний необходимых  для собственного творческого  опыта.

Игровое обучение музыке.

Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые  способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развивающие игры, предложенные на страницах учебно-методического комплекта.

Импровизационность  как особый способ воспитания.

Уроки импровизации –  это не только уроки музыки, но и  уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию 9так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.

Импровизация как древнейший и генетически первичный вид  музыкального творчества стояла у колыбели всех музыкальных культур и господствовала на протяжении многих веков. В педагогике XVI – XVIII веков значилось воспитание импровизатора наряду с композиторством, исполнителем, слушателем. И сегодня она является основой фольклорного музицирования. Идея общения и импровизации как к методу творческого обучения не нова. Современное ощущение этой проблемы дополняется мнением о том, , что даже слушатель должен обладать навыками музицирования, чтобы глубже проникнуть в замысел исполняемой музыки. При этом важно понимать, что ценность такого любительского «музыкального сочинительства» в данном случае не только в результатах, сколько в самом процессе овладения музыкальной речью. В данном случае музыкальная практика импровизации (вокальной, инструментальной) благотворно сказывается как на развитии музыкальных способностей, так и личности в целом.

О музыкальном достижении.

Простейшая и любимая  детьми форма музыкального движения музыкальная зарядка. Она развивает  координацию и двигательные навыки, тем самым подготавливая школьников к музыкальному достижению 9здесь  коренится стык предметов музыки и физкультуры, которую многие школьники не любят. Но стоит только этот предмет связать с музыкой – он станет самым любимым для учеников). Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук. Туловища под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой.

На «Музыкальной зарядке» детей можно познакомить с  большим количеством музыкальных  произведений, в том числе с  теми, которые приходятся по программе  и связать эту форму с задачами по слушанию музыки, закрепить в  слуховом сознании средств в музыкальной выразительности (прыжки – музыкальным прием стаккато, плавное движение руками – легато и пр.) Позже путем определенного подбора произведений. Можно формировать музыкально-слуховое ощущение стилей композиторов, эпохи страны национальных особенностей народной музыки и пр.

Музыкальная театрализация.

Этой формой вы осуществите  преемственность с дошкольным музыкальным  воспитанием. Где музыкальные спектакли  – неотъемлемая часть жизни ребенка  в дошкольных учреждениях. Театральные  формы удивительно многообразны: настольный театр, театр картинок, кукольный, пальчиковый, мимический, театр пластики и жеста и пр. Наиболее доступным массовым школам и полезным для первоклассников представляется пальчиковый театр.

Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук (см. работы М.М.Кольцова). Систематические упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Добивайтесь того, чтобы все упражнения, описанные в данной книги, выполнялись без труда, легко, как бы играючи, с радостью, свойственной играющим детям. Учитель, желающий дополнительно ознакомиться с музыкальными пальчиковыми играми может обратиться к работе автора «Игровое сольфеджио для малышей» (М.Московская консерватория, 1997), где музыкальные пальчиковые игры связаны с сочинением песен и ориентированы на постановку рук при игре на фортепиано.

Межпредметные связи.

Музыка легко и естественно  соприкасается со всеми школьными  дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из « Музыкальной азбуки», в которой примере выразительного чтения стихов даны специальные музыкально-исполнительские приемы. Общие для музыкальной и актерской речи: форте и пиано, стаккато и легато. Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой (музыкальные длительности, метр, размер). Учебник-тетрадь дает музыкально-теоретические знания в связи с разными видами искусства, прежде всего - изобразительным. В методических рекомендациях (конспекты уроков музыки) предложены формы, связанные с театром (инсценировки, театрализация), приведены музыкальные сценарии. В разделе музыкальное движение прочерчены связи с физкультурой. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет Экологии важным для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»). Беседа с детьми на эту тему дополняет их знания о внешнем окружающим мире – мире видимом, представлениями внутреннего духовно невидимого мира. Курс, по сути, приближается к музыкальному мироведению, помогая детям постигать сложную науку жизни в ее неделимой целостности.

 

 

 

 

                                             Заключение.

Решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников, расширения и обогащения их эмоционально-чувственного и духовно-нравственного опыта средствами искусства является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики.

Развитие этого значимого  качества личности особенно важно в  детском возрасте, когда закладывается  базис личностной культуры, формируется эмоционально-чувственная направленность ребенка на мир другого человека. Существенную помощь в этом процессе оказывает искусство, в том числе и музыка. Будучи временным видом искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, богатство чувств, существующих в реальной жизни и тем самым непосредственно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную, социально-нравственную сферы ребенка.

Детский музыкальный театр является универсальной формой организации различных видов художественной (музыкальной, поэтической, танцевальной, актерской) деятельности школьников.

Анализ литературы в  различных областях знаний по проблеме исследования показал, что процесс развития этого значимого качества личности в младшем школьном возрасте средствами детского музыкального театра не выступал в качестве объекта рассмотрения.

Превалирующий в практике детских музыкально-театральных  самодеятельных коллективов акцент на формирование актерских умений и навыков у детей не позволяет в полной мере реализовать педагогические возможности детского музыкального театра в развитии эмоциональной отзывчивости школьников.

В теоретической части  исследования был осуществлен анализ структуры эмоций человека и их роли в становлении личности, основанной на трудах П.К.Анохина, Г.М.Бреслава, Л.С.Выготского, В.К.Вилюнаса, Б.И.До-донова, К.Е.Изарда, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова и др. Определено понятие "эмоциональная отзывчивость", раскрыты ее основные компоненты и виды проявления. Выявлен механизм педагогического воздействия на процесс развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников средствами театрального и музыкального искусства.

Целью опытно-экспериментальной  части диссертационного исследования явились: проверка педагогических возможностей детского музыкального театра в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников; раскрытие содержания, форм, методики проведения пропедевтических музыкально-сценических занятий; обосноснование технологии процесса обучения, построенной на инвариантно-модульном принципе.

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил исходную гипотезу и дал возможность сформулировать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической  и музыкально-педагогической литературы позволил нам выделить эмоциональную отзывчивость как значимое качество личности младшего школьника, проявляющееся на уровнях аффекта, сознания, деятельности и характеризующееся умениями включаться в эмоциональное состояние объекта, верно воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на факты и явления окружающей действительности.

2. Детский музыкальный  театр является наиболее продуктивной  формой организации музыкальных  занятий, органично сочетающей  комплекс педагогических средств,  обеспечивающих эффективное развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников и включающий: проведение пропедевтических музыкально-сценических занятий на основе прогностической модели эмоционального состояния; стимулирование интереса детей к духовному миру человека путем отбора высокохудожественного музыкального материала; модульную организацию учебного музыкально-художественного материала для создания ситуации погружения в заданное эмоциональное состояние.

3. Прогностическая модель  эмоционального состояния представляет собой описание основных характеристик и внешних двигательно-экспрессивных проявлений определенной эмоции, которую может испытать ребенок при восприятии произведений искусства, несущих данный эмоциональный код.

4. Методика проведения  пропедевтических музыкально-сценических занятий показала эффективность развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на когнитивном, эмоционально-оценочном и деятель-ностном уровнях.

Результаты теоретического и экспериментального исследования были использованы в разработке учебно-методического обеспечения для проведения пропедевтических музыкально-сценических занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Список литературы:

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика  музыкального воспитания в общеобразовательной школе. М.,1983. 111 с.

2. Актуальные вопросы формирования  интереса в обучении / Под.ред.  Г.И. Щукиной. М., 1984. 176 с. 

3. Алексеева Т.Ю. Музыкальное  искусство как педагогическое  средство коррекции эмоциональной  дезадаптации у младших школьников. Авто-реф. дис. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1998. 21 с.

4. Анохин П.К. Эмоции / БМЭ, Т.35, М., 1964. 339 с. 

5. Анохин П.К. Узловые вопросы  теории функциональной системы.  М.,1980. 197 с. 

Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку