Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа
Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.
Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы
С целью развития мимической мускулатуры детей нами были использованы подготовительные упражнения, одно из них «уточки – лягушки». Для более точного исполнения этого упражнения мы вместе с детьми предварительно составили образную характеристику уточки и лягушки по предложенным картинкам. Из описания детей и по их желанию наши персонажи получились очень дружными, несмотря на разные характеры – уточка была спокойная, невозмутимая, строгая, с клювом, вытянутым вперед, а лягушка – веселая, задорная, смеющаяся, с большим ртом, уголки которого достают до ушей. Войдя в образ предложенных персонажей, дети с удовольствием выполняли это упражнение, старательно изображая и уточку, и лягушку. Но некоторые ребята были мало активны (Хайоров Дима, Юсупов Максим), их мимика оставалась невыразительной на протяжении исполнения всего упражнения и им было дано задание поупражняться дома перед зеркалом, а также нарисовать вместе с мамой уточку и лягушку и принести рисунки на следующее музыкальное занятие. Упражнения на раскрепощение мимической мускулатуры, непосредственным образом участвующей в передаче любого эмоционального состояния, очень важны для эмоционального развития. В целях проверки и закрепления отрабатываемых в упражнениях операций, не прерывая эмоционального подъема занятий, музыкальный руководитель демонстрирует детям характерную песенку «Два утенка», предлагая определить характер эмоционального настроя этого вокального произведения. Ответы были однообразны и односложны – «утенок веселый», «музыка быстрая», «утенок грустный», «музыка медленная», что продемонстрировало бедность словарного запаса детей и неумение анализировать и сопоставлять характеры героев песни с эмоциональной насыщенностью музыкального материала. Объясняя детям, что кроме слова «веселая» есть и другие слова, более точно определяющие характер музыки подобного содержания, приводим примеры – «радостная», «задорная», «бойкая», «игривая» и т.д. «Грустная», «печальная», «тоскливая», «унылая» и т.д. При обсуждении характеров утят: один – смелый, храбрый, уверенный; другой – трусливый, нерешительный; выяснили, что и петь эту песню надо с разным настроением. Одну часть – бодро, энергично, т.к. у смелых и храбрых людей голос тоже уверенный, сильный и громкий. Вторую часть – спокойно, печально, т.к. у неуверенных в себе людей и голос тихий, неторопливый.
Но не всем детям удалось четко, внятно, эмоционально и с громкостью, соответствующей характеру персонажей, повторить текст этой песни (Папка Даша, Хайоров Дима, Лепшина Настя, Юсупов Максим). Этим детям, в целях выработки уверенности и интонационной выразительности голоса, было предложено повторять текст этой песни перед родителями. В процессе пения мы использовали групповую и индивидуальную форму работы с целью осуществления более точного контроля за качеством умений, связанных с воспроизведением, и диалоговый прием исполнения для закрепления элементарных умений эмоционально грамотного общения.
Следующим видом музыкальной деятельности, выбранной в качестве доминирующей в процессе развития эмоциональной сферы и направленной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей, являлось восприятие музыки. Детям предлагалось прослушать фортепианную пьесу Д.Б.Кабалевского «Упрямый братишка», в которой музыкальные интонации очень похожи на речевые. Перед прослушиванием мы задали вопросы, побуждающие к размышлению: «Что такое упрямство?», «Каких детей мы называем упрямыми?», «Какой голос бывает у детей с упрямым характером?», «Хорошо ли быть упрямым?», «Есть ли среди вас упрямые дети?», «Приятно ли общаться с упрямыми детьми?». Все дети приняли активное участие в обсуждении этих вопросов и отвечали:
Ситникова Лиза: «Упрямые дети – это вредные дети и голос у них неприятный».
Свистун Вася: «Упрямство, это когда ребенок никого не слушает и хочет делать все по-своему».
Мажаров Дима: «С упрямыми детьми не хочется играть, потому что они всем мешают и грубо разговаривают».
Борискова Лиза: «Упрямым быть нехорошо потому, что никто с тобой не будет играть и дружить».
Ответы детей показывают, что они осознают негативность и интонационные признаки упрямства, однако практика наблюдения за ними подтверждает частые проявления этого недостатка в процессе их свободного общения в группе. После прослушивания пьесы детям было предложено охарактеризовать музыку и рассказать о том, что они в ней услышали, какую представили ситуацию. Ответы были немногословны и концентрировались вокруг программного названия пьесы – «Это музыка про упрямого мальчика». Но вопрос – «Как они это определили?» - вызвал большие затруднения. Это говорит о недостаточно развитом умении слышать, анализировать и сопоставлять интонационные особенности музыкального материала и его интонационного разнообразия. При помощи наводящих вопросов, побуждающих детей к анализу и сопоставлению музыкальных интонаций прозвучавшего произведения, выясняем, что эта музыка очень похожа на разговор мамы и упрямого сынишки. Мама уговаривает сына спокойным, терпеливым, ласковым и тихим голосом, но ребенок ее не слушает и упрямо бубнит на одном звуке. В музыкальной интонации так и слышится: «Не хочу! Не буду!». Мама начинает говорить более настойчиво и громко, но ей не удается переубедить упрямца и в конце пьесы слышится его капризная интонация, напоминающая выкрик: «Нет!». Затем прослушиваем это произведение повторно для закрепления слуховых представлений о разнообразии музыкальной, а через нее и речевой интонации. Детям было предложено изобразить упрямца пантомимой и мимикой, большинство справилось с заданием легко, а вот у Даши Папка и у Максима Юсупова получилось не сразу.
Продолжая знакомить дошкольников с разнообразием музыкальной интонации довольно часто имеющей изобразительный характер, предлагаем прослушать фортепианные пьесы Д.Б.Кабалевского «Резвушка», «Плакса», «Злюка». В ходе обсуждения акцентируем внимание на том, что музыка выражает настроение и характер человека. В пьесе «Плакса» интонации капризные, жалобные, стонущие; в пьесе «Резвушка» - задорные, шаловливые, озорные; в пьесе «Злюка» - крикливые, колючие, жесткие. Эти пьесы очень ярко демонстрируют детям возможности эмоционального разнообразия. Музыкально-ритмические этюды на выражение основных эмоций в движениях, после прослушивания музыкальных произведений и их обсуждения постепенно стали очень нравиться детям.
В процессе этой деятельности дети стали осознавать как важно владеть своими эмоциями, уметь определять эмоциональное состояние своего собеседника. Беседа, создание определенного образа, демонстрация музыкальных пьес и вокальных произведений коммуникативного содержания («Перепелка», «Смелый наездник», «Клоуны», «Снеговик», «Бабушкино танго», «Детский сад» и др.), ролевое исполнение песенного репертуара («Как на тоненький ледок», «Почему медведь зимой спит», «Мамочка моя», «Судак», «Два гуся» и др.), передача различных эмоциональных состояний в музыкально-ритмических упражнениях («Поссорились-помирились», «Море волнуется», «Ничего я не пойму!» и др.), побуждение к мыслительным операциям по анализу и сопоставлению различных эмоций способствовали их лучшему пониманию и осмысленному применению в репродуктивной деятельности.
После первых экспериментальных занятий родители детей экспериментальной группы, заинтересовавшись проводимой с их детьми работой, обратились к музыкальному руководителю с вопросами по развитию эмоциональной сферы и почему это важно. Для родителей была подготовлена и проведена беседа «Эмоциональное развитие дошкольников», где были рассмотрены проблемы, возникающие при недостаточном эмоциональном развитии детей; дана характеристика уровня развития каждого ребенка в этом направлении (индивидуально и по инициативе родителей), изложены цели и задачи опытно-поисковой работы; сформулированы рекомендации для самостоятельной работы с детьми. Проведено анкетирование, с помощью которого изучалось мнение родителей по важности этой проблемы.
В ходе беседы с родителями выяснилось, что многих из них прежде всего волнует готовность ребенка к школе, под которой они понимали знание детьми букв, умение читать и писать. С родителями была проведена беседа о том, что в процессе развития эмоциональной сферы ребенок учится выражать свои позитивные и негативные эмоции социально- приемлимыми способами, развивается память, мышление, внимание. Через эмоции ребенок выражает себя, свое мироощущение, отношение к окружающим его людям, дает оценку происходящему и, таким образом, адаптируется к социальным условиям жизни. Ребенок учится понимать других, в том числе и учителя, и что именно эти качества в первую очередь необходимы будущему первокласснику в учебном процессе и способствуют лучшему усвоению учебного материала.
В ходе всего формирующего этпапа происходило закрепление полученных знаний и умений и развитие умений, связанных с творческим воспроизведением позитивных и негативных эмоций. Для этого был использован прием, рекомендованный и названный И.В.Кадобновой «Сказку складываем, музыкой сказываем». Он предполагает сочинение и инсценирование музыкальной сказки «Теремок», в основе которой лежит, прежде всего, игра в создание эмоциональных образов (скромная мышка, трусливый заяц, хвастливая лиса, злой волк, добрый медведь, радостный комар и т.д.) Эта сказка удобна тем, что количество персонажей можно добавлять, характер героев менять. Появление каждого персонажа возле теремка непременно связано с музыкальной характеристикой того или иного зверька, т.е. это прообраз некой «выходной арии», в которой ребенок творчески использует приобретенные умения в передаче различных эмоций.
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы
Для определения изменения уровня развития эмоциональной сферы в процессе музыкальной деятельности мы провели диагностику на заключительном этапе опытно-поисковой работы.
Цель контрольного этапа – определить достигнутый уровень эмоционального развития в экспериментальной группе детей.
Задачи контрольного этапа:
1. Обобщить результаты опытно-поисковой работы.
2. Выявить роль организации музыкальных занятий, предложенной нами, в развитии эмоциональной сферы.
3. Определить, как повлияли методы и приемы, используемые на музыкальных занятиях на эмоциональное развитие детей.
На контрольном этапе опытно-поисковой работы детям предлагались более сложные задания, требующие от них использования знаний, умений и навыков, приобретенных на формирующем этапе. Методика проведения контрольных срезов была аналогичной методике, используемой на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Индивидуальные задания на развитие способов выражения эмоций, проводились в виде игры «Наседка и цыплята». Для качественного выполнения задания детям необходимо было быть раскованными, свободными, выразительно двигаться и говорить, адекватно выражать заданную эмоцию.
Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку.
Воспитатель: Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет. Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!»
Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.
Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили.
Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка.
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.
Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то эмоциональное состояние цыплят, которое описывает воспитатель.
Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!»
Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.
Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задержал.
Седьмой цыпленок решил пошутить и притворился, что у него болит горлышко и ему очень больно.
Восьмой цыпленок ему поверил и стал его жалеть, он переживал за брата.
Девятый цыпленок, не успев родиться сразу очень соскучился по маме, ему очень захотелось ей сказать: «Мамочка, я очень люблю тебя!»
Десятый цыпленок посмотрел вокруг и произнес: «Как хорошо, что мы все вместе! Давайте жить дружно!»
Игра заканчивается веселым хороводом «Если весело живется».
Для более качественного выявления достигнутого уровня проявления эмоциональных состояний детям была предложена инсценировка музыкальной сказки «Колобок». В ходе работы над сказкой дети сами выбирали себе роли, обсуждали образ, характер героев, способы передачи их эмоциональных состояний, помогали, подсказывали друг другу нужную позу, интонацию, мимику и т.д. В передаче эмоциональных состояний героев сказки присутствуют эмоции: радость, гнев, страх, печаль, удивление. В процессе наблюдения за детьми мы установили, что дошкольники стали намного ярче и адекватнее выражать свои эмоции, лучше понимать эмоции других детей. Это видно из сводной таблицы.
Результаты оценки способов выражения эмоций
№ | Фамилия, имя ребенка | Степень выраженности | Средн. балл | ||||
Р | Г | С | П | У | |||
1. | Борискова Лиза | 3 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,7 | 2,7 |
2. | Лепшина Настя | 2,3 | 2 | 2,3 | 2 | 2 | 2,1 |
3. | Мажаров Дима | 2,3 | 2 | 2 | 1,7 | 1,7 | 1,9 |
4. | Папка Даша | 2,3 | 1,5 | 2 | 2 | 1,7 | 1,9 |
5. | Свистун Вася | 3 | 2,5 | 2,5 | 2,7 | 3 | 2,7 |
6. | Сергеева Анна | 2,5 | 1,7 | 2 | 2 | 2 | 2 |
7. | Ситникова Лиза | 3 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 3 | 2,8 |
8. | Хайоров Дима | 2,3 | 1,7 | 1,5 | 1,7 | 1,5 | 1,7 |
9. | Юсупов Максим | 2,3 | 2,3 | 2 | 2 | 1,7 | 2 |
10 | Якимов Саша | 2,5 | 2 | 2,3 | 2 | 2 | 2,1 |