Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание

Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Котлова эмоциональная сфера.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

Еще один вид музыкальной деятельности — ритмика, где содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Занимаясь ритмикой, дети учатся согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, учатся выражать свои впечатления от музыки, что, несомненно, также способствует развитию эмоциональной сферы. Двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (данная точка зрения подтверждена исследованиями И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева и др.) Развивая ребенка в процессе занятия ритмикой, педагог должен помнить, что двигательные реакции дошкольника на музыку, его мимика и пантомима должны соответствовать эмоционально-образному строю и характеру музыки. В старшем дошкольном возрасте должно проявиться умение ребенка индивидуально выражать себя в музыкально-ритмических движениях на основе глубокого «чувствования» музыки.

Формирование у ребенка потребности в общении с музыкой можно рассматривать как открытие для него «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский), постоянно выводящей его за рамки уже накопленного жизненного и музыкального опыта. Важна профессиональная компетентность педагога, его умение превращать   общение   ребенка  с   музыкой   из   простого   «наслаждения искусством», с одной стороны, и из примитивной работы над накоплением «знаний, умений и навыков» - с другой, в полноценную художественную деятельность, выводящую ребенка в искусстве на уровень содержательных обобщений, т.е. философского рассмотрения проблем жизни и искусства. А это значит – учить ребенка «вскрывать всеобщую суть явлений, учить видеть целое раньше его частей (мышление от общего к частному), рассматривать с детьми любое явление в его внутренних противоречиях и всеобщих взаимосвязях» [21]. Основы такого мышления необходимо формировать у ребенка уже в дошкольном возрасте.

Г.А.Праслова, проанализировав научные исследования в области музыкальной педагогики, выделила ряд принципов музыкального воспитания, соответствующих специфике музыкального искусства и природе ребенка:

- принцип целостности – наиболее полно отвечает главнейшему свойству человеческой психики, проявляющемуся уже в дошкольном возрасте, - способности целостно воспринимать явления в интегративном единстве эмоциональной и интеллектуальной оценок;

- принцип образности – основывается на универсальной природной особенности психики ребенка-дошкольника воспринимать и познавать мир в конкретно-чувственных образах, воплощающих в себе все многообразие окружающей жизни в ее целостности;

- принцип интонационности – в основе находится понятие интонационности как смыслового ядра музыки, направлен на формирование и обогащение интонационно-слухового опыта ребенка;

- принцип ассоциативности – ориентирует педагога на актуализацию восприятия, фантазии и воображения ребенка в процессе его общения с музыкой, на понимание художественной образности музыки как    отражения реального мира, на установление связи музыкальных образов с явлениями окружающей действительности за счет выхода во «внемузыкальные сферы»;

- принцип художественно-педагогической драматургии (Д.Б.Кабалевский) – нацеливает на разработку структуры и последовательности   форм  и   видов   музыкальных   занятий  с  детьми  с

учетом драматургии произведений искусства;

- принцип сходства и различия (Д.Б.Кабалевский) – ориентирует на постижение музыки через осмысление и понимание воплощенных в ней жизненных явлений. Д.Б.Кабалевский обращает внимание на то, что этот принцип является «сквозным» не только в процессе формирования музыкальной культуры ребенка, но и всей культуры восприятия жизни и познания своих жизненных впечатлений [6].

Специфика перечисленных принципов музыкального воспитания заключается в том, что они полностью соответствуют самой природе музыки как вида искусства. При всем разнообразии они отвечают как минимум двум основным требованиям:

- учитывают, что содержанием музыки являются эмоции, чувства и переживания человека;

- опираются на интонационную природу музыки.

Руководствуясь этими педагогическими принципами возможно наиболее плодотворно и целесообразно организовать содержание и формы обучения, воспитания и развития ребенка, в том числе развития его эмоциональной сферы. Эмоциональная отзывчивость на музыку  позволит  детям  в доступных  формах откликнуться на добрые чувства и поступки, поможет активизировать умственную деятельность, будет способствовать умению общаться, адекватно воспринимать окружающий мир.

 

 

 

 

 

II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрев и проанализировав особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников, возможности музыки и музыкальной деятельности в детском саду в эмоциональном развитии  детей, рассмотрим этот вопрос на практике, проследим, каким образом происходит развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Цель опытно-поисковой работы – развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников в процессе музыкальной  деятельности.

Задачи исследования:

1.             Выявить  уровень  развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап);

2.             Разработать и провести комплекс занятий по музыкальной деятельности, способствующих более эффективному эмоциональному развитию детей (формирующий этап);

3.             Отследить динамику уровня развития эмоциональной сферы  у дошкольников (контрольный этап);

4.             Проанализировать результаты констатирующего и контрольного этапов.

2.1. Диагностическое исследование уровня развития эмоциональной сферы у старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы

Цель констатирующего этапа – выявление начального уровня развития эмоциональной сферы у старших дошкольников.

              В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

1.      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по эмоциональному развитию  детей дошкольного возраста.

2.      Определить показатели и разработать уровневые характеристики, необходимые для диагностики уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

3.      Определить диагностические методы по выявлению уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

В результате анализа психолого-педагогической литературы (работы Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Данилиной Т.А.) мы определили, что специально организованная музыкальная деятельность будет способствовать развитию эмоциональной сферы по следующим показателям:

      Способы выражения эмоций;

      Способность понимать эмоции, переживаемые другими людьми;

      Эмоциональная отзывчивость на музыку.

              Основными методами опытно-поисковой работы на констатирующем этапе были избраны:

      целенаправленно-ситуативное наблюдение;

      эксперимент;

      проективные рисуночные тесты.

              Для изучения уровня эмоционального развития по показателю «способы выражения эмоций» мы подобрали два задания.             

    Задание 1. Диагностика использования мимики и пантомимы при демонстрации заданной эмоции:

      Покажи с помощью лица, рук, всего тела, что ты очень удивился. (Ребенок  может сморщить лоб,  поднять, брови,  приоткрыть рот,

          всплеснуть руками);

      Представь, что ты очень испугался. Покажи как? (Ребенок может расширить глаза, открыть рот, сжать руки в кулаки, напрячь тело, съежиться, присесть);

      Тебе подарили игрушку, о которой ты очень мечтал! Покажи, как ты обрадовался. (Ребенок может откинуть назад голову, приподнять брови, широко раскрыть глаза, улыбнуться, расправить плечи, захлопать в ладоши.)

      А теперь ты рассердился, очень-очень. Ты ужасно злой. Покажи это. (Ребенок может сдвинуть брови, нахмуриться, выставить вперед нижнюю губу или оскалить зубы, стиснуть кулаки);

      Тебя обидели и ты стоишь грустный, печальный. Изобрази это. (Ребенок может приподнять и сдвинуть брови, опустить уголки губ, ссутулить плечи).

Необходимо проанализировать использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Критерии оценивания: 3 балла – эмоции выражены сильно, 2 балла – эмоции выражены средне, 1 балл – эмоции отсутствуют или выражены незначительно.

Результаты представлены в таблице:

Фамилия, имя ребенка

Р

Г

С

П

У

м

п

м

п

м

п

м

п

м

п

1.

Борискова Лиза

2

3

2    

3

2

2

2

2

1

2

2.

Лепшина Настя

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

3.

Мажаров Дима

1

2

2

2

1

1

1

1

1

2

4.

Папка Даша

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

5.

Свистун Вася

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

6.

Сергеева Анна

1

2

2

2

1

2

1

2

1

1

7.

Ситникова Лиза

3

3

2

3

2

2

2

3

2

2

8.

Хайоров Дима

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9.

Юсупов Максим

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

10

Якимов Саша

2

2

2

2

2

1

1

1

1

2

Примечание: м – мимика, п – пантомима.

              Из таблицы видно, что большинство детей мимически бледно изображают радостного человека, а вот средствами пантомимы это удается неплохо. Гнев через пантомиму также неплохо передается. Однако, с эмоциями страха, печали и удивления детям справиться сложно.

    Задание 2. Изучение выразительности речи при выражении различных эмоций.

      Используется игра «Попугай». Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» -  радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

    Отмечается выразительность, невыразительность и слабая выразительность речи. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе.

Результаты мы видим в таблице:

 

Фамилия, имя ребенка

Радост-но

Груст-но

Испуган-но

Сердито

Удивлен-но

1.

Борискова Лиза

+

+

 

+

 

2.

Лепшина Настя

+

+

 

 

 

3.

Мажаров Дима

+

 

 

 

 

4.

Папка Даша

+

 

 

 

 

5.

Свистун Вася

+

+

 

+

 

6.

Сергеева Анна

+

+

 

 

 

7.

Ситникова Лиза

+

+

 

 

+

8.

Хайоров Дима

 

 

 

 

 

9.

Юсупов Максим

 

+

 

 

 

10

Якимов Саша

+

+

 

 

 

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности