Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:54, дипломная работа
Цель: Обосновать эффективность музыкально – игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы.
Объект исследования. Процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования. Педагогические условия развития эмоциональной сферы старшего дошкольника в музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ.
Введение 3
I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в музыкальной деятельности 7
1.1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников 13
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее
возможности в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 15
II. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
2.1. Диагностическое исследование уровня развития
эмоциональной сферы старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы 23
2.2. Организация музыкальных занятий по эмоциональному
развитию детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 45
Заключение 54
Список литературы
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте окончательно происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. «Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка» [8].
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он кричал, краснел, сжимал кулаки, мог ударить и т.д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже. Наиболее понятны детям такие эмоции и чувства: радость, горе, страх, удивление, гнев.
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, музыкальные занятия, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. «Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоциональной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника» [23].
Ученые-физиологи (Девидсон и его коллеги) отмечают, что правое полушарие преимущественно связано с оценками неприятного, ужасного, а левое – с приятным и смешным. Между полушариями существуют тонические тормозные регулирующие взаимоотношения. Правое полушарие лучше реагирует при наличии четкого признака эмоции, а левое – в конфликтной ситуации, требующей анализа и обоснованного решения.
В связи с вышесказанным, эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий. Осуществляя функцию положительного и отрицательного, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, то данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал возвращения благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, потому что эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро; пока опасность не устранена, должен подаваться сигнал тревоги. Зная значение как положительных, так и отрицательных эмоций, нельзя недооценивать последние. И поэтому у детей следует развивать эмоции и положительного, и отрицательного характера. При этом необходимо помнить, что при данной работе важно уметь осуществлять переход от отрицательных эмоций к положительным, ведь для организма ценно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного ребенка интенсивности.
Переживание положительных и отрицательных эмоций можно считать врожденной физиологической функциональной потребностью организма. Эмоции играют важную роль в процессе межличностного общения, воспитания и обучения, принимая непосредственное участие в процессах памяти, механизме формирования новых навыков дошкольников. Через эмоции ребенок выражает себя, свое мироощущение, отношение к окружающим его людям, дает оценку происходящему и, таким образом, адаптируется к социальным условиям жизни.
1.2. Педагогические условия развития эмоциональной сферы
дошкольников
1.3. Музыкальная деятельность в детском саду и ее возможности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
Сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников может сыграть музыка. «Музыка как язык души, обращенный от сердца к сердцу, открывает путь и к «другому», поскольку музыка всегда была и остается одним из самых действенных средств общения, и к самому себе, открывая в душе самые глубинные тайники» [12].
В результате клинических наблюдений и специальных исследований, установлена способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека – изменять его настроение, снижать тревогу, напряженность и т.д. Учитывая данные особенности музыки и используя в содержании музыкальной деятельности дошкольников высокохудожественные образцы народной, классической и современной популярной детской музыки, мы можем способствовать развитию эмоциональной сферы и коррекции таких психических недостатков человека, как: замкнутость, излишняя застенчивость, заниженная или завышенная самооценка, агрессивность. Психологическое определение содержания музыки дано выдающимся психологом Б.М.Тепловым: «Музыкальное содержание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки…, но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоцией оно не заканчивается. В музыке через эмоции мы познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание» [16].
Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б.В.Асафьева, музыка – «образно-звуковое отображение действительности».
Музыка, в сравнении с другими видами искусства, обладает меньшей понятийной и предметной конкретностью, и познавательная деятельность проходит здесь в большой и очень важной для человека сфере – сфере чувств. Осознавая чувства, вызванные музыкой, человек обогащается новыми для него переживаниями во всем богатстве их оттенков и обнаруживает в себе способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им, что имеет большое личное и социальное значение, как важнейшее условие успешности общения. «Лишь благодаря развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: … только музыка пробуждает чувства человека» [10]. В.А.Сухомлинский говорил: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» [17].
Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности приобретается через переживания, чувства и впечатления, возникающие у него в процессе общения с музыкой. Именно развитие эмоциональной сферы, происходящее при общении с музыкой, помогут ребенку адекватно понимать окружающих, адекватно вести себя в обществе, свободно общаться.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности в детском саду обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребенка. Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
В настоящее время доказано, что главной особенностью процесса музыкального воспитания является его субъективное начало. Уровень сложности реакций ребенка на музыку зависит от содержания музыкального произведения, возраста ребенка, его музыкальных и общих способностей, а также жизненно-психологического и эмоционального опыта. По тому, как ребенок переживает и оценивает музыкальное произведение, передает его характер, можно судить об уровне развития его эмоциональной сферы. В старшем дошкольном возрасте восприятие музыки, пение, ритмика становятся более дифференцированными, формируется способность анализировать, сравнивать, синтезировать воспринятый музыкальный материал, вырабатывается умение связно, последовательно излагать свои мысли о музыке, ярко и образно вокальными средствами, музыкально-ритмическими движениями передавать характер музыкальных произведений.
Восприятие музыки — активный, творческий процесс — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Любой вид музыкальной деятельности, доступный ребенку (пение, ритмика и т.д.), непрерывно связан с восприятием музыки. Прежде чем воспроизвести, скажем, песню, ребенок слушает ее в исполнении взрослого или в записи; прежде чем приступить к ритмическим движениям, ребенок воспринимает пьесу. По мере целенаправленного музыкального воспитания дети воспринимают музыку уже сообразно ее эмоциональному содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыкальных образов, и лишь еще позднее ребенок воспринимает выразительный смысл музыкальных средств. Но в какой бы простой форме ни выступали эти качества восприятия, они всегда «суть показатель эстетического начала, присущего самой музыке и, соответственно, внутренним переживаниям ребенка» [2]. При соответствующем руководстве музыкальной деятельностью нравственно-эстетические чувства детей значительно обогащаются, развиваются такие важные качества личности, как способность к сопереживанию чужой радости и горести.
Виднейшие музыкальные деятели нашей страны в области музыкального просвещения, воспитания детей (В,Н,Шацкая, М.А.Румер, Н.А.Метлов, С.М.Шоломович, Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова и др.) рассматривают восприятие музыки как деятельность, требующую активных действий со стороны и ребенка и педагога. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Нужен гибкий, чуткий и квалифицированный подход. Применительно к детям дошкольного возраста возможно путем подбора произведений вызывать у детей и различные эмоции. С.М.Шоломович признает единство эмоционального и интеллектуального в музыкальном переживании. По ее мнению, «абсолютизация эмоционального приводит к отрицанию осознания музыкальных явлений и, наоборот, абсолютизация сознательного ведет к отрицанию эстетического начала» [22]. Дети способны при определении характера музыки опираться как на контекст немузыкальных средств, так и на музыкальный материал, дифференцируя наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Проблема эмоциональности восприятия требует от педагога тщательно продуманной организации детской деятельности, так чтобы чувства их все более обогащались и разнообразились.
Особенности музыкального восприятия детей, по мнению Г.А.Прасловой, обусловлены системой детерминант, а именно:
- самим воспринимаемым музыкальным произведением;
- музыкальным и жизненным психологическим опытом ребенка;
- внешними и внутренними (личностными) условиями;
- характером музыкальной деятельности ребенка [14].
Развитие музыкального восприятия-мышления детей старшего дошкольного возраста происходит в «единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка» [18]. У старших дошкольников особенно, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образцами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче.
Необходимо обратить внимание на то, что качество музыкального воспитания зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Музыкальное воспитание, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Исследования Б.М.Теплова показали, что качество музыкального воспитания связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческое воображение, фантазия, художественное восприятие мира.
Развивая эмоциональную сферу дошкольников средствами музыки, в частности в процессе пения, которое является самым доступным видом детского музыкального исполнительства, мы способствуем формированию у детей рефлексивного, творческого, нравственного отношения к себе самому и окружающим людям. Н.А.Ветлугина относит пение « к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются эмоциональные переживания ребенка» [2]. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Современные исследователи в области музыкальной психологии рассматривают пение как одну из активных форм музыкотерапии, воздействующей на формирование различных эмоциональных состояний ребенка. Умелый подбор музыкальных произведений с преобладанием определенных выразительных средств может регулировать состояние ребенка в процессе жизнедеятельности, успокаивать или, наоборот, активизировать его. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях. Пение развивает коммуникативные способности детей. В процессе совместного пения создается эмоциональная атмосфера, способствующая формированию сплоченности, сотрудничества, взаимопонимания. Скрытость в общей массе (момент анонимности) создает предпосылки для преодоления чувства скованности, застенчивости.