Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
При проведении занятия 2, "Бубенчики", требовалось зрительное и слуховое внимание. Облегчало выполнение задания изображение бубенчиков. "Ой, а бубенчики улыбаются!" – воскликнула Ира Г. На вопрос: "Кто хочет подружиться с бубенчиками?" дети дружно ответили: "Мы!" Все это создавало положительный эмоциональный настрой. С большим удовольствием все дети разучили песенку бубенчиков, хотя непростой задачей, оказалось, помогать себе движениями руки, изображая мелодическую линию. Но большую помощь и поддержку заключал показ педагога, который выступил в роли дирижера.
Много радости и положительных эмоций принесла встреча со сказочными героями (птичкой, мишкой, зайчиком) в музыкальной игре "К нам гости пришли". Все без исключения дети пытались изобразить ритмическим рисунком пляску мишки, птички, зайчика. Педагог уточнял наводящими вопросами, чем отличается пляска мишки от пляски птички. "Птичка маленькая, легкая, значит танец ее быстрый", - отвечала Саша М. "А медведь большой, тяжелый, значит танец его медленный", - продолжала Уля Е. "А зайчик бежит быстро, но с остановками. Можно я простучу. Вот так", - Андрей отстукивал свой вариант ответа. Все дети попробовали отстучать тот или иной ритмический рисунок, пытаясь изобразить что-то похожее на другие варианты.
В ходе занятия 3, в игре "Кузнечик", не все дети смогли сразу чисто интонировать ступени звукоряда. Помогал призыв внимательно послушать и спеть чисто, иначе кузнечик не прыгнет на цветок, а упадет на землю. Всем захотелось побывать в роли ведущего, даже ранее скованные дети – Ульяна Е. и Лиза Н. – с большим удовольствием и старанием выполняли роль ведущего игры. Так как задание повторялось в той или иной форме несколько раз, то у детей закрепился данный навык.
В музыкальной игре «Разноцветные кубики» большинство детей успешно определили в песне ее части - вступление и заключение, и количество куплетов. При повторном исполнении песни дети с удовольствием выкладывали разноцветные кубики
На занятии 4 дети с удовольствием и желанием разучили шуточную песенку "Тень-тень". Активно откликнулись на призыв пропеть по ролям. Каждая группа старалась без ошибок прохлопать свой ритмический рисунок, хотя все справились с заданием неплохо, но лучше всех прохлопали лисички.
Большой интерес вызвало задание, где голосок должен спрятаться, а ладошки хлопать ритмический рисунок. Так как дети уже прохлопали задание с голосом, без поддержки голосом оно также не вызвало особого труда.
Выложить ритм песенки короткими и длинными палочками вызвались Андрей, Уля, Лиза, Катя. Таким образом, все дети приняли активное участие в игре и неплохо справились с заданиями.
Занятие 5 "Определи инструмент", дает возможность детям вспомнить и закрепить названия музыкальных инструментов. Каждый из детей может выступить и в роли ведущего, и в роли отгадывающего ритмическую загадку. Не остаются в стороне и остальные играющие, они внимательно слушают и хлопками оценивают ответы. Это призывает быть детей собранными, внимательными, активными.
На занятии 6 игра "Узнай, чей голосок?", прошла в свободной непосредственной форме. Дети старались запутать ведущего - изменяли голос, придумывали сложные интонации. Игровой момент догнать загадавшего загадку вносил небольшую разрядку для слухового внимания. Дети не чувствовали сложности игры и выполняли задание с желанием и интересом. Все приняли активное участие, в стороне не остался никто.
В занятии 7 детям
было предложено прослушать музыкальную
сказку о Пете-пастушке и выбрать
одну из прозвучавших там песен, которая
больше понравилась и почему. А
дома нарисовать по этой сказке рисунок.
Такой настрой побудил детей
на более активное внимание и восприятие
происходивших событий сказки. Более
внимательно дети слушали песенки
и отмечали понравившиеся им. "Мне
понравилась песенка про
Таким образом, проведенная работа способствовала решению цели, поставленной в начале экспериментальной деятельности.
Чтобы проверить эффективность разработанной методики развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, был проведен контрольный эксперимент.
Для определения эффективности игровых приемов развития музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности был проведен контрольный эксперимент по выявлению результативности формирующего эксперимента, включающий в себя ранее использованные задания диагностики.
Расчет общего уровня развития музыкальных способностей производился по формуле 2.2
где Xi – уровень развития музыкальных способностей i-ого ребенка;
n – общее количество детей;
A – общий уровень развития музыкальных способностей
Результаты исследования показали прирост всех показателей, которые стали выше после проведения игровых приемов.
Данные результатов контрольного эксперимента изображены в таблице динамика развития музыкальных способностей детей дошкольников в приложении Г.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, сформулируем следующие выводы: результаты исследования показали, положительную динамику развития музыкальных способностей после проведения разработанных игровых приемов.
Детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей было 12% стало 25%, со средним – от 36% до 66%.
Также наблюдение за детьми в процессе заданий показало:
Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.
Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику.
Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.
У детей есть опыт
работы с ритмическими заданиями. Умеют
воспринимать слухом ритмический рисунок
и исполнять в виде хлопков
без особого труда и
Дети внимательно слушают произведения от начала до конца. У них ярко выражена эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция на музыку. Они чувствуют характер звучания каждой части музыкального произведения, связывают с воспринимаемым образом. Также правильно ощущают тонику.
Таким образом, комплекс игровых приемов содействовал предполагаемому педагогическому воздействию.
1. Развитие музыкальных способностей в процессе певческой деятельности зависит от:
2. Именно в певческой деятельности активно развиваются такие основные музыкальные способности ребенка, как: музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство и др.
При этом на развитие ладового чувства влияет, в первую очередь, характер музыкального произведения, и непосредственно исполнительская деятельность ребенка.
Развитию музыкально-слуховых представлений способствует неоднократное восприятие музыкальных звуков, главным условием этого является воспроизведение их голосом – пение.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в движении, возникающего бессознательно, непроизвольно при восприятии песни, а также при ее исполнительстве – в движениях головы, рук, ног, а также движениях речевого, дыхательного аппаратов. При этом движения должны соответствовать характеру музыки, средствам музыкальной выразительности, форме музыкального произведения.
3. На музыкальных занятиях дети выполняли задания на выявление уровня развития музыкально-слуховых представлений – тембрового, гармонического, мелодического слуха; ладового чувства – показатели которого – ладовое тяготение, ощущение тоники, ладовая окраска звука, а также чувства ритма, выраженного в передаче ритмического рисунка.
Низкий уровень развития музыкальных способностей дошкольников констатирующего эксперимента обусловил разработку игровых приемов, направленных на повышение основных показателей музыкальных способностей.
4. При сравнении показателей детей «до» и «после» проведения музыкальных занятий, отмечается, прирост показателей в контрольном эксперименте. Результаты контрольного эксперимента превышают результаты констатирующего – положительная динамика развития музыкальных способностей, что подтверждает эффективность реализованных педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности.
Таким образом, достигнут желаемый результат педагогического воздействия, направленный на развитие музыкальных способностей в певческой деятельности, а также, проанализированы и систематизированы в теоретической части работы психолого-педагогические аспекты, касающиеся специфики развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в певческой деятельности.
Также игровые приемы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности, диагностический материал, могут быть реализованы в деятельности УДО, на музыкальных занятиях.
Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности