Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

vazhno (2).docx

— 170.90 Кб (Скачать документ)

Хочешь, секрет покажу!"  

    • Нине она говорит.

И заглянуть в пианино  велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет -

Низким голосом пианино  поет,

А если повернет правее -

Звуки  все  выше,   нежнее.

В пианино как заглянула  Нина, так и ахнула: к каждой клавише  молоточек приделан, а сзади целый  ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких

Голос высокий и звонкий,

А чем толще, длиннее струна

 Тем ниже звучит  она. 

Клавишу Мурка нажимает -

Молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поет,

Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:

"Совсем нестрашное  пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться -

Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

У рояля много клавиш!

Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас  гудит,

Будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок.

В средних клавишах как  раз

Тот же голос, что у нас.

               Кончаловская Н.

 

 

 

Занятие 2

 

Цели:1.  Развитие звуковысотных представлений, чистоты интонирования звука разных ступеней.

         2.   Развитие чувства ритма.

3. Развитие ладового чувства (закрепление умения различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов).

Методы и приемы:

    • наглядные (слушание музыки, прямой показ педагога, использование элементов дирижирования, показ иллюстраций, игрушек);
    • словесные (объяснение, беседа, указания, обсуждения и оценки);
    • практические (сравнения, передачи характера музыки в движениях, исполнение песен);
    • метод уподобления характера звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа (вокальное, двигательное).

 

 

Ход проведения:

 

БУБЕНЧИКИ

Жили, были три веселых  бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого  была своя песенка. Бубенчик. Динь пел  тоненьким, высоким голоском. "Динь-динь!" - звенела его песенка. Средний  бубенчик Дан, пел свою песенку "Дан-дан" средним голоском. А у бубенчика  Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка "Дон-дон" звучала по-другому.

 

 

Посмотрите на эти три  линеечки.


 

 

 

На каждой из них нарисован  бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.

 

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ

 

Игровой материал: восемь кубиков (сторона 5 см). Четыре стороны кубика окрашены в разные цвета (красный, синий, желтый, зелёный). На две стороны  наносятся значки (небольшой прямоугольник  и кружок), условно обозначающие музыкальное вступление и заключение.

Цель: Закреплять умение различать в музыкальных произведениях его части, вступление и заключение; строение песен, количество куплетов.

1-й этап освоения. Игра используется для определения частей музыки или количества куплетов в песне. Педагог исполняет песню, состоящую из трех частей, где первая и третья повторяются, а вторая – контрастна по характеру. При повторном исполнении песни дети выкладывают кубики так, чтобы у первого и третьего кубика верхние стороны были одинаковые по цвету, у второго другого цвета. Педагог может исполнять песню, тогда каждый куплет обозначается разными цветами, а повторяющийся припев песни обозначается одним цветом кубика.

2-й этап освоения. Дети учатся различать не только части музыки, но и музыкальное вступление, заключение.

Сначала они также определяют части, или количество куплетов и  припевов, выкладывая их с помощью  кубиков, а затем при повторном  прослушивании песни определяют, есть ли в ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими  части, дети кладут кубик, на верхней  стороне которого изображен прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последний кладут кубик, на верхней  стороне которого изображен кружок.

 

К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

 

Ход ИГРЫ. Взрослый предлагает подойти к нему: "Сегодня к  нам в гости должны прийти игрушки". Слышится стук в дверь. Взрослый подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: "Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы  с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу". Ребенок  медленно ударяет в бубен,  мишка  в руках взрослого ритмично переступает  с ноги на ногу. Остальные принимающие  в игре участие дети хлопают. Аналогичным  образом взрослый обыгрывает приход  других  игрушек.  Зайчик  прыгает  под  быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под  четкие ритмические удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звон колокольчика.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо игрушек  бибабо можно использовать любые  другие, с которыми привык играть ребенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 3

 

Цели: 1.Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного восприятия мелодической линии.

Методы и приемы:

    • наглядные (слушание музыки, прямой показ педагога, повторный показ, показ иллюстраций);
    • словесные (объяснение, беседа, указания, обсуждения и оценки);
    • практические (сравнения, передачи характера музыки в движениях, исполнение песен).

 

Ход проведения:

 

УЧЕНЫЙ КУЗНЕЧИК

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Картинка с изображением цветов и ученого  кузнечика, металлофон. Ход ИГРЫ. Вот  ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.

СКОК,  СКОК,   СКОК, CKOK

А теперь до пятого цветка - и опять вниз:

СКОК, СКОК, СКОК, СКОК, СКОК, CKOK

А теперь на второй цветок - и вниз. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда - вниз.

СКОК, СКОК, СКОК!

ПРИМЕЧАНИЕ. Пение слов  "Скок,  скок,  скок!"   сопровождайте  движением  руки.  Звуки,  как  это  видно  из  рисунков,   повышаются  последовательно,   как говорят  музыканты,   движутся   поступенно.   Движение кузнечика  по цветкам изображается звуками  на металлофоне   или  другом   мелодическом   инструменте.   Ребенок   в   это   время   внимательно   смотрит   на картинки   и   выбирает   подходящую   к   той   музыке, которую  сыграл на металлофоне взрослый. Если нет металлофона, прыжки ученого  кузнечика можно изобразить голосом. Чтобы сделать игровое задание  более интересным,  кузнечика  можно вырезать из картона и   прикрепить   его   к   кончику   тоненькой   указки (карандаша).   Во  время  пения  ребенок  сможет   "управлять" кузнечиком. Если он при  этом сам будет пропевать слова "Скок, скок!", то жесты и наглядность помогут развитию звуковысотного слуха.

 

 

Занятие 4

 

Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой.

Методы и приемы:

    • наглядные (слушание музыки, прямой показ педагога, повторный показ, показ игрушек);
    • словесные (объяснение, беседа, образное и поэтическое слово, указания, обсуждения и оценки);
    • практические (сравнения, передачи характера музыки в движениях, исполнение песен).

 

Ход проведения:

 

ИГРА "ТЕНЬ-ТЕНЬ"

Спойте вашему ребенку песню "Тень-тень" и для развития у него ритмического чувства, выполните ряд игровых заданий.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень,      

Сели звери на плетень,

Похвалялися весь день.  

Похвалялася лиса:

"Всему свету я краса!"

Похвалялся зайка:

"Пойди, догоняй-ка"!

Похвалялися ежи:

"У нас шубки хороши!"

 Похвалялись блохи:

"И у нас неплохи".

Похвалялся медведь:

"Могу песни я петь!"

 Похвалялася коза:

"Всем вам выколю  глаза!"

 

1. Спойте песню вместе  с ребенком, постарайтесь, чтобы  он запомнил текст.

2. Попросите ребенка петь  и одновременно тихонько хлопать  в ладоши, отмечая хлопками ритмический  рисунок песни.

3. Пропойте песню по  ролям: вы за автора, а ребенок  за героев песни (лису, зайку,  ежей, блошек, медведя и козу). Попросите  ребенка одновременно хлопать  свою роль ладошками.

4. Пойте песню по ролям. Попросите его "петь" свою роль ладошками. Голосок должен спрятаться, а ладошки "поют" вместо него. В начале ребенок может помочь себе, произнося текст шепотом.

5. Поменяйтесь с ребенком  ролями и выполните предыдущие  задания.

6. Попросите его всю песню от начала до конца "спеть" ладошками. Как и в первом случае, сначала можно перейти на шепот (хлопки по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голосок и оставить одни ладошки.

7. Если ритм песни хорошо  усвоен, можно выложить его короткими  и длинными полосками или длительностями.

                      

 

 

 

                                      Слушай, слушай, различай

                                    Звук короткий и протяжный.

                                    Чувство ритма развивай -

                                    Это очень, очень важно.

                                                    Кончаловская Н.

 

Занятие 5

 

Цель: развитие тембрового слуха, закрепление развития чувства ритма,             знакомство с новыми музыкальными инструментами.

Методы и приемы:

    • наглядные (слушание музыки, показ игры на инструменте детьми);
    • словесные (объяснение, обсуждения и оценки);
    • практические (сравнения, передачи характера музыки в движениях).

 

 

Ход проведения:

 

ОПРЕДЕЛИ ИНСТРУМЕНТ

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или другие струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.

Ход ИГРЫ. Двое детей или  взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу.

Перед ними на столах лежат  одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте  ритмический рисунок, другой повторяет  его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет  задание, остальные играющие хлопают  в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую  загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

 

 

Занятие 6

 

Цель: развитие тембрового слуха, навыка снятия с голоса попевки.

Методы и приемы:

    • словесные (объяснение, беседа, указания, обсуждения и оценки);
    • практические (сравнения, передачи характера музыки в движениях, исполнение текста).

 

Ход проведения:

 

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга  ребенок-водящий.

Водящий закрывает глаза. Дети водят хоровод и напевают следующий текст:

Коля, ты сейчас в лесу,

Я зову тебя:  "А-у".

Ну-ка глазки  закрывай,  не робей,

Кто позвал тебя, узнай поскорей.

Дети останавливаются, и  один из играющих (заранее выбранный) пропевает имя водящего. Ребенок, стоящий в центре круга, должен назвать имя ребенка, его назвавшего. Игру можно завершить игровым моментом. Если водящий узнал по голосу ребенка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 7

 

Цели: 1.Развитие умения понимать содержание музыки, интереса к народной          музыке, закрепить навыки слухового внимания.

2.Снятие с голоса и  правильное интонирование народной  песни.

Методы и приемы:

  • наглядные (слушание музыки, показ иллюстраций);

Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности