Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа
Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.
Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы
Мы видим, что большинство детей показали слабую выразительность речи, т.е. выражать различные эмоции в речи им пока сложно.
Сводная таблица оценок по показателю «способы выражения эмоций»
№ | Фамилия, имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Общий балл |
1. | Борискова Лиза | 2,1 | 3 | 5,1 |
2. | Лепшина Настя | 1,6 | 2 | 3,6 |
3. | Мажаров Дима | 1,4 | 1 | 2,4 |
4. | Папка Даша | 1,2 | 1 | 2,2 |
5. | Свистун Вася | 2,2 | 3 | 5,2 |
6. | Сергеева Анна | 1,5 | 2 | 3,5 |
7. | Ситникова Лиза | 2,4 | 3 | 5,4 |
8. | Хайоров Дима | 1 | 0 | 1 |
9. | Юсупов Максим | 1,4 | 1 | 2,4 |
10. | Якимов Саша | 1,6 | 2 | 3,6 |
Уровни эмоционального развития : высокий – 6,5-8 баллов, средний – 4,5-6,4 баллов, низкий – 1-4,4 баллов.
Результаты диагностики по показателю «способы выражения эмоций»: высокий уровень – нет, средний – 3 ребенка, низкий – 7 детей.
Для изучения способности понимания детьми эмоций, переживаемых другими людьми, были предложены следующие задания.
Задание 1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Показывают их по одной с вопросом «Какое это лицо?» (ответы детей заносят в таблицу)
№ | Фамилия, имя ребенка | Радость | Грусть | Страх | Гнев | Удивле-ние |
1. | Борискова Лиза | улыбчивое | грустное |
| злое |
|
2. | Лепшина Настя | веселое | грустное |
| сердитое | непонятное |
3. | Мажаров Дима | веселое | грустное |
| злое |
|
4. | Папка Даша | веселое | грустное |
| злое |
|
5. | Свистун Вася | радостное | плачет | думает | ругается | кричит |
6. | Сергеева Анна | веселое | грустное |
| злое |
|
7. | Ситникова Лиза | доброе | грустное |
| злое |
|
8. | Хайоров Дима | веселое | грустное |
| злое |
|
9. | Юсупов Максим | веселое | печальное |
| сердитое |
|
10 | Якимов Саша | веселое | грустное | боится | сердитое | поет |
Графическое изображение радости, грусти и гнева дети воспринимают довольно-таки легко, а вот графическое изображение страха и удивления им непонятно.
Задание 2. Изучение понимания эмоций, переживаемых другими людьми.
Подбирается 10 репродукций картин, в которых эмоциональное содержание передается путем: показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам;
Ребенку последовательно показывают картинки и просят рассказать о них. Если он затрудняется в описании, задают наводящие вопросы, чтобы выяснить, как ребенок понимает сюжет изображения, эмоциональные состояния героев (ответы детей заносят в таблицу).
№ | Фамилия, имя ребенка | Радость | Грусть | Страх | Гнев | Удивле-ние |
1. | Борискова Лиза | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
2. | Лепшина Настя | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 |
3. | Мажаров Дима | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 |
4. | Папка Даша | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
5. | Свистун Вася | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
6. | Сергеева Анна | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 |
7. | Ситникова Лиза | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
8. | Хайоров Дима | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 |
9. | Юсупов Максим | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 |
10 | Якимов Саша | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 |
Примечание: 3 - правильные ответы (дети верно поняли сюжет и эмоциональное состояние героев), 2 - ответы с помощью наводящих вопросов; 1 - дети не поняли сюжет и не смогли объяснить эмоциональное состояние персонажей.
Как видно из таблицы, дети экспериментальной группы правильно воспринимают мимику радости и гнева, выражение грусти и печали; анализируя позы и жесты героев, большинство могут понять состояние страха, а вот понять эмоциональное содержание удивления удается пока не всем.
Сводная таблица оценок по показателю «способность понимания детьми эмоций, переживаемых другими людьми»
№ | Фамилия, имя ребенка | Задание 1 | Задание 2 | Общий балл |
1. | Борискова Лиза | 3 | 2,6 | 5,6 |
2. | Лепшина Настя | 3 | 2,4 | 5,4 |
3. | Мажаров Дима | 3 | 2 | 5 |
4. | Папка Даша | 3 | 2,6 | 5,6 |
5. | Свистун Вася | 3 | 2,6 | 5,6 |
6. | Сергеева Анна | 3 | 2 | 5 |
7. | Ситникова Лиза | 3 | 2,6 | 5,6 |
8. | Хайоров Дима | 3 | 2 | 5 |
9. | Юсупов Максим | 3 | 2,2 | 5,2 |
10. | Якимов Саша | 4 | 2,4 | 6,4 |
Уровни эмоционального развития: высокий – 6,5-8 баллов, средний – 4,5-6,4 баллов, низкий – 1-4,4 баллов.
Результаты диагностики по показателю «способность понимания детьми эмоций, переживаемых другими людьми»: все дети экспериментальной группы показали средний уровень.
Одним из показателей степени развития эмоциональной сферы ребенка может служить эмоциональная отзывчивость на музыку. О ее проявлении можно судить по эмоциональной реакции ребенка на музыку в процессе музыкальных занятий, по вербальному и невербальному выражению отношения к прослушанной музыке, по исполнению ребенком вокального произведения, музыкально-ритмических движений.
Детям была предложена игра «Что я чувствую, что я вижу, когда слушаю музыку?» Для ее проведения каждому ребенку раздавались индивидуальные комплекты цветных (черный, белый, желтый, красный, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый) и графических (с изображением линий разных конфигураций: плавных, закругленных, острых, угловатых, изломанных и др.) карточек и вывешивались рисунки различного содержания (например: морской пейзаж, шторм на море, гроза, мчащаяся конница, мама укачивает ребенка, клоуны в цирке, танцующие дети и т.д.) Звучали пьесы контрастного содержания: “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса; “Баба-Яга” из фортепианного цикла “Детский альбом” П.И.Чайковского. Данные пьесы были выбраны по следующим причинам:
- широкий спектр возможностей “прочтения” содержания музыкального произведения, заключающегося в разнообразии средств музыкальной выразительности, формирующих личностный смысл каждого слушателя;
- явное различие произведений по характеру, тематике и эмоциональной насыщенности;
- учет возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет;
- неизвестность данных музыкальных произведений детям экспериментальной группы, яркая музыкально-художественная насыщенность предлагаемого материала и его доступность в восприятии.
После прослушивания музыкального произведения, название которого не сообщается, детям задавались вопросы, побуждающие их к выражению своих впечатлений, произведенных музыкой. Если вопросы вызывали затруднение, их формулировка изменялась. Перед каждым заданием пьесы звучали повторно.
1 задание. Ответы на вопросы:
- Понравилась ли тебе эта музыка? Расскажи о своем впечатлении.
- Какие чувства ты испытал при звучании этой музыки?
- Какое настроение вызвала в тебе эта музыка?
- Что ты услышал в этой музыке?