Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая
деятельность как один из
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика
музыкальных способностей
2.2 Обоснование
эффективности педагогических
2.3 Анализ
и описание полученных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в УДО.
В настоящее время всё более возрастает актуальность и значимость раннего выявления музыкальных способностей детей. Это обусловлено тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются такие психические познавательные процессы как воображение, воля, фантазия, мышление и др.
Что соответствует общей цели непрерывного образования детей дошкольного возраста: «Гармоническое разностороннее развитие детей» [33, с. 4] .
Для достижения данной
цели необходимо использовать весь
природный потенциал
Развитию музыкальных способностей ребенка посвятили свои работы такие ученые, как: Ю.Б. Абдуллин [15], О.А. Апраксина [7], Л.Г. Арчажникова [15], М.Д. Авазашвили [15], Э.Б. Алиев [3], В.Ю. Григорьев [34], В.И. Петрушин [14], Г.П. Стулова[15], О.П. Радынова [35], Г.М. Цыпин [39] и др.
По утверждению многих психологов, педагогов-музыковедов, врачей-фониаторов (Е.И. Алмазов [4], И.Я. Деражне [17], В.И. Петров [14]), пению следует отвести решающую роль в развитии сложного и многогранного понятия музыкальные способности, которое во все времена находится в центре внимания ученых разных областей наук: философии, культурологии, музыкальной педагогики и психологии.
Исследованием взаимосвязи певческой деятельности с общим физическим, умственным и психическим развитием детей занимались В.П. Анисимов [15], В.Д. Остроменский [15], В.И. Петрушин [14], Л.В. Школяр [41] и др. Многими учеными отмечена важность создания определенной развивающей среды в этой области (П.П. Блонский [15], М. Монтессори [15] и др.).
Такие ученые, как (И.М. Догель [22], И.Р. Тарханов[22]) доказали, что музыка и пение воздействуют на организм человека. Они самым прямым образом изменяют кровяное давление, частоту пульса, расслабление и напряжение мышц. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей – эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальная память, чувство слуха, ладовое чувство. Кроме того решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника.
Дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией.
Развивая певческую деятельность дошкольников, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно формирует физически здоровых, интеллектуально развитых и творческих людей.
Многие проблемы развития музыкальных способностей и певческих навыков старших дошкольников изучены, но: остаются вне поля зрения исследователей сами психологические механизмы развития музыкальных способностей, проблемы диагностики музыкальных способностей, музыкального обучения детей дошкольного возраста.
Знание о сущности, структуре и закономерностях развития музыкальных способностей дает возможность теоретически обоснованно подойти к созданию условий для раскрытия личности дошкольника.
Неразработанность в теоретическом плане отмеченных проблем обусловила выбор темы моего исследования: «Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе певческой деятельности».
Объект исследования: музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, средствами певческой деятельности.
Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности будет более эффективным, если в ней будет:
- реализовано поэтапное развитие музыкальных способностей, включение разнообразных видов певческой деятельности, коллективные и групповые формы пения, включающие вокальные игры, упражнения на развитие музыкальных способностей, использование единого репертуара по пению.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи исследования:
В ходе данной работы использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Методологической
основой исследования являются: совокупность
философских, психолого-педагогических
положений, раскрывающих концептуальные
подходы к осуществлению
Исходными теоретическими положениями исследования выступают концептуальные идеи психологов о специфике развития музыкальных способностей детей (Л.С. Выготский [31], А.Н. Леонтьев [31], Л.С. Рубинштейн [31], К.В. Тарасова [31], Б.М. Теплов [31] и др.); психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л. [31], Леонтьев А.Н. [31], Гальперин П.Я. [31]), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н. [21], Зимина А. [21], Орф К. [21], Картавцева М. [21] и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что получены данные об особенностях развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Обоснованы положения о возможности их развития при создании необходимых педагогических условий. Разработаны эффективные игровые приемы развития музыкальных способностей для детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные игровые приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности, диагностический материал, могут быть реализованы в деятельности УДО, на музыкальных занятиях.
Музыкальные произведения, отображая в своем содержании реальную действительность, открывают человеку возможность познавать окружающий мир и в процессе познания развиваться. Музыка является самым эмоциональным видом искусства и в то же время самым сложным среди всех видов искусств. Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что его идея непосредственно не обозначена, а наоборот, скрыта с тем, чтобы ожить, проявиться в сознании воспринимающего. Чтобы помочь ребенку войти в музыкальный мир, необходимо развить у него музыкальные способности.
Проблема развития музыкальных способностей детей и их целенаправленного формирования стала предметом изучения отечественных и зарубежных ученых Н.А. Ветлугиной [16], Э. Виллемса [23], Э.А. Голубевой [23], О.П. Радыновой [35], Г. Ревеша [23], Э. Сеги [23], К. Сишора [23], К.В. Тарасовой [37], Б.М. Теплова [31] и других. Анализ их работ показал, что музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». По мнению большинства исследователей, музыкальность представляет комплекс способностей.
Анализ проблемы развития музыкальных способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое будут вкладываться в эти понятия.
Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, что проявляется в успешности деятельности. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Теплов Б.М. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями
называют не всякие вообще
индивидуальные особенности, а
лишь такие, которые имеют
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [31, c. 375].
Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется [31, c. 375].
Иногда способности считают врожденными, “данными от природы”. Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
«Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения» [34, с. 240]. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно своим делом. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться не одинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Также различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.
Специальные способности
- это способности к определенной
деятельности, которые помогают человеку
достигать в ней высоких
Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет [34, c. 257]!
Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности