Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание

Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Котлова эмоциональная сфера.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

 

Мы видим, что большинство детей показали слабую выразительность речи, т.е. выражать различные эмоции в речи им пока сложно.

Сводная таблица оценок по показателю «способы выражения эмоций»

Фамилия, имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Общий балл

1.

Борискова Лиза

2,1

3

5,1

2.

Лепшина Настя

1,6

2

3,6

3.

Мажаров Дима

1,4

1

2,4

4.

Папка Даша

1,2

1

2,2

5.

Свистун Вася

2,2

3

5,2

6.

Сергеева Анна

1,5

2

3,5

7.

Ситникова Лиза

2,4

3

5,4

8.

Хайоров Дима

1

0

1

9.

Юсупов Максим

1,4

1

2,4

10.

Якимов Саша

1,6

2

3,6

Уровни эмоционального развития : высокий – 6,5-8 баллов, средний – 4,5-6,4 баллов, низкий – 1-4,4 баллов.

              Результаты диагностики по показателю «способы выражения эмоций»: высокий уровень – нет, средний – 3 ребенка, низкий – 7 детей.

              Для изучения способности понимания детьми эмоций, переживаемых другими людьми, были предложены следующие задания.

Задание 1. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

      Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Показывают их по одной с вопросом «Какое это лицо?» (ответы детей заносят в таблицу)

 

Фамилия, имя ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивле-ние

1.

Борискова Лиза

улыбчивое

грустное

 

злое

 

2.

Лепшина Настя

веселое

грустное

 

сердитое

непонятное

3.

Мажаров Дима

веселое

грустное

 

злое

 

4.

Папка Даша

веселое

грустное

 

злое

 

5.

Свистун Вася

радостное

плачет

думает

ругается

кричит

6.

Сергеева Анна

веселое

грустное

 

злое

 

7.

Ситникова Лиза

доброе

грустное

 

злое

 

8.

Хайоров Дима

веселое

грустное

 

злое

 

9.

Юсупов Максим

веселое

печальное

 

сердитое

 

10

Якимов Саша

веселое

грустное

боится

сердитое

поет

 

              Графическое изображение радости, грусти и гнева дети воспринимают довольно-таки легко, а вот графическое изображение страха и удивления им непонятно.

Задание 2. Изучение понимания эмоций, переживаемых другими людьми.

      Подбирается 10  репродукций картин, в которых эмоциональное содержание передается путем: показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам;

      Ребенку последовательно показывают картинки и просят рассказать о них. Если он затрудняется в описании, задают наводящие вопросы, чтобы выяснить, как ребенок понимает сюжет изображения, эмоциональные состояния героев (ответы детей заносят в таблицу).

 

 

Фамилия, имя ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивле-ние

1.

Борискова Лиза

3

3

2

3

2

2.

Лепшина Настя

3

3

2

3

1

3.

Мажаров Дима

3

3

1

2

1

4.

Папка Даша

3

3

2

3

2

5.

Свистун Вася

3

3

2

3

2

6.

Сергеева Анна

3

3

1

2

1

7.

Ситникова Лиза

3

3

2

3

2

8.

Хайоров Дима

3

3

1

2

1

9.

Юсупов Максим

3

3

2

2

1

10

Якимов Саша

3

3

2

3

1

Примечание: 3 - правильные ответы (дети верно поняли сюжет и эмоциональное состояние героев), 2 - ответы с помощью наводящих вопросов; 1 - дети не поняли сюжет и не смогли объяснить эмоциональное состояние персонажей.

              Как видно из таблицы, дети экспериментальной группы правильно воспринимают мимику радости и гнева, выражение грусти и печали; анализируя позы и жесты героев, большинство могут понять состояние страха, а вот понять эмоциональное содержание удивления удается пока не всем.             

Сводная таблица оценок по показателю «способность понимания детьми эмоций, переживаемых другими людьми»

Фамилия, имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Общий балл

1.

Борискова Лиза

3

2,6

5,6

2.

Лепшина Настя

3

2,4

5,4

3.

Мажаров Дима

3

2

5

4.

Папка Даша

3

2,6

5,6

5.

Свистун Вася

3

2,6

5,6

6.

Сергеева Анна

3

2

5

7.

Ситникова Лиза

3

2,6

5,6

8.

Хайоров Дима

3

2

5

9.

Юсупов Максим

3

2,2

5,2

10.

Якимов Саша

4

2,4

6,4

Уровни эмоционального развития: высокий – 6,5-8 баллов, средний – 4,5-6,4 баллов, низкий – 1-4,4 баллов.

              Результаты диагностики по показателю «способность понимания детьми эмоций, переживаемых другими людьми»: все дети экспериментальной группы показали средний уровень.

              Одним из показателей степени развития эмоциональной сферы ребенка может служить эмоциональная отзывчивость на музыку. О ее проявлении можно судить по эмоциональной реакции ребенка на музыку в процессе музыкальных занятий, по вербальному и невербальному выражению отношения к прослушанной музыке, по исполнению ребенком вокального произведения, музыкально-ритмических движений.

              Детям была предложена игра «Что я чувствую, что я вижу, когда слушаю музыку?» Для ее проведения каждому ребенку раздавались индивидуальные комплекты цветных (черный, белый, желтый, красный, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый) и графических (с изображением линий разных конфигураций: плавных, закругленных, острых, угловатых, изломанных и др.) карточек и вывешивались рисунки различного содержания (например: морской пейзаж, шторм на море, гроза, мчащаяся конница, мама укачивает ребенка, клоуны в цирке, танцующие дети и т.д.) Звучали пьесы контрастного содержания: “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса; “Баба-Яга” из фортепианного цикла “Детский альбом” П.И.Чайковского. Данные пьесы были выбраны по следующим причинам:

- широкий спектр возможностей “прочтения” содержания музыкального произведения, заключающегося в разнообразии средств музыкальной выразительности, формирующих личностный смысл каждого слушателя;

- явное различие произведений по характеру, тематике и эмоциональной насыщенности;

- учет возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет;

- неизвестность данных музыкальных произведений детям экспериментальной группы, яркая музыкально-художественная насыщенность предлагаемого материала и его доступность в восприятии.

         После прослушивания музыкального произведения, название которого не сообщается, детям задавались вопросы, побуждающие их к выражению своих впечатлений, произведенных музыкой. Если вопросы вызывали затруднение, их формулировка изменялась. Перед каждым заданием пьесы звучали повторно.

         1 задание. Ответы на вопросы:

- Понравилась ли тебе эта музыка? Расскажи о своем впечатлении.

- Какие чувства ты испытал при звучании этой музыки?

- Какое настроение вызвала в тебе эта музыка?

- Что ты услышал в этой музыке?

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности