Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

vazhno (2).docx

— 170.90 Кб (Скачать документ)

При проведении занятия 2,  "Бубенчики",  требовалось зрительное и слуховое внимание. Облегчало выполнение задания изображение бубенчиков. "Ой, а бубенчики улыбаются!" – воскликнула Ира Г. На вопрос: "Кто хочет подружиться с бубенчиками?" дети дружно ответили: "Мы!"  Все это создавало положительный эмоциональный настрой. С большим удовольствием все дети разучили песенку бубенчиков, хотя непростой задачей, оказалось, помогать себе движениями руки, изображая мелодическую линию. Но большую помощь и поддержку заключал показ педагога, который выступил в роли дирижера.

Много радости и  положительных эмоций принесла встреча  со сказочными героями (птичкой, мишкой, зайчиком) в музыкальной игре "К  нам гости пришли". Все без  исключения дети пытались изобразить ритмическим рисунком пляску мишки, птички, зайчика. Педагог уточнял  наводящими вопросами, чем отличается пляска мишки от пляски птички. "Птичка маленькая, легкая, значит танец ее быстрый", - отвечала Саша М. "А  медведь большой, тяжелый, значит танец  его медленный", - продолжала Уля  Е. "А зайчик бежит быстро, но с  остановками. Можно я простучу. Вот  так", - Андрей отстукивал свой вариант  ответа. Все дети попробовали  отстучать  тот или иной ритмический рисунок, пытаясь изобразить что-то похожее  на другие варианты.

В ходе занятия 3, в игре "Кузнечик", не все дети смогли сразу чисто интонировать ступени звукоряда. Помогал призыв внимательно послушать и спеть чисто, иначе кузнечик не прыгнет на цветок, а упадет на землю. Всем захотелось побывать в роли ведущего, даже ранее скованные дети – Ульяна Е. и Лиза Н. – с большим удовольствием и старанием выполняли роль ведущего игры. Так как задание повторялось в той или иной форме несколько раз, то у детей   закрепился данный навык.

В музыкальной игре «Разноцветные кубики» большинство детей успешно определили в песне ее части - вступление и заключение, и количество куплетов. При повторном исполнении песни дети с удовольствием выкладывали разноцветные кубики

На занятии 4 дети с удовольствием и желанием разучили шуточную песенку "Тень-тень". Активно откликнулись на призыв пропеть по ролям. Каждая группа старалась без ошибок прохлопать свой ритмический рисунок, хотя все справились с заданием неплохо, но лучше всех прохлопали лисички. 

Большой интерес  вызвало задание, где голосок  должен спрятаться, а ладошки хлопать  ритмический рисунок. Так как  дети уже прохлопали задание с  голосом, без поддержки  голосом  оно также не вызвало особого  труда.

Выложить ритм песенки  короткими и длинными палочками  вызвались Андрей, Уля, Лиза, Катя. Таким образом, все дети приняли активное участие в игре и неплохо справились с заданиями.

Занятие 5 "Определи инструмент", дает  возможность детям вспомнить и закрепить названия музыкальных инструментов. Каждый из детей может выступить и в роли ведущего, и в роли отгадывающего ритмическую загадку. Не остаются  в стороне и остальные  играющие, они внимательно слушают и хлопками оценивают ответы. Это призывает быть детей собранными, внимательными, активными.

На занятии 6 игра "Узнай, чей голосок?", прошла в свободной непосредственной форме. Дети старались запутать ведущего - изменяли голос, придумывали сложные интонации. Игровой момент догнать загадавшего загадку вносил небольшую разрядку для слухового внимания. Дети не чувствовали сложности игры и выполняли задание с желанием и интересом. Все приняли активное участие, в стороне не остался никто.

В занятии 7 детям  было предложено прослушать музыкальную  сказку  о Пете-пастушке и выбрать  одну из прозвучавших там песен, которая  больше понравилась и почему. А  дома нарисовать по этой сказке рисунок. Такой настрой побудил детей  на более активное внимание и восприятие происходивших событий сказки. Более  внимательно дети слушали песенки  и отмечали понравившиеся им. "Мне  понравилась песенка про коровушку, потому что она добрая и приносит людям молочко", – объяснила  свой выбор Уля Е. "А мне понравилась  песня о петушке, потому что у  моей бабушки в деревне есть такой  петушок, он очень храбрый и красивый", – возразил Илья Д. "А мне понравилась  песня про дуду, она веселая  и задорная, под нее можно танцевать", – отвечала Юля К. А после пения  этих песен с руководителем, не осталось равнодушных детей. Тут же дети поделились тем, что они нарисуют дома на сюжет  этой сказки.

Таким образом, проведенная  работа способствовала решению цели, поставленной в начале экспериментальной деятельности.

Чтобы проверить  эффективность разработанной методики развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, был проведен контрольный эксперимент.

 

2.3 Анализ и описание полученных результатов

Для определения  эффективности игровых приемов развития музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности был проведен контрольный эксперимент по выявлению результативности формирующего эксперимента, включающий в себя ранее использованные задания диагностики.

Расчет общего уровня развития музыкальных способностей производился по формуле 2.2

 

                                                            (2.2)

                                                          

где Xi – уровень развития музыкальных способностей i-ого ребенка;

n – общее количество детей;

A – общий уровень развития музыкальных способностей

Результаты исследования показали прирост всех показателей, которые стали выше после проведения игровых приемов.

Данные результатов  контрольного эксперимента изображены в таблице динамика развития музыкальных способностей детей дошкольников в приложении Г.

Таким образом, проанализировав  полученные результаты, сформулируем следующие выводы: результаты исследования показали, положительную динамику развития музыкальных способностей после проведения разработанных игровых приемов.

Детей с высоким  уровнем развития музыкальных способностей было 12% стало 25%, со средним – от 36% до 66%.

Также наблюдение за детьми в процессе заданий показало:

  1. Мелодический слух.

Дети научились  слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно  своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен  и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.

  1. Тембровый слух.

Дети без особого  труда различают разные тембры, дают им образную характеристику.

  1. Звуковысотный слух.

Дети имеют более  широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.

  1. Чувство ритма.

У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют  воспринимать слухом ритмический рисунок  и исполнять в виде хлопков  без особого труда и напряжения.

  1. Ладовое чувство.

Дети внимательно  слушают произведения от начала до конца. У них ярко выражена эмоциональная  отзывчивость и двигательная реакция  на музыку. Они чувствуют характер звучания каждой части музыкального произведения, связывают с воспринимаемым образом. Также правильно ощущают  тонику.

Таким образом, комплекс игровых приемов содействовал предполагаемому  педагогическому воздействию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Развитие музыкальных способностей в процессе певческой деятельности зависит от:

    • эмоциональных переживаний ребенка музыкального произведения (накопления слушательского опыта);
    • комплекса качеств, необходимых для успешного выполнения певческой деятельности (знания типологических, индивидуальных особенностей, также интересов, склонностей дошкольника)

2.  Именно в певческой деятельности активно развиваются такие основные музыкальные способности ребенка, как: музыкальный слух,  чувство ритма,  ладовое чувство и др. 

При этом на развитие ладового чувства влияет, в первую очередь, характер музыкального произведения, и непосредственно исполнительская деятельность ребенка.

Развитию музыкально-слуховых представлений способствует неоднократное восприятие музыкальных звуков, главным условием этого является воспроизведение их голосом – пение.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в движении, возникающего бессознательно, непроизвольно при восприятии песни, а также при ее исполнительстве – в движениях головы, рук, ног, а также движениях речевого, дыхательного аппаратов. При этом движения должны соответствовать  характеру музыки, средствам музыкальной выразительности, форме музыкального произведения.

3. На музыкальных занятиях дети выполняли задания на выявление уровня развития музыкально-слуховых представлений – тембрового, гармонического, мелодического слуха; ладового чувства – показатели которого – ладовое тяготение, ощущение тоники, ладовая окраска звука, а также чувства ритма, выраженного в передаче ритмического рисунка.

Низкий уровень развития музыкальных способностей дошкольников констатирующего эксперимента обусловил разработку игровых приемов, направленных на повышение основных показателей музыкальных способностей.

4. При сравнении показателей детей «до» и «после» проведения музыкальных занятий, отмечается, прирост показателей в контрольном эксперименте. Результаты контрольного эксперимента превышают результаты констатирующего – положительная динамика развития музыкальных способностей, что подтверждает эффективность реализованных педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе  певческой деятельности.

Таким образом, достигнут  желаемый результат педагогического  воздействия, направленный на развитие музыкальных способностей в певческой  деятельности, а также, проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся специфики развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности.

Также игровые приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности,  диагностический материал,  могут быть реализованы в деятельности УДО, на музыкальных занятиях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев, В.Л. Обучение детей выразительному пению /              В.Л. Алексеев // Дошкольное воспитание. 1980. - 184 с.
  2. Алексеева, А.Г. Развитие и диагностика способностей /                      А.Г. Алексеева. - М.: Просвещение, 1991. - 177 с.
  3. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев.                                                       Воронеж: МОДЭК, 1998. - 352 с.
  4. Алмазов, Е.И. Развитие детского голоса / Е.И. Алмазов. - М.: - 1963. С. 18
  5. Андреева, М.П.,  Конорова, Е.В: Первые шаги в музыке /                   М.П. Андреева, Е.В. Конорова. - М.: Музыка, 1979. - 157 с.
  6. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. - М: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
  7. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса /                    О.А. Апраксина. - М.: МГПИ, 1983. - 187 с.
  8. Арисменди, A.JI. Дошкольное музыкальное воспитание /                   A.JI. Арисменди. - М.: 1989. - 147 с.
  9. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева - М.: Наука, 1977. С. 5
  10. Бессонов, П.А. Детские песни / П.А. Бессонов. – М.: 1968. - 69 с.
  11.   Битус, А.Ф., Певческая азбука ребёнка / А.Ф. Битус, - Минск:   2007г. - 96 с.
  12.   Битус, А.Ф. Развитие музыкальных способностей (учебно-методическое пособие) / А.Ф. Битус. – Минск: 2007. - 145 с.
  13.   Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности /                 Л.Л. Бочкарев. - М.: "Институт психологии    РАН", 1997. - 338 с.                                    
  14. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В. /. - М.: 1996. - 468 с.
  15.   Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение 1968. - 415 с.
  16. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер.  М.: 1983. - 190 с.
  17. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания / Н. Давыдова. - Дошкольное воспитание, 1994. №6, - 89 с.
  18.   Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики  / Л.Б. Дмитриев. - М.: 2000. - 132 с.
  19. Как определить и развить способности ребенка? – Сост.              В.М. Воскобойников. - СПб.: Риспекс, 1996. - 426 с.
  20.   Картавцева, М.Г. Школа русского фольклора / М.Г. Картавцева. -М.: МГИК, 1994. - 72 с.
  21.   Кацер, О.В. Игровая методика обучение детей пению /                    О.В. Кацер. - Санкт- Петербург: 2005. - 258 с.
  22.   Кенеман, А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / А. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 196 с.
  23.   Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности /  Д.К. Кирнарская - М.: Таланты XXI век, 2004. - 102 с.
  24.   Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская – М.:                                        Таланты - XXI век, 2004. - 254 с.
  25.   Кулаковский, Л. Песня, ее язык, структура, судьба /                       Л. Кулаковский. – М.: 1962. – 311 с.
  26.   Ломпшер, И., Гулаш, Р. Развитие способностей  / И. Ломпшер,    Р. Гулаш, - Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. – М.: 1981. - 105 с.
  27. Метлов, Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов. - М.: ''Просвещение'', 1985. - 152 с.
  28. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1982. - 256 с.
  29. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 239 с.
  30. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. - М.:        1965. – 96 с.
  31.   Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: 1997. - с. 390
  32. Осеннева, М.С., Безбородова, Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия»  / М.С. Осеннева, Л.А.  Безбородова. 2001. – 368 с.
  33.   Пралеска: программа дошкольного образования / А. Панько                [и др.]. — Минск: НИО, 2007. – 320 с.
  34.   Прихожан А.М., Психология / А.М. Прихожан. Издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.
  35. Радынова, О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание / О. Радынова. 1994. № 2, С. 30.
  36.   Струве, Л. Музыкальные ступеньки. Методика развития музыкальных способностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. - М.: Федерация детских и молодежных хоров России  /                                         Л. Струве. 2001. – 258 с.
  37.   Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей  /                    К.В. Тарасова. – М.: Педагогика, 1988. – 220 с.
  38.   Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: 1961. - 332 с.
  39.   Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждение, мнения / Г.М. Цыпин. – М.: Интерпракс, 1994. - 258 с.
  40. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 265 с.
  41. Школяр, Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке / Л. Школяр. - Дошкольное воспитание, - М.: 1992. - С. 39

Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности