Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа
Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.
Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы
- Представлял ли ты себе что-нибудь, когда слушал эту музыку? Если да, то расскажи, что именно.
- Несколькими словами опиши характер этой музыки.
2 задание. Представьте себя в роли художника и постарайтесь увидеть музыку в цвете. Выберите из карточек те, которые больше всего подходят к данной музыке.
3 задание. Подумайте, какими линиями можно передать характер этой музыки. Из графических карточек выберите только те, которые подходят к данной музыке.
4 задание. Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует характеру прослушанной вами музыки.
5 задание. Внимательно слушая музыку, попробуйте в движениях передать ее характер.
Первое задание вызвало затруднение у многих детей. Их ответы были однообразны и односложны. На первый вопрос все дети ответили : “Да”. Второй и третий вопросы остались практически без ответа. Только несколько детей услышали в пьесе “Лебедь” звуки “переливающейся воды” или “моря”, остальные повторяли эти ответы. На вопрос о настроении многие дети после прослушивания пьесы “Лебедь” ответили - “хорошее”, ”доброе”, а после прослушивания пьесы “Баба Яга” - “плохое”, ”злое”.
Второе, третье и четвертое задание были выполнены детьми достаточно быстро и с удовольствием. Ответы большинства детей были
верными.
Выполнение пятого задания, в котором детям предлагалось изобразить музыку с использованием выразительных движений и выразительной мимики, вызвало большие затруднения.
Выполнение детьми диагностических заданий оценивались по следующим критериям:
1.Степень яркости проявления эмоциональных реакций в процессе восприятия музыки и ее последующей оценки; адекватность реакции эмоциональному смыслу музыкального произведения; точность выбора словесных характеристик при определении эмоционального смысла музыки.
2.Соответствие выбора цвета карточек настроению, выраженному в музыке.
3.Соответствие выбора графического рисунка характеру музыкального образа.
4.Соответствие выбора рисунков содержанию музыкального материала.
5.Соответствие пластических движений характеру музыкального произведения
За выполнение ребенком задания выставлялся 1 балл, за невыполнение – 0 баллов. Уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей экспериментальной группы оценивался суммой набранных баллов: высокий уровень – 5 баллов, средний уровень – 3-4 балла, низкий уровень – 1-2 балла.
Оценка выполнения заданий на определение эмоциональной
отзывчивости на музыку детей экспериментальной группы
№ | Фамилия, имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | Сумма баллов |
1. | Борискова Лиза | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
2. | Лепшина Настя | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
3. | Мажаров Дима | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
4. | Папка Даша | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
5. | Свистун Вася | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 |
6. | Сергеева Анна | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
7. | Ситникова Лиза | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
8. | Хайоров Дима | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
9. | Юсупов Максим | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
10 | Якимов Саша | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Результаты диагностики уровня эмоциональной отзывчивости на музыку были следующими: высокий уровень – 1 ребенок, средний – 5 детей, низкий – 4.
Сравнительные результаты оценок по показателям развитости эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы
на констатирующем этапе
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Способы выражения эмоций | Способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
Общий балл |
1. | Борискова Лиза | 5,1 | 5,6 | 4 | 14,7 |
2. | Лепшина Настя | 3,6 | 5,4 | 3 | 12 |
3. | Мажаров Дима | 2,4 | 5 | 2 | 9,4 |
4. | Папка Даша | 2,2 | 5,6 | 2 | 9,8 |
5. | Свистун Вася | 5,2 | 5,6 | 4 | 14,8 |
6. | Сергеева Анна | 3,5 | 5 | 3 | 11,5 |
7. | Ситникова Лиза | 5,4 | 5,6 | 5 | 16 |
8. | Хайоров Дима | 1 | 5 | 2 | 8 |
9. | Юсупов Максим | 2,4 | 5,2 | 2 | 9,6 |
10. | Якимов Саша | 3,6 | 6,4 | 3 | 13 |
Уровни развития эмоциональной сферы: высокий – 18-21 баллов, средний – 12-17,9 баллов, низкий – 3-11,9 баллов.
Анализируя результаты опытно-поисковой работы на констатирующем этапе мы сделали следующие выводы:
в группе преобладает средний и низкий уровень развития эмоциональной сферы: средний – 50%, низкий – 50%;
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку взаимосвязано с развитием эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Основная цель формирующего этапа опытно-поисковой работы – реализация педагогических условий, способствующих развитию эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы.
В процессе формирующего этапа решались следующие задачи:
1. Способствовать осознанию детьми своих эмоций.
2. Формировать умение понимать эмоции других людей.
3. Развивать способность выражать эмоции вербально и невербально.
4. Формировать умение выражать свои позитивные и негативные эмоции социально-приемлимыми способами.
Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы в ходе формирующего этапа проводилась с одними и теми же детьми на протяжении семи месяцев. В течение всего периода работы состав экспериментальной группы оставался постоянным, в количестве 10 человек. Содержание опытно-поисковой работы, методы и приемы органично внедрялись в действующую в ДОУ основную программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Поэтому дополнительного времени для проведения эксперимента не потребовалось. В содержание разделов программы «Восприятие музыки», «Пение» и «Музыкально-ритмические движения», которые были определены как доминирующие, вводились новые упражнения, новый музыкальный материал и решались соответствующие проводимой опытно-поисковой работе задачи. Вместе с этим был разработан цикл музыкальных занятий «Музыка – язык наших чувств», построенный по принципу «от простого – к сложному», где каждое новое занятие опирается на предыдущее. Содержание занятий представлено в форме сказки, поэтому проводились эти занятия в форме развлечений 1 раз в месяц. Эффективность данного цикла занятий достигалась за счет предварительной подготовительной работы на музыкальных занятиях.
Учебно-тематический план
Тема занятия |
Программное содержание |
Репертуар | Предварительная работа на музыкальных занятиях |
«Капризка» | Развивать у детей умение слушать, слышать и пони-мать содержание музыкальных про- изведений, выра-жать свое отноше-ние к музыкаль-ным образам, пе-редавать настрое-ние голосом, ми-микой и движени-ями. Способство-вать эмоцинально-му развитию детей. | Кабалевский «Упрямый бра-тишка», Галынин «Мед-ведь», Ребиков «Груст-ная песенка», Тухманов «Храб-рый зайчик», Муз.игра «Зайка, где ты был?» | Восприятие музыки: Кабалевский «Упря-мый братишка», «Клоуны», Гречанинов «В раз-луке». Пение: Поплянова «Два утенка», Тухманов «Неваляшка». Муз.-ритмические этюды: «Два сердитых мальчика», «Остров плакс», «Вкусные конфеты». |
«Мама» | Через восприятие музыкальных про-изведений комму-никативного ха-рактера подводить детей к сознатель-ному пониманию доброты, отзывчи-вости, как основы отношений между людьми. | Чайковский «Мама», Стрибогг «Вальс петушков», Пахульский «Мечта», Чичков «Если добрый ты», Муз.песня-игра «Если добрый день с утра» | Восприятие музыки: Кабалевский «Резвушка», «Злюка», «Плакса». Пение: Парцхаладзе «Мамочка моя», Варламов «Бабушкино танго». Муз-ритмические этюды: «Ласка», «Раздумье», «Клоуны». |
«Жил на свете жук» | Учить детей срав-нивать различные по характеру му-зыкальные образы, сопоставлять их эмоциональную окраску. Подво-дить детей к осоз-нанию того, что добро и прекрас-ное всегда способ-ны победить зло. Развивать эмоцио-нальную сферу де-тей через яркое выражение речью и пением различ- ных характеров. | Котлова «Добрый жук», «Страшный жук», «Веселый жук», Чайковский «Вальс цветов», Свиридов «Колдун», Павленко «Капельки», Музыкально-дидактическая игра «Музыкаль-ный калейдо-скоп». | Восприятие музыки: Шопен «Вальс», Бетховен «К Элизе» Чайковский «Баба Яга» Пение: Тухманов «Дождя не боимся», Поплянова «Бабки-ёжки», «Муравей». Муз.-ритмические этюды: «Золотые капельки» «Сердитый дедуш-ка», «Гроза». |
«Три поросенка» | Продолжать обу-чать детей слу-шать, слышать и осозновать содер-жание музыкаль-ных произведений различного харак-тера. Способство-вать обогащению эмоциональной сферы детей в музыкальной дея-тельности. | Уотт «Три поро-сенка», Михалевская «Полька», Осокина «Серые облака», Герчик «Осень пришла», Музыкально-дидактическая игра «Ступеньки» Муз.игра «Друж-ные пары». | Восприятие музыки: Альбинони «Адажио», Чайковский «Осенняя песнь», Векерлен «Детская песенка». Пение: Гречанинов «Осень», русская народная песня «Как на тоненький ледок». Муз-ритмические этюды: «Кузнечик», «Жар-птица», «Золушка». |
«Наша сказка» | Продолжать эмо-циональное разви-тие детей в музы-кальной деятель-ности. Развивать образные престав-ления, умение вы-сказывать свое от-ношение к музы-кальным произве-дениям различного характера, переда-вать различные эмоциональные состояния мими-кой, жестами, пе-нием, движениями. | Повторение и закрепление всего пройденного музыкального материала из цикла занятий. | Восприятие музыки: Селиванов «Шуточка», Шуман «Первая утрата», Гречанинов «Вальс» Пение: Павленко «Капельки», Уотт «Три поросенка», Левина «Детский сад». Муз.-ритмические этюды: «Битва», «Стрекоза замерзла», «Я так устал». |
Музыкальная сказка «Теремок» | Закрепить умения детей создавать различные эмоци-ональные образы с помощью музыки, пения, мимики и пластики, тем са-мым способствуя развитию эмоцио-нальной сферы. | Русская народная песня «Теремок», русские народные потешки и прибаутки. | Кадобнова И.В. «Сказку складыва-ем, музыкой сказы- ваем» |
Работа с родителями | |||
Мероприятие | Программное содержание | ||
Беседа «Эмоциональное развитие дошкольников» | Познакомить родителей с особенностя-ми развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, заинтере-совать их в совместной деятельности по развитию эмоциональной сферы. | ||
Анкетирование «Темперамент Вашего ребенка» | С помощью родителей проанализиро-вать темперамент детей эксперимен-тальной группы для более продуктив-ной работы с ними по эмоциональному развитию в музыкальной деятельности. |
Все занятия формирующего этапа начинались с традиционного музыкально-игрового приветствия (музыкальной игры “Приветствие”), которое представляет собой мелодическую попевку с текстом:
- «Здравствуйте, ребята!» (музыкальный руководитель)
- «Здравствуйте!» (дети)
Но, расширяя возможности данного приема и добиваясь развития у детей внимания к эмоциональному состоянию собеседника и тону его речи, данное приветствие пропевалось педагогом на каждом занятии с различным настроением и интонацией (радость, печаль, удивление, гнев, робость и т.д.), а дети должны были воспроизвести это настроение в ответном приветствии. На первых занятиях многие не смогли выполнить условия этой игры, затрудняясь в воспроизведении предлагаемого настроения (Лепшина Настя, Папка Даша, Мажаров Дима, Юсупов Максим, Хайоров Дима, Саргеева Аня). Этим детям было предложено поиграть в игру «Эхо» дома с родителями.
Работа по определению и воспроизведению заданного настроения была продолжена в музыкальной игре «Познакомимся». Сначала один ребенок пропевает слова: «Если добрый день с утра, поиграть пришла пора. Здравствуй, здравствуй, милый друг! Как тебя зовут?» с веселым настроением, а его сосед в ответ должен пропеть свое имя в том же настроении с хлопками, соответствующими ритмической структуре своего имени. Затем другой ребенок пропевает: «Если скучный день с утра, загрустила детвора. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Как тебя зовут?» с грустным настроением, и его сосед должен ответить с таким же настроением. Эмоциональное состояние может быть различным – торжественным, сердитым и т.д. В этих играх у детей развивается чувство ритма, отзывчивость на эмоциональное состояние других и закрепляются элементарные умения выражать свои позитивные и негативные эмоции и понимать эмоции других детей. Большинству не сразу удалось справиться с заданиями этой игры. Пропеть и вопрос, и ответ с определенной эмоциональной окраской оказалось сложно для Димы Мажарова, Димы Хайорова, Максима Юсупова, Папка Даши. Поэтому всем детям было рекомендовано поиграть дома с родителями в игру “Ладошки”.
Одна из понравившихся детям музыкальных игр из этого раздела занятий – «Муравей». В этой мелодической попевке детям предлагаются различные настроенческие ситуации, например, музыкальный руководитель пропевает слова хвастливо: «Говорит он (муравей) по-французски, по-испански и по-русски», и дети должны ответить с таким же настроением: «Не бывает так, не бывает так, не бывает так!». Хорошо освоив эту попевку, детям предлагалось дома вместе с родными придумать какую-нибудь необычную ситуацию с муравьем. Вот одно из двустиший, сочиненных детьми: «Муравей лежит в больнице, ему мороженное снится».