Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание

Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Котлова эмоциональная сфера.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

- Представлял ли ты себе что-нибудь, когда слушал эту музыку? Если да, то расскажи, что именно.

- Несколькими словами опиши характер этой музыки.

         2 задание. Представьте себя в роли художника и постарайтесь увидеть музыку в цвете. Выберите из карточек те, которые больше всего подходят к данной музыке.

          3 задание. Подумайте, какими линиями можно передать характер этой музыки. Из графических карточек выберите только те, которые подходят к данной музыке.

         4 задание. Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует характеру прослушанной вами музыки.

          5 задание.  Внимательно слушая музыку, попробуйте в движениях передать ее характер.

         Первое задание вызвало затруднение у многих детей. Их ответы были однообразны и односложны. На первый вопрос все дети ответили : “Да”. Второй и третий вопросы остались практически без ответа. Только несколько детей услышали в пьесе “Лебедь” звуки “переливающейся воды” или “моря”, остальные повторяли эти ответы. На вопрос о настроении многие дети после прослушивания пьесы “Лебедь” ответили - “хорошее”, ”доброе”, а после прослушивания пьесы “Баба Яга” - “плохое”, ”злое”.

           Второе, третье и четвертое задание были выполнены детьми достаточно  быстро и  с удовольствием.  Ответы  большинства  детей  были

верными.

           Выполнение пятого задания, в котором детям предлагалось изобразить музыку с использованием выразительных движений и выразительной мимики, вызвало большие затруднения.

           Выполнение детьми диагностических заданий оценивались по следующим критериям:

              1.Степень яркости проявления эмоциональных реакций в процессе восприятия музыки и ее последующей оценки; адекватность реакции эмоциональному смыслу музыкального произведения; точность выбора словесных характеристик при определении эмоционального смысла музыки.

              2.Соответствие выбора цвета карточек настроению, выраженному в музыке.

         3.Соответствие выбора графического рисунка характеру музыкального образа.

         4.Соответствие выбора рисунков содержанию музыкального материала.

         5.Соответствие пластических движений характеру музыкального произведения

     За выполнение ребенком задания выставлялся 1 балл, за невыполнение – 0 баллов. Уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей экспериментальной группы оценивался суммой набранных баллов: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 3-4 балла, низкий уровень – 1-2 балла.

Оценка выполнения заданий на определение эмоциональной

отзывчивости на музыку детей экспериментальной группы

Фамилия, имя ребенка

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Сумма

баллов

1.

Борискова Лиза

0

1

1

1

1

4

2.

Лепшина Настя

0

1

1

1

0

3

3.

Мажаров Дима

0

0

1

1

0

2

4.

Папка Даша

0

1

1

0

0

2

5.

Свистун Вася

1

1

1

1

0

4

6.

Сергеева Анна

0

1

1

1

0

3

7.

Ситникова Лиза

1

1

1

1

1

5

8.

Хайоров Дима

0

0

1

1

0

2

9.

Юсупов Максим

0

0

1

1

0

2

10

Якимов Саша

0

1

1

1

0

3

 

              Результаты диагностики уровня эмоциональной отзывчивости на музыку были следующими: высокий уровень – 1 ребенок, средний – 5 детей, низкий – 4.

 

Сравнительные результаты оценок по показателям развитости эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы

на констатирующем этапе

 

 

Фамилия, имя ребенка

 

Способы выражения эмоций

Способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми

 

Эмоциональная отзывчивость на музыку

 

Общий балл

1.

Борискова Лиза

5,1

5,6

4

14,7

2.

Лепшина Настя

3,6

5,4

3

12

3.

Мажаров Дима

2,4

5

2

9,4

4.

Папка Даша

2,2

5,6

2

9,8

5.

Свистун Вася

5,2

5,6

4

14,8

6.

Сергеева Анна

3,5

5

3

11,5

7.

Ситникова Лиза

5,4

5,6

5

16

8.

Хайоров Дима

1

5

2

8

9.

Юсупов Максим

2,4

5,2

2

9,6

10.

Якимов Саша

3,6

6,4

3

13

Уровни развития эмоциональной сферы: высокий – 18-21 баллов, средний – 12-17,9 баллов, низкий – 3-11,9 баллов.

              Анализируя результаты опытно-поисковой работы на констатирующем этапе мы сделали следующие выводы:

      в группе преобладает средний и низкий уровень развития эмоциональной сферы: средний – 50%, низкий – 50%;

      развитие эмоциональной отзывчивости на музыку взаимосвязано с развитием эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Организация музыкальных занятий  по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Основная цель формирующего этапа опытно-поисковой работы – реализация педагогических условий, способствующих развитию эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы.

В процессе формирующего этапа решались следующие задачи:

1.      Способствовать осознанию детьми своих эмоций.

2.      Формировать умение понимать эмоции других людей.

3.      Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально.

4.      Формировать умение выражать свои позитивные и негативные эмоции социально-приемлимыми способами.

              Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы в ходе формирующего этапа проводилась с одними и теми же детьми на протяжении семи месяцев. В течение всего периода работы состав экспериментальной группы оставался постоянным, в количестве 10 человек. Содержание опытно-поисковой работы, методы и приемы органично внедрялись  в действующую в ДОУ основную программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Поэтому дополнительного времени для проведения эксперимента не потребовалось. В содержание разделов программы «Восприятие музыки», «Пение» и «Музыкально-ритмические движения», которые были определены как доминирующие, вводились новые упражнения, новый музыкальный материал и решались соответствующие проводимой опытно-поисковой работе задачи. Вместе с этим был разработан цикл музыкальных занятий «Музыка – язык наших чувств», построенный по принципу «от простого – к сложному», где каждое новое занятие опирается на предыдущее. Содержание занятий представлено в форме сказки, поэтому проводились эти занятия в форме развлечений 1 раз в месяц. Эффективность данного цикла занятий достигалась за счет предварительной подготовительной работы на музыкальных занятиях.

Учебно-тематический план

 

Тема занятия

 

Программное содержание

 

Репертуар

Предварительная работа на музыкальных занятиях

«Капризка»

Развивать у детей умение слушать, слышать и пони-мать содержание музыкальных про- изведений, выра-жать свое отноше-ние к музыкаль-ным образам, пе-редавать настрое-ние голосом, ми-микой и движени-ями. Способство-вать эмоцинально-му развитию детей.

Кабалевский  «Упрямый бра-тишка»,

Галынин «Мед-ведь»,

Ребиков «Груст-ная песенка»,

Тухманов «Храб-рый зайчик»,

Муз.игра «Зайка, где ты был?»

Восприятие музыки:

Кабалевский «Упря-мый братишка», «Клоуны», Гречанинов «В раз-луке».

Пение:

Поплянова «Два утенка», Тухманов «Неваляшка».

Муз.-ритмические этюды:

«Два сердитых мальчика», «Остров плакс», «Вкусные конфеты».

«Мама»

Через восприятие музыкальных про-изведений комму-никативного ха-рактера подводить детей  к сознатель-ному пониманию доброты, отзывчи-вости, как основы отношений между людьми.

Чайковский «Мама»,

Стрибогг «Вальс петушков»,

Пахульский «Мечта»,

Чичков «Если добрый ты»,

Муз.песня-игра «Если добрый день с утра»

Восприятие музыки: Кабалевский «Резвушка», «Злюка», «Плакса».

Пение:

Парцхаладзе «Мамочка моя», Варламов «Бабушкино танго». Муз-ритмические этюды:

«Ласка», «Раздумье», «Клоуны».

«Жил на свете жук»

Учить детей срав-нивать различные по характеру му-зыкальные образы, сопоставлять их эмоциональную окраску. Подво-дить детей к осоз-нанию того, что добро и прекрас-ное всегда способ-ны победить зло. Развивать эмоцио-нальную сферу де-тей  через яркое выражение речью и пением различ- ных характеров.

Котлова «Добрый жук», «Страшный жук», «Веселый жук»,

Чайковский «Вальс цветов»,

Свиридов «Колдун»,

Павленко «Капельки»,

Музыкально-дидактическая игра «Музыкаль-ный калейдо-скоп».

Восприятие музыки: Шопен «Вальс», Бетховен «К Элизе»

Чайковский «Баба Яга»

Пение:

Тухманов «Дождя не боимся»,

Поплянова «Бабки-ёжки», «Муравей».

Муз.-ритмические этюды:

«Золотые капельки»

«Сердитый дедуш-ка», «Гроза».

«Три поросенка»

Продолжать обу-чать детей слу-шать, слышать и осозновать содер-жание музыкаль-ных произведений различного харак-тера. Способство-вать обогащению эмоциональной сферы детей в музыкальной дея-тельности.

Уотт «Три поро-сенка»,

Михалевская «Полька»,

Осокина «Серые облака»,

Герчик «Осень пришла»,

Музыкально-дидактическая игра «Ступеньки»

Муз.игра «Друж-ные пары».

Восприятие музыки: Альбинони «Адажио», Чайковский

«Осенняя песнь», Векерлен «Детская песенка».

Пение:

Гречанинов «Осень», русская народная песня «Как на тоненький ледок».

Муз-ритмические этюды:

«Кузнечик», «Жар-птица», «Золушка».

«Наша сказка»

Продолжать эмо-циональное разви-тие детей в музы-кальной деятель-ности. Развивать образные престав-ления, умение вы-сказывать свое от-ношение к музы-кальным произве-дениям различного характера, переда-вать различные эмоциональные состояния мими-кой, жестами, пе-нием, движениями.

Повторение и закрепление всего пройденного музыкального материала из цикла занятий.

Восприятие музыки:

Селиванов «Шуточка», Шуман «Первая утрата», Гречанинов «Вальс»

Пение:

Павленко «Капельки», Уотт «Три поросенка», Левина «Детский сад».

Муз.-ритмические этюды:

«Битва», «Стрекоза замерзла», «Я так устал».

Музыкальная сказка «Теремок»

Закрепить умения детей создавать различные эмоци-ональные образы с помощью музыки, пения, мимики и пластики, тем са-мым способствуя развитию эмоцио-нальной сферы.

Русская народная песня «Теремок», русские народные потешки

и прибаутки.

Кадобнова И.В. «Сказку складыва-ем, музыкой сказы- ваем»

Работа с родителями

Мероприятие

Программное содержание

Беседа «Эмоциональное развитие дошкольников»

Познакомить родителей с особенностя-ми развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, заинтере-совать их в совместной деятельности по развитию эмоциональной сферы.

Анкетирование «Темперамент Вашего ребенка»

С помощью родителей проанализиро-вать темперамент детей эксперимен-тальной группы для более продуктив-ной работы с ними по эмоциональному развитию в музыкальной деятельности.

 

           Все занятия формирующего этапа начинались с традиционного музыкально-игрового приветствия (музыкальной игры “Приветствие”), которое представляет собой мелодическую попевку с текстом: 

- «Здравствуйте, ребята!» (музыкальный руководитель)

                 - «Здравствуйте!» (дети)

         Но, расширяя возможности данного приема и добиваясь развития у детей внимания к эмоциональному состоянию собеседника и тону его речи, данное приветствие пропевалось педагогом на каждом занятии с различным настроением и интонацией (радость, печаль, удивление, гнев, робость и т.д.), а дети должны были воспроизвести это настроение в ответном приветствии. На первых занятиях многие не смогли выполнить условия этой игры, затрудняясь в воспроизведении предлагаемого настроения (Лепшина Настя, Папка Даша, Мажаров Дима, Юсупов Максим, Хайоров Дима, Саргеева Аня). Этим детям было предложено поиграть в игру «Эхо» дома с родителями.

        Работа по определению и воспроизведению заданного настроения была продолжена в музыкальной игре «Познакомимся». Сначала один ребенок пропевает слова: «Если добрый день с утра, поиграть пришла пора. Здравствуй, здравствуй, милый друг! Как тебя зовут?» с веселым настроением, а его сосед в ответ должен пропеть свое имя в том же настроении с хлопками, соответствующими ритмической структуре своего имени. Затем другой ребенок пропевает: «Если скучный день с утра, загрустила детвора. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Как тебя зовут?» с грустным настроением, и его сосед должен ответить с таким же настроением. Эмоциональное состояние  может быть различным – торжественным, сердитым и т.д. В этих играх у детей развивается чувство ритма, отзывчивость на эмоциональное состояние других и закрепляются элементарные умения выражать свои позитивные и негативные эмоции и понимать эмоции других детей. Большинству  не сразу удалось справиться с заданиями этой игры. Пропеть и вопрос, и ответ с определенной эмоциональной окраской оказалось сложно для Димы Мажарова, Димы Хайорова, Максима Юсупова, Папка Даши. Поэтому всем детям было рекомендовано поиграть дома с родителями в игру “Ладошки”.

             Одна из понравившихся детям музыкальных игр из этого раздела занятий – «Муравей». В этой мелодической попевке детям предлагаются различные настроенческие ситуации, например, музыкальный руководитель пропевает слова хвастливо: «Говорит он (муравей) по-французски, по-испански и по-русски», и дети должны ответить с таким же настроением: «Не бывает так, не бывает так, не бывает так!». Хорошо освоив эту попевку, детям предлагалось дома вместе с родными придумать какую-нибудь необычную ситуацию с муравьем. Вот одно из двустиший, сочиненных детьми: «Муравей лежит в больнице, ему мороженное снится».

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности