Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

vazhno (2).docx

— 170.90 Кб (Скачать документ)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Компоненты музыкальных  способностей

Критерии оценки компонентов музыкальных способностей

I. Музыкальный слух.

  1. Чистое интонирование мелодической линии.
  2. Мелодический, гармонический, тембровый слух.

II. Ладовое чувство.

  1. Чувство ладового тяготения.
  2. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия).
  3. Ладовая окраска звука.

III. Чувство ритма.

1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка, чувства метра.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Компонент

Уровни

 

1.Музыкаль-ный слух.

Высокий

Средний

Низкий

- чистое интонирование  мелодической  линии;

- слуховое внимание;

- правильное интонирование  отдельных отрывков;

- улучшение после повторного  показа;

- слуховое внимание отрывочное.

- не чистое интонирование;

- нет слухового внимания.

2.Чувство 

ритма.

- четкая точная передача  ритмического рисунка.

- передача отдельных элементов  ритмического рисунка;

- улучшение показателей  после повторного показа.

- нет точности передачи  ритмического рисунка;

- нет улучшений показателей  после повторного показа.

3.Ладовое чувство.

- внимательно слушает  произведение от начала до конца; яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.

- чувствует характер  звучания каждой части песни, связывает с образом.

-  правильно ощущает  тонику.

 

- слушает невнимательно, отвлекается;

-различает характер контрастных частей, не связывает с образом;

- одна ошибка или две  ошибки в определении тоники.

 

- нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку;

- отказ от выполнения задания или несоответствие образа и музыки;

- более двух ошибок  или не ощущает тонику.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 

Музыкальный

Слух

Чувство ритма

Ладовое чувство

 

Зада-ние 1

Зада-ние 2

Зада-ние 3

3ада-ние 1

Зада-ние 2

3ада-ние 5

Задание 4

1.Г. Андрей

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

2. Б. Лена

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

3. Г. Ирина

С

С

С

В

С

Н

С

4. К. Юля

С

В

В

С

С

Н

В

5. Б. Катя

В

С

С

В

В

Н

Н

6. М. Саша

С

С

С

С

С

Н

В

7. Н. Лиза

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

8. З. Лена

С

В

В

В

С

Н

С

9. Е. Уля

С

Н

Н

В

Н

Н

Н

10. Д. Илья

Н

Н

С

В

Н

Н

Н

11.Г.Наташа

С

С

Н

Н

Н

Н

В

12.К. Рома

Н

Н

Н

В

С

Н

Н


                                             

 Критерии оценки:

В - высокий уровень - 3 балла;

Н - низкий уровень -   1 балл;

С - средний уровень – 2 балла.        

 

 

 

 

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО ЗАДАНИЯМ

 

 

Уровни

 

Высокий

 

Средний

 

Низкий

 

Зад.№1

кол-во человек

%

кол-во человек

%

кол-во

человек

%

1

8

6

50

5

42

Зад.№2

2

17

4

33

6

50

Зад.№3

2

17

4

33

6

50

Зад.№4

2

17

3

25

7

58

Зад.№5

3

25

2

17

7

58

Средние

Данные

12 %

 

36 %

 

52 %


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

№ занятия

Цели

Музыкальный материал

1.

Развитие слухового внимания, знакомство с инструментом  фортепиано, развитие умения различать звуки  по высоте.

Музыкальная сказка "Про  Нину, кошку и пианино".

2.

1.Развитие звуковысотных  представлений чистоты интонирования звука разных ступеней.

2.Развитие чувства ритма.

3.Развитие ладового чувства.

1. Музыкальная игра "Бубенчики".

2.    Музыкальная  игра "К нам гости пришли".

3. Музыкальная игра «Разноцветные кубики».

3.

1.Развитие звуковысотного  слуха; слухового внимания; образного  восприятия мелодической линии.

1.Музыкальная игра "Кузнечик"

4.

Развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение  ритма с изображаемой схемой.

Музыкальная игра

"Тень-тень".

5.

1.Развитие тембрового  слуха, закрепление развития чувства  ритма, знакомство с новыми  музыкальными инструментами.

1."Определи инструмент" музыкальная игра-загадка.

6.

1.Развитие тембрового  слуха, навыка снятия с голоса  попевки.

1.Музыкальная игра-загадка 

"Узнай, чей голосок?".

7.

1.Развитие умения понимать  содержание музыки, интереса к  народной музыке, закрепить навыки  слухового внимания.

2.Снятие с голоса и  правильное интонирование народной  песни.

1."Петя-пастушок" музыкальный  рассказ.

2."Пастушок"  "Кукушка", "Коровушка" 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Музыкальный

Слух

Чувство ритма

Ладовое чувство

 

Темб- ровый

Мело-дический

Звуко-высотный

     

1Г. Андрей

С

С

С

В

В

С

2. Б. Лена

С

В

С

С

С

С

3. Г. Ирина

В

В

В

В

В

С

4. К. Юля

В

В

В

В

В

В

5. Б Катя

В

В

В

С

В

В

6. М. Саша

В

С

В

В

С

С

7. Н. Лиза

С

С

С

Н

С

С

8. З. Лена

В

В

В

В

В

В

9. Е. Уля

С

С

С

С

В

С

10. Д. Илья

Н

Н

С

С

Н

Н

11.Г.Наташа

В

С

В

В

В

С

12. К. Рома

С

С

С

В

С

С


 

Показатели - высокий уровень -  3 детей (25%)

Средний уровень – 6 детей (66%)

Низкий уровень - один ребенок (9%)

                 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Занятие 1

Цель: развитие слухового внимания, знакомство с инструментом  фортепиано, развитие умения различать звуки по высоте.

Методы и приемы:

  • наглядные (слушание музыкальной сказки, показ иллюстраций);
  • словесные (объяснение, беседа, образное и поэтическое слово, указания, обсуждения и оценки);
  • метод уподобления характера звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа (двигательное).

 

Ход проведения:

 

СКАЗКА

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино  на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась  Нина, и спать пошла. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка,

И сидят они у окошка.  

А за спиной:   "Бум! Бум!"

Обернулась Нина, услышав  шум.

Видит  -  пианино шагает,

Крышку,  как рот,  открывает.

А под крышкой - клавиши  в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое пианино

Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! 

Хотела убежать, да не может.

Но тут кошка на клавиши - прыг!

И чудо случилось в миг.

Мурка по клавишам идет,

А пианино поет,  поет.

Мурка неслышно  ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут вдруг чудо случилось  – 

Кошка вдруг говорить научилась:

"Мяу,  все тебе расскажу,

Хочешь, секрет покажу!"  

Нине она говорит.

Но тут кошка на клавиши - прыг!

И чудо случилось в миг.

Мурка по клавишам идет,

А пианино поет,  поет.

Мурка неслышно  ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут вдруг чудо случилось  – 

Кошка вдруг говорить научилась:

"Мяу,  все тебе расскажу,

Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности