Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание

Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Котлова эмоциональная сфера.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ДЕПАРТАМЕНТ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

 

 

 

 

Кафедра педагогики и

психологии детства

 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выпускная квалификационная работа

 

Исполнитель:

Котлова Н.А.,

студентка 5 курса

заочного отделения

 

Руководитель:

доктор.пед.наук,

доцент Куприна Н.Г.

 

 

Екатеринбург 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                               3

I.      Теоретические основы развития эмоциональной сферы  дошкольников  в музыкальной деятельности                                                                              7

1.1.        Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема                                                       7

1.2.        Педагогические условия развития эмоциональной сферы

дошкольников                                                                                              13

1.3.        Музыкальная деятельность в детском саду и ее

возможности в развитии эмоциональной сферы старших

дошкольников                                                                                             15

II.     Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы

детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности         22

2.1. Диагностическое исследование уровня развития

эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы                                                                          23

2.2. Организация музыкальных занятий по  эмоциональному

развитию детей старшего дошкольного возраста                                     34

2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы     45

Заключение                                                                                                        54

Список литературы

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

              Проблема развития и воспитания эмоциональной сферы ребенка принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Очевидно, что каждый человек самобытен и оригинален, но не у каждого сформирована способность предъявить себя миру, раскрыть свою уникальность и неповторимость, что зачастую становится непреодолимым препятствием в процессе самореализации, которая осуществляется, в первую очередь, в общении с окружающими.

              Учеными, психологами, педагогами-практиками признается самоценность дошкольного детства, а старший дошкольный возраст определяется как сензитивный период для формирования и развития основных умений и навыков (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн и др.). Психологические новообразования, возникающие на каждой возрастной ступени детства, имеют непреходящее, абсолютное значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Важной составляющей в развитии дошкольников является процесс становления и обогащения эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности. Эмоции играют важную роль в процессе социализации ребенка, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Неспособность ребенка   правильно   выражать   свои   чувства,   скованность,   неловкость, неадекватность мимико-жестовой   речи   затрудняют   общение.   Непонимание   же  другого человека – причина возникновения страха, отчужденности, враждебности.

              Важную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольника играет музыкальное искусство, поскольку оно обращено непосредственно к чувствам человека, эмоционально по своей природе. Развивающий и воспитательный потенциал музыкального искусства раскрыт   философами   (Платон, Ж.Ж.Руссо, Б.Спиноза), психологами (П.П.Блонский, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов и др.), педагогами-музыкантами (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова и др.). Большую ценность для теоретического обоснования исследования развития эмоциональной сферы в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста представляют методические разработки  Н.А.Ветлугиной, Л.В.Школяр, О.П.Радыновой, Г.А. Прасловой.

              На основе актуальности определена тема данной работы: «Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности».

              Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой                 деятельности в развитии эмоциональной сферы.

Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы  старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.

              Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста будет обеспечено, если:

      разработать цикл музыкальных занятий на основе художественных образцов народной, классической и современной музыки, доступной и интересной детям по своему эмоционально-образному содержанию;

      проводить музыкальные занятия на основе разнообразных видов музыкальной деятельности: слушания, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах, включающих детей в активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам;

      включать в занятия разнообразные творческие задания, направленные на передачу детьми эмоционально-образного содержания музыки через движение, выразительное интонирование, темброво-шумовое сопровождение, рисование;

      постоянно вести работу по развитию у детей связного, последовательного выражения своих впечатлений от музыке;

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание и структуру понятия «эмоциональная сфера»

2. Определить психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

3. Обосновать возможности музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников.

 

4. Разработать цикл музыкальных занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы, определить.

5. Провести опытно-поисковую работу и определить эффективность разработанных занятий.

6. На основе анализа результатов опытно-поисковой работы сформулировать ряд практических рекомендаций по организации и проведению музыкальных занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Методы исследования:

      теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме;

      наблюдение, эксперимент, анкетирование;

      анализ полученных данных и их обобщение.

 

База опытно-поисковой работы: старшая группа МДОУ «ЦРРДС №18 «Дом Монтессори», г. Трёхгорный Челябинской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы развития эмоциональной сферы  дошкольников  в музыкальной деятельности                                                                             

1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека и влияющий на его протекание. Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, возможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Так, между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Проанализировав работы Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н. и др. мы выявили, что эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, а чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. 

Исследователь Д.Гелернтер считает: «Эмоции – не форма мышления, не дополнительный способ думать, не добавочный инструмент для познания, а фундаментальная основа процесса мышления». Он и его коллеги в ряде своих талантливых экспериментов показали, что если эмоции отделить от процесса познания, то рациональное поведение и обучение невозможны. Исходя из этих экспериментов, Д. Гелернтер построил теорию, утверждающую, что эмоции обеспечивают нас необходимыми критериями, на основании которых мы принимаем рациональные решения. Без здорового эмоционального развития люди не смогли бы существовать в обществе. Цели, правила и мудрость такого общества были бы утеряны.

Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности» [9]. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

                            Для дошкольного детства характерна в целом «спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам» [8]. Этот, относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

              Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

              В старшем дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и, благодаря этому, побуждения перестраиваются.      Происходит      переход     от     желаний     (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний [8].

              Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В.Запорожцем [5]. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

              Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать      нужный эмоциональный образ. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности