Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа
Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.
Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы
Еще один вид музыкальной деятельности — ритмика, где содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Занимаясь ритмикой, дети учатся согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, учатся выражать свои впечатления от музыки, что, несомненно, также способствует развитию эмоциональной сферы. Двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (данная точка зрения подтверждена исследованиями И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева и др.) Развивая ребенка в процессе занятия ритмикой, педагог должен помнить, что двигательные реакции дошкольника на музыку, его мимика и пантомима должны соответствовать эмоционально-образному строю и характеру музыки. В старшем дошкольном возрасте должно проявиться умение ребенка индивидуально выражать себя в музыкально-ритмических движениях на основе глубокого «чувствования» музыки.
Формирование у ребенка потребности в общении с музыкой можно рассматривать как открытие для него «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), постоянно выводящей его за рамки уже накопленного жизненного и музыкального опыта. Важна профессиональная компетентность педагога, его умение превращать общение ребенка с музыкой из простого «наслаждения искусством», с одной стороны, и из примитивной работы над накоплением «знаний, умений и навыков» - с другой, в полноценную художественную деятельность, выводящую ребенка в искусстве на уровень содержательных обобщений, т.е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. А это значит – учить ребенка «вскрывать всеобщую суть явлений, учить видеть целое раньше его частей (мышление от общего к частному), рассматривать с детьми любое явление в его внутренних противоречиях и всеобщих взаимосвязях» [21]. Основы такого мышления необходимо формировать у ребенка уже в дошкольном возрасте.
Г.А.Праслова, проанализировав научные исследования в области музыкальной педагогики, выделила ряд принципов музыкального воспитания, соответствующих специфике музыкального искусства и природе ребенка:
- принцип целостности – наиболее полно отвечает главнейшему свойству человеческой психики, проявляющемуся уже в дошкольном возрасте, - способности целостно воспринимать явления в интегративном единстве эмоциональной и интеллектуальной оценок;
- принцип образности – основывается на универсальной природной особенности психики ребенка-дошкольника воспринимать и познавать мир в конкретно-чувственных образах, воплощающих в себе все многообразие окружающей жизни в ее целостности;
- принцип интонационности – в основе находится понятие интонационности как смыслового ядра музыки, направлен на формирование и обогащение интонационно-слухового опыта ребенка;
- принцип ассоциативности – ориентирует педагога на актуализацию восприятия, фантазии и воображения ребенка в процессе его общения с музыкой, на понимание художественной образности музыки как отражения реального мира, на установление связи музыкальных образов с явлениями окружающей действительности за счет выхода во «внемузыкальные сферы»;
- принцип художественно-педагогической драматургии (Д.Б.Кабалевский) – нацеливает на разработку структуры и последовательности форм и видов музыкальных занятий с детьми с
учетом драматургии произведений искусства;
- принцип сходства и различия (Д.Б.Кабалевский) – ориентирует на постижение музыки через осмысление и понимание воплощенных в ней жизненных явлений. Д.Б.Кабалевский обращает внимание на то, что этот принцип является «сквозным» не только в процессе формирования музыкальной культуры ребенка, но и всей культуры восприятия жизни и познания своих жизненных впечатлений [6].
Специфика перечисленных принципов музыкального воспитания заключается в том, что они полностью соответствуют самой природе музыки как вида искусства. При всем разнообразии они отвечают как минимум двум основным требованиям:
- учитывают, что содержанием музыки являются эмоции, чувства и переживания человека;
- опираются на интонационную природу музыки.
Руководствуясь этими педагогическими принципами возможно наиболее плодотворно и целесообразно организовать содержание и формы обучения, воспитания и развития ребенка, в том числе развития его эмоциональной сферы. Эмоциональная отзывчивость на музыку позволит детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, поможет активизировать умственную деятельность, будет способствовать умению общаться, адекватно воспринимать окружающий мир.
II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрев и проанализировав особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников, возможности музыки и музыкальной деятельности в детском саду в эмоциональном развитии детей, рассмотрим этот вопрос на практике, проследим, каким образом происходит развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.
Цель опытно-поисковой работы – развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап);
2. Разработать и провести комплекс занятий по музыкальной деятельности, способствующих более эффективному эмоциональному развитию детей (формирующий этап);
3. Отследить динамику уровня развития эмоциональной сферы у дошкольников (контрольный этап);
4. Проанализировать результаты констатирующего и контрольного этапов.
2.1. Диагностическое исследование уровня развития эмоциональной сферы у старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы
Цель констатирующего этапа – выявление начального уровня развития эмоциональной сферы у старших дошкольников.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
2. Определить показатели и разработать уровневые характеристики, необходимые для диагностики уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить диагностические методы по выявлению уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
В результате анализа психолого-педагогической литературы (работы Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Данилиной Т.А.) мы определили, что специально организованная музыкальная деятельность будет способствовать развитию эмоциональной сферы по следующим показателям:
Способы выражения эмоций;
Способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми;
Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Основными методами опытно-поисковой работы на констатирующем этапе были избраны:
целенаправленно-ситуативное наблюдение;
эксперимент;
проективные рисуночные тесты.
Для изучения уровня эмоционального развития по показателю «способы выражения эмоций» мы подобрали два задания.
Задание 1. Диагностика использования мимики и пантомимы при демонстрации заданной эмоции:
Покажи с помощью лица, рук, всего тела, что ты очень удивился. (Ребенок может сморщить лоб, поднять, брови, приоткрыть рот,
всплеснуть руками);
Представь, что ты очень испугался. Покажи как? (Ребенок может расширить глаза, открыть рот, сжать руки в кулаки, напрячь тело, съежиться, присесть);
Тебе подарили игрушку, о которой ты очень мечтал! Покажи, как ты обрадовался. (Ребенок может откинуть назад голову, приподнять брови, широко раскрыть глаза, улыбнуться, расправить плечи, захлопать в ладоши.)
А теперь ты рассердился, очень-очень. Ты ужасно злой. Покажи это. (Ребенок может сдвинуть брови, нахмуриться, выставить вперед нижнюю губу или оскалить зубы, стиснуть кулаки);
Тебя обидели и ты стоишь грустный, печальный. Изобрази это. (Ребенок может приподнять и сдвинуть брови, опустить уголки губ, ссутулить плечи).
Необходимо проанализировать использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Критерии оценивания: 3 балла – эмоции выражены сильно, 2 балла – эмоции выражены средне, 1 балл – эмоции отсутствуют или выражены незначительно.
Результаты представлены в таблице:
№ | Фамилия, имя ребенка | Р | Г | С | П | У | |||||
м | п | м | п | м | п | м | п | м | п | ||
1. | Борискова Лиза | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
2. | Лепшина Настя | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3. | Мажаров Дима | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
4. | Папка Даша | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5. | Свистун Вася | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6. | Сергеева Анна | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
7. | Ситникова Лиза | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
8. | Хайоров Дима | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
9. | Юсупов Максим | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
10 | Якимов Саша | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Примечание: м – мимика, п – пантомима.
Из таблицы видно, что большинство детей мимически бледно изображают радостного человека, а вот средствами пантомимы это удается неплохо. Гнев через пантомиму также неплохо передается. Однако, с эмоциями страха, печали и удивления детям справиться сложно.
Задание 2. Изучение выразительности речи при выражении различных эмоций.
Используется игра «Попугай». Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» - радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Отмечается выразительность, невыразительность и слабая выразительность речи. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе.
Результаты мы видим в таблице:
№ | Фамилия, имя ребенка | Радост-но | Груст-но | Испуган-но | Сердито | Удивлен-но |
1. | Борискова Лиза | + | + |
| + |
|
2. | Лепшина Настя | + | + |
|
|
|
3. | Мажаров Дима | + |
|
|
|
|
4. | Папка Даша | + |
|
|
|
|
5. | Свистун Вася | + | + |
| + |
|
6. | Сергеева Анна | + | + |
|
|
|
7. | Ситникова Лиза | + | + |
|
| + |
8. | Хайоров Дима |
|
|
|
|
|
9. | Юсупов Максим |
| + |
|
|
|
10 | Якимов Саша | + | + |
|
|
|