Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа
Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.
Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы
Уровни развития эмоциональной сферы: высокий – 14-16 баллов, средний – 9-13,9 баллов, низкий – 3-8,9 баллов.
Высокий уровень эмоционального развития показали 3 детей, средний – 7 человек.
Из представленной ниже диаграммы, мы видим, что в экспериментальной группе детей на контрольном этапе опытно-поисковой работы повысились результаты по всем определенным нами показателям развития эмоциональной сферы.
(вставить диаграмму)
Данная диаграмма показывает положительную динамику развития эмоциональной сферы у всех детей экспериментальной группы. Многие дети были сами заинтересованы в развитии своих способностей, всегда с удовольствием воспринимали все новое, старались осознать и грамотно воспроизвести все задания, предлагаемые в ходе музыкальных занятий. Отметим детей у которых на констатирующем этапе был низкий уровень эмоционального развития, а на контрольном этапе они показали средний уровень: Мажаров Дима, Папка Даша, Хайоров Дима, Юсупов Максим. А так же хочется отметить детей, которые показали высокий уровень эмоционального развития, имея на исходном этапе средний уровень: Борискова Лиза, Свистун Вася, Ситникова Лиза.
На основе анализа результатов в экспериментальной группе детей выявили следующие уровни развития эмоциональной сферы:
высокий – 30%
средний – 70%
низкий – 0%.
(вставить диаграмму)
По результатам контрольного этапа опытно-поисковой работы можно сделать выводы:
- после проведения специально организованных музыкальных занятий в группе возросли показатели развития эмоциональной сферы;
- преобладающим стал средний и высокий уровень эмоционального развития;
- подтвердилась наша гипотеза о том, что разработка специального цикла музыкальных занятий на основе высокохудожественных образцов народной, классической и современной популярной детской музыки, а также включение в содержание разделов программы «Восприятие музыки», «Пение» и «Ритмика», которые были определены как доминирующие, новых упражнений и музыкального материала, помогающих решать поставленные в работе задачи, способствуют развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов опытно-поисковой работы дает основание считать предлагаемые формы и методы работы эффективными для развития эмоциональной сферы. Дети, участвовавшие в эксперименте, на музыкальных занятиях стали более осознанно и выразительно передавать свои чувства и эмоции, научились правильно понимать эмоции других людей, стали лучше управлять своими эмоциями и выражать их вербально и невербально.
В заключение предлагаем ряд практических педагогических рекомендаций, которые помогут при работе по данной теме избежать ошибок и построить процесс развития эмоциональной сферы более грамотно:
педагог должен любить свое дело, грамотно владеть методикой музыкального обучения и воспитания, иметь хорошие музыкальные способности, обязательно быть высоко эмоционально развитым;
педагог должен уметь находить правильные пути для нужного воздействия на воспитанников. Для этого он должен уметь создать благоприятную обстановку, атмосферу на музыкальных занятиях, разбудить в детях устойчивый интерес к выполняемым заданиям, четко знать цель каждого упражнения и достигать ее.
необходимо систематически использовать методы и приемы, развивающие эмоциональную сферу старших дошкольников;
важно осуществлять индивидуально-личностный подход к каждому ребенку, т.е. учитывать особенности темперамента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме опытно-поисковой работы позволило:
- выявить, что эмоциональная сфера является важной составляющей в личностном развитии ребенка, а также и то, что сама по себе эмоциональная сфера не развивается, ее необходимо развивать;
- теоретически обосновать возможности музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Мы достигли поставленную цель нашей работы путем реализации всех поставленных задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновали возможности музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников.
2. Определили показатели проявления эмоций и разработали характеристики их уровней.
3. Выявили уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработали цикл музыкальных занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы, определили эффективность заданий.
5. На основе анализа результатов опытно-поисковой работы сформулировали ряд практических рекомендаций по организации и проведению музыкальных занятий по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
53