Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание

Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Котлова эмоциональная сфера.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

Уровни эмоционального развития по показателю «способы выражения эмоций»: высокий – 2,5-3 балла, средний – 1,9-2,4 балла, низкий – 1-1,8 балла.

              На контрольном этапе по показателю «способы выражения эмоций» высокий уровень развития показали 3 ребенка, средний – 6 детей и только один ребенок остался на низком уровне развития, но если на исходном этапе общий балл у него был 1, то теперь он повысился до 1,7. Сравнительный анализ результатов по этому показателю мы видим на диаграмме.

(вставить диаграмму)

              Для более четкого определения достигнутого уровня развития по показателю «способность понимания эмоций, переживаемых другими людьми» детям были предложены задания исходного этапа опытно-поисковой работы

Задание 1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

Фамилия, имя ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивле-ние

1.

Борискова Лиза

радостное

грустное

испуганное

злое

удивиляется

2.

Лепшина Настя

веселое

грустное

боится

сердитое

чего-то не знает

3.

Мажаров Дима

веселое

грустное

испугался

злое

не понятно

4.

Папка Даша

радостное

печальное

испуганное

злое

не понимающее

5.

Свистун Вася

радостное

печальное

испуганное

сердитое

удивленное

6.

Сергеева Анна

веселое

грустное

боится

злое

удивляется

7.

Ситникова Лиза

радостное

грустное

испуганное

злое

удивленное

8.

Хайоров Дима

веселое

грустное

боится

злое

 

9.

Юсупов Максим

веселое

печальное

испуганное

сердитое

удивительное

10

Якимов Саша

радостное

грустное

боится

сердитое

удивляется

 

Как мы видим по ответам детей, практически все справились с заданием и правильно определили эмоции, изображенные графически. 

     Задание 2. Изучение понимания эмоций, переживаемых другими людьми.

Детям предлагаются 10 новых  репродукций картин, в которых эмоциональное содержание передается путем: показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам.

Результаты мы видим в таблице:

 

Фамилия, имя ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивле-ние

1.

Борискова Лиза

3

3

3

3

3

2.

Лепшина Настя

3

3

3

3

2

3.

Мажаров Дима

3

3

2

2

2

4.

Папка Даша

3

3

3

3

3

5.

Свистун Вася

3

3

3

3

3

6.

Сергеева Анна

3

3

2

3

2

7.

Ситникова Лиза

3

3

3

3

3

8.

Хайоров Дима

3

3

2

2

2

9.

Юсупов Максим

3

3

3

2

2

10

Якимов Саша

3

3

3

3

2

Примечание: 3 - правильные ответы (дети верно поняли сюжет и эмоциональное состояние героев), 2 - ответы с помощью наводящих вопросов; 1 - дети не поняли сюжет и не смогли объяснить эмоциональное состояние персонажей.

Как видно из таблицы, дети экспериментальной группы намного лучше стали   понимать эмоциональное состояние удивления, мимику радости и гнева, выражение грусти и печали, умело анализируют позы и жесты героев, большинство с легкостью могут понять состояние страха.

Сводная таблица оценок по показателю «способность понимания детьми эмоций, переживаемых другими людьми»

Фамилия, имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Общий балл

1.

Борискова Лиза

5

3

8

2.

Лепшина Настя

4

2,8

6,8

3.

Мажаров Дима

4

2,4

6,4

4.

Папка Даша

4

3

7

5.

Свистун Вася

5

3

8

6.

Сергеева Анна

5

2,6

7,6

7.

Ситникова Лиза

5

3

8

8.

Хайоров Дима

4

2,4

6,4

9.

Юсупов Максим

5

2,6

7,6

10.

Якимов Саша

5

2,8

7,8

Уровни эмоционального развития: высокий – 6-8 баллов, средний – 4-5,9 баллов, низкий – 1-3,9 баллов.

              Как видно из таблицы, все дети экспериментальной группы показали высокий уровень развития по показателю «способность понимания эмоций, переживаемых другими людьми».

Сравнительная диаграмма результатов эмоционального развития по показателю «способность понимания эмоций, переживаемых другими людьми».

(вставить диаграмму)

              Для определения эмоциональной отзывчивости на музыку была снова взята игра «Что я чувствую, что я вижу, когда слушаю музыку?» Правила проведения игры и критерии оценок остались прежними, изменился только музыкальный материал. Для восприятия были предложены произведения Э.Григ «В пещере горного короля», А.Гречанинов «Грустная песенка», Стрибогг «Вальс петушков». На этом этапе исследования почти все дети экспериментальной группы намного легче справились с вызвавшими наибольшие затруднения 1 и 5 заданиями. При описании характера музыкальных произведений дети более глубоко дифференцировали эмоциональные проявления и давали разнообразные эстетические характеристики. При выполнении пятого задания, в котором  предлагалось изобразить музыку с использованием выразительных движений и выразительной мимики, пластические движения детей в большинстве случаев соответствовали заданному характеру музыки.

Оценка выполнения заданий на определение эмоциональной

отзывчивости на музыку детей экспериментальной группы

Фамилия, имя ребенка

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Сумма

баллов

1.

Борискова Лиза

1

1

1

1

1

5

2.

Лепшина Настя

1

1

1

1

1

5

3.

Мажаров Дима

1

1

1

1

0

4

4.

Папка Даша

0

1

1

1

1

4

5.

Свистун Вася

1

1

1

1

1

5

6.

Сергеева Анна

1

1

1

1

0

4

7.

Ситникова Лиза

1

1

1

1

1

5

8.

Хайоров Дима

0

1

1

1

0

3

9.

Юсупов Максим

1

1

1

1

0

4

10

Якимов Саша

0

1

1

1

1

4

Высокий уровень – 5 баллов, средний – 3-4 балла, низкий – 1-2 балла.

              Из данной таблицы видно, что высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку продемонстрировали 4 детей, средний – 6.

Сравнительные результаты оценок по показателям развитости

эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы

на контрольном этапе

 

 

Фамилия, имя ребенка

 

Способы выражения эмоций

Способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми

 

Эмоциональная отзывчивость на музыку

 

Общий балл

1.

Борискова Лиза

2,7

8

5

15,7

2.

Лепшина Настя

2,1

6,8

5

13,9

3.

Мажаров Дима

1,9

6,4

4

12,3

4.

Папка Даша

1,9

7

4

12,9

5.

Свистун Вася

2,7

8

5

15,7

6.

Сергеева Анна

2

7,6

4

13,6

7.

Ситникова Лиза

2,8

8

5

15,8

8.

Хайоров Дима

1,7

6,4

3

11,1

9.

Юсупов Максим

2

7,6

4

13,6

10.

Якимов Саша

2,1

7,8

4

13,9

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности