Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

vazhno (2).docx

— 170.90 Кб (Скачать документ)

Каждая песня, являясь  неповторимым музыкально-поэтическим  образом, требует от музыкального руководителя подбора целесообразных приемов  ее усвоения и затем научить дошкольников петь выразительно. Дети могут по - настоящему передать лишь понятные им литературные и музыкальные образы.

Поэтому перед исполнением  музыкальным руководителем проводится анализ мелодического и поэтического текстов, устанавливается кульминация, определяется движение во фразах. Для  обогащения музыкально-слуховых представлений  и знакомства детей со средствами выразительности необходимо стремиться показать детям связь музыки, создаваемой  композиторами с теми звуками, которые  окружают их в повседневной жизни. Например, детям можно предложить поиграть в "музыку дождя". Такая игра учит вслушиваться в звуки, воспроизводить различные звукосочетания, развивает  музыкальную память, воображение, что  необходимо детям в песенном творчестве.

Таким образом, в процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальная память, чувство слуха, ладовое чувство. Подводя итог о теории музыкальных способностей нужно подчеркнуть, что наиболее сложные проблемы музыкальных способностей – их природа, детерминация и закономерность развития. Развитие способностей происходит при ведущей роли обучения старших дошкольников музыкальным упражнениям и подчиняется общей закономерности развития - более простые или элементарные музыкальные способности раньше начинают развиваться и раньше стабилизируются, а более сложные развиваются позднее, но гораздо быстрее. При организации певческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Развитие музыкальных способностей у детей шестого года жизни в певческой деятельности возможно при следующих педагогических условиях: поэтапное развитие способностей, правильный выбор оптимальных методов и приемов обучения, включение разнообразных видов певческой деятельности, согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по пению в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов.

 

ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Исследование проводилась  в старшей группе ГУО «Ясли-сада № 41»       г. Барановичи. В эксперименте участвовали 12 детей 5-6 лет.

 В качестве критериев были взяты структурные компоненты музыкальных способностей, такие, как: мелодический, тембровый, звуковысотный слух (показатели музыкального слуха); чистое интонирование мелодической линии; точность и четкость передачи ритмического рисунка, чувство метра                    (показатели чувства ритма); ладовая окраска, ощущение тоники, чувство ладового тяготения (показатели чувства лада).

Задача констатирующего  эксперимента:

  1. Выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для решения этой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, музыкальных способностей, которые представлены в таблицах приложения А.

В последующем  для  расчетов будет использоваться шкала  уровней развития музыкальных способностей в которой:

    • высокий (в) уровень – 3 балла;
    • средний (с) уровень – 2 балла;
    • низкий (н) уровень – 1 балл

 

 

 

 

 

Расчет уровня развития музыкальных способностей был произведен по формуле 2.1

                                     

 * 100%                                         (2.1)

где a – количество детей, у которых есть способности;

n – общее количество детей;

y - % детей с определенным уровнем развития музыкальных способностей

При определении, уровня развития компонентов музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие задания.

Задание 1 цель: выявить уровень развития у детей мелодического слуха, развитой дикции, слухового внимания.

Детям предложено повторить за музыкальным руководителем мелодическую линию народных попевок "В огороде заинька",  "Светит солнышко", "Ходит кот", мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, педагог помогает голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.

При выполнении обозначенного  задания многие дети просто говорят слова, не пропевая, чисто мелодической линии, некоторые дети кричат, громко берут дыхание. Наиболее удачно дети исполняют песенку "В огороде заинька", т.к. мелодия состоит из 2-х ступеней. Наибольшие затруднения возникли при пении попевки "Ходит кот", т.к. мелодия имеет волнообразный тип движения мелодии. Дети пытались выполнить задание, но исполнение было не точным,  с изменением мелодической линии.

Задание 2  цель: выявить уровень развития у детей тембрового слуха, слухового внимания. Музыкальный руководитель исполнял на инструменте "Колыбельную" (музыка Е. Крылатова) в разных регистрах: высоком, среднем, низком.

При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха (средний регистр), третью – мышка (высокий регистр).

Дети слушали  все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В  форме музыкальной загадки каждому  ребенку предлагалось угадать, кто  из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь. Дети справились неплохо, хотя не все слушали музыку внимательно, не отвлекаясь.

В большинстве случаев (59%) ответы детей имели ошибки, особенно часто дети путали верхний и средний регистры, принимая один из них за другой.

Задание 3 цель: определить уровень развития у детей звуковысотного слуха, слухового внимания.

Детям предложено повторить  пение кукушки на двух звуках в  интервале терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с голоса.

Дети с большим  желанием откликнулись на задание, но их повтор отличался механическим проговариванием  слогов "ку-ку", не слушая звуковысотного расположения. Повторные попытки спеть чисто звуки имели лучший результат. Большинство детей (67%) качественно выполнить задание не смогли.

Задание 4 цель: определить уровень развития у детей ладового чувства.

Детям было предложено послушать два разнохарактерных произведения: Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» различного звучания. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Также было предложено задание на ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия)  –  «Я начну, а ты закончи». Была предложена  попевка – «Жил-был у бабушки серенький козлик». Музыкальный руководитель исполняет попевку на фортепиано. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз нужно было услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен  определить закончилась ли мелодия или нет (игра до тоники).

Задание 5 цель: определить уровень развития чувства ритма у детей. Детям предлагалось:

а) повторить хлопками заданный ритмический  рисунок;

б) прохлопать ритмический  рисунок попевки, исполняемой музыкальным  руководителем на 1-ой ступени, например "Барашеньки" – русской народной песни;

С первым заданием справились более половины детей успешно. Дети с большим интересом выполняли задание, даже там где имелись ритмические неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.

Второе задание  многим детям показалось сложным. Дети выполняли задание с трудом и нежеланием, делая много ошибок. Только некоторые смогли без погрешностей, точно выполнить задание. Прохлопать ритмический рисунок из четырех ступеней не смог ни один ребенок.

Для анализа результатов проведенных заданий нами были выделены критерии оценки музыкальных способностей.

Музыкальный слух –  чистое интонирование мелодической линии; четкая дикция; правильное дыхание и слуховое внимание.

Чувство ритма –  точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Ладовое чувство – эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие музыки;  высказывание о музыке (контрастные части, мажорное или минорное звучание); ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия).

Анализ результатов  данных по музыкальным способностям позволил составить таблицы критериев и уровней оценки развития музыкальных способностей детей по  заданиям (Приложение Б).

И диаграмму уровней развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении, которая изображена на рисунке 2.1.

           

 

 

 

Проценты

Уровень


                    Высокий   Средний    Низкий       


Рисунок 2.1 – Диаграмма уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении

Результаты констатирующего  эксперимента позволили сделать  следующие выводы.

В целом можно  констатировать, что музыкальные  способности дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причиной этого может выступать недостаток музыкально-образных впечатлений, неумение проявить себя, недостаточная включенность ребенка в значимую, активную и адекватную для него певческую деятельность, обеспечивающую эмоциональное переживание и сопереживание музыке.

Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и  навыков дошкольников в певческой  деятельности, при проявляющемся интересе к данной деятельности, эти трудности преодолимы в осуществлении правильной методики развития данных музыкальных способностей в певческой деятельности.

Для этого необходима методическая разработка развития музыкальных способностей в певческой деятельности.

 

2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе  певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирующий эксперимент  осуществлялся на музыкальных занятиях, в которых внимание уделялось развитию мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, ладового чувства. Занятия проводились в форме игр, упражнений, в певческой деятельности.

Единая структура  музыкальных занятий обуславливала  подбор одинаковых групп методов  и приемов обучения: средствами музыки, приучения, индивидуального подхода  к детям.

В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к  творческому выражению.

При обучении были использованы такие методы и приемы:

    • наглядные (слушание музыки, прямой показ педагога, повторный показ, использование элементов дирижирования, показ иллюстраций, игрушек);
    • словесные (объяснение, беседа, образное и поэтическое слово, указания, обсуждения и оценки);
    • практические (сравнения, передачи характера музыки в движениях, исполнение песен).

Также использовались такие методы, как:

– метод уподобления характера звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа (вокальное, двигательное, интонационное);

– метод поисковой ситуации.

Выразительный показ  взрослого занимал ведущее место  в системе обучения детей музыкальным  способностям.

Проводились музыкальные занятия, на которых ведущей формой проведения была игровая.

На основе данных занятий была составлена таблица  развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с выделением целей каждого занятия (Приложение В).

При проведении занятия 1, "Сказка про Нину, кошку и пианино", дети с большим желанием и интересом откликнулись на побуждение слушать музыкальную сказку. Катя Б. отметила: "Я очень люблю слушать сказки, но музыкальных сказок  еще не слышала". При чтении стихов дети раскрепощались, смехом, удивленными и одобрительными возгласами выражали свои эмоции, что говорило о доступности и легкости восприятия сюжета сказки. С любопытством и интересом дети рассматривали внутреннее строение фортепиано, пытались нажимать на клавиши в разных регистрах и слушать звук.

Почти все дети изъявили желание изобразить шаги мишки, песенку  птички, с чем каждый из них справился  легко, произвольно нажимая клавиши  в нужном регистре. "А я больше не буду по клавишам бить, а буду пианино  любить, и оно будет петь мне  песенки красивым голоском", –  сказал Илья Д., с чем все ребята согласились. На задание нарисовать дома персонажей сказки дети откликнулись с большим интересом и желанием.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности