Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:41, курсовая работа
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция.
Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.
Развитием чувства ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок). развивать чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен. Ритмическое воспитание таким образом осуществляется ясной связи с другими предметами школьного цикла – чтением и русским языком, где дети также выделяют ударные и неударные слоги. Логические ударения во фразе, учатся произносить выразительно.
Ритмические занятия побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенке, на данный ритм слов.
О детском музыкальном творчестве.
Младшие школьники обладают
уникальным творческим потенциалом, который
особенно ярко и активно проявляется
в форме эмоциональной отзывчив
Детское музыкальное творчество является показателем музыкальности детей. Поэтому на основ предполагаемой методики – творческие формы воспитания, в процессе которых учащиеся практически осваивают язык музыки и составляющие его элементы: тембр, ритм, интонацию, гармонию… Музицирование по слуху ( в начальном донотном периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становится жизненно-естественной музыкальной речью ребенка, которую он с рождения носит как бы в себе (начиная с младенческого гуления – певческая импровизация у детей предшествует речи!) . В программе поставлено принципиальная новая цель музыкального развития учащихся по сравнению с предшествующими программами: развитие активного образно мыслящего слуха в процессе детского музыкального творчества.
Задачи уроков музыки как уроков творчества:
1. Формирование самостоятельной
музыкально-созидательной
2. Отражение картины мира в собственном творчестве как путь художественного познания.
3. Основой детского
музыкального творчества
4. «При комплексном подходе на основе синтеза искусств активизируется способность обобщения явлений по общим и существенным свойствам « (Л.Г.Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества, развиваются интегративные качества восприятия образное мышление как важнейший фактор художественного постижения мира. Именно образное мышление развивает у ребенка поиск неординарно решения жизненных проблем.
5. Формирование основ
художественных знаний
Игровое обучение музыке.
Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра позволят сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. Как известно, игры бывают разными: принижающими и возвышающими, отупляющими и развивающими. Используйте творчески-развивающие игры, предложенные на страницах учебно-методического комплекта.
Импровизационность как особый способ воспитания.
Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию 9так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. В музыкальном пластической движении, в пении и игре на музыкальных инструментах (как это детали из покон веков народные музыканты и любители музыки до возникновения профессиональной музыкальной культуры). Обучая импровизации – «сходу грамотно и метко» выражать себя на публике, мы тем самым даем не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентируется развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.
Импровизация как древнейший
и генетически первичный вид
музыкального творчества стояла у колыбели
всех музыкальных культур и
О музыкальном достижении.
Простейшая и любимая
детьми форма музыкального движения
музыкальная зарядка. Она развивает
координацию и двигательные навыки,
тем самым подготавливая
На «Музыкальной зарядке»
детей можно познакомить с
большим количеством
Музыкальная театрализация.
Этой формой вы осуществите преемственность с дошкольным музыкальным воспитанием. Где музыкальные спектакли – неотъемлемая часть жизни ребенка в дошкольных учреждениях. Театральные формы удивительно многообразны: настольный театр, театр картинок, кукольный, пальчиковый, мимический, театр пластики и жеста и пр. Наиболее доступным массовым школам и полезным для первоклассников представляется пальчиковый театр.
Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с достижением пальцев рук (см. работы М.М.Кольцова). Систематические упражнения для пальцев рук способствует хорошей подвижности и гибкости детских ручонок, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчит первоклассникам приобретение навыков письма. Добивайтесь того, чтобы все упражнения, описанные в данной книги, выполнялись без труда, легко, как бы играючи, с радостью, свойственной играющим детям. Учитель, желающий дополнительно ознакомиться с музыкальными пальчиковыми играми может обратиться к работе автора «Игровое сольфеджио для малышей» (М.Московская консерватория, 1997), где музыкальные пальчиковые игры связаны с сочинением песен и ориентированы на постановку рук при игре на фортепиано.
Межпредметные связи.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми школьными дисциплинами первоклассников. На уроках чтения дети могут пользоваться выразительными приемами, которые они почерпнули на уроках музыки, из « Музыкальной азбуки», в которой примере выразительного чтения стихов даны специальные музыкально-исполнительские приемы. Общие для музыкальной и актерской речи: форте и пиано, стаккато и легато. Музыкальная грамота тесно связана с грамматикой родного языка и математикой (музыкальные длительности, метр, размер). Учебник-тетрадь дает музыкально-теоретические знания в связи с разными видами искусства, прежде всего - изобразительным. В методических рекомендациях (конспекты уроков музыки) предложены формы, связанные с театром (инсценировки, театрализация), приведены музыкальные сценарии. В разделе музыкальное движение прочерчены связи с физкультурой. Впервые учителям музыки предложено музыкально-экологическое просвещение школьников, дополняющий предмет Экологии важным для современной жизни человека звуковой экологией. Своеобразным стержнем курса музыки в школе является многоаспектная тема «Музыка и жизнь», тесно связанная со школьными предметами Окружающий мир и Природоведение (в теме «Музыка родной природы»). Беседа с детьми на эту тему дополняет их знания о внешнем окружающим мире – мире видимом, представлениями внутреннего духовно невидимого мира. Курс, по сути, приближается к музыкальному мироведению, помогая детям постигать сложную науку жизни в ее неделимой целостности.
Решение проблемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников, расширения и обогащения их эмоционально-чувственного и духовно-нравственного опыта средствами искусства является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики.
Развитие этого значимого качества личности особенно важно в детском возрасте, когда закладывается базис личностной культуры, формируется эмоционально-чувственная направленность ребенка на мир другого человека. Существенную помощь в этом процессе оказывает искусство, в том числе и музыка. Будучи временным видом искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, богатство чувств, существующих в реальной жизни и тем самым непосредственно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную, социально-нравственную сферы ребенка.
Детский музыкальный театр является универсальной формой организации различных видов художественной (музыкальной, поэтической, танцевальной, актерской) деятельности школьников.
Анализ литературы в различных областях знаний по проблеме исследования показал, что процесс развития этого значимого качества личности в младшем школьном возрасте средствами детского музыкального театра не выступал в качестве объекта рассмотрения.
Превалирующий в практике
детских музыкально-
В теоретической части исследования был осуществлен анализ структуры эмоций человека и их роли в становлении личности, основанной на трудах П.К.Анохина, Г.М.Бреслава, Л.С.Выготского, В.К.Вилюнаса, Б.И.До-донова, К.Е.Изарда, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова и др. Определено понятие "эмоциональная отзывчивость", раскрыты ее основные компоненты и виды проявления. Выявлен механизм педагогического воздействия на процесс развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников средствами театрального и музыкального искусства.
Целью опытно-экспериментальной части диссертационного исследования явились: проверка педагогических возможностей детского музыкального театра в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников; раскрытие содержания, форм, методики проведения пропедевтических музыкально-сценических занятий; обосноснование технологии процесса обучения, построенной на инвариантно-модульном принципе.
Проведенный педагогический
эксперимент подтвердил исходную гипотезу
и дал возможность
1. Анализ психолого-
2. Детский музыкальный
театр является наиболее
3. Прогностическая модель эмоционального состояния представляет собой описание основных характеристик и внешних двигательно-экспрессивных проявлений определенной эмоции, которую может испытать ребенок при восприятии произведений искусства, несущих данный эмоциональный код.
4. Методика проведения пропедевтических музыкально-сценических занятий показала эффективность развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на когнитивном, эмоционально-оценочном и деятель-ностном уровнях.
Результаты теоретического и экспериментального исследования были использованы в разработке учебно-методического обеспечения для проведения пропедевтических музыкально-сценических занятий.
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и
2. Актуальные вопросы
3. Алексеева Т.Ю. Музыкальное
искусство как педагогическое
средство коррекции
4. Анохин П.К. Эмоции / БМЭ, Т.35, М., 1964. 339 с.
5. Анохин П.К. Узловые вопросы
теории функциональной системы.
Информация о работе Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку