Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А
КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Компоненты музыкальных способностей |
Критерии оценки
компонентов музыкальных |
I. Музыкальный слух. |
|
II. Ладовое чувство. |
|
III. Чувство ритма. |
1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка, чувства метра. |
УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Компонент |
Уровни | ||
1.Музыкаль-ный слух. |
Высокий |
Средний |
Низкий |
- чистое интонирование мелодической линии; - слуховое внимание; |
- правильное интонирование отдельных отрывков; - улучшение после повторного показа; - слуховое внимание отрывочное. |
- не чистое интонирование; - нет слухового внимания. | |
2.Чувство ритма. |
- четкая точная передача ритмического рисунка. |
- передача отдельных элементов ритмического рисунка; - улучшение показателей после повторного показа. |
- нет точности передачи ритмического рисунка; - нет улучшений показателей после повторного показа. |
3.Ладовое чувство. |
- внимательно слушает произведение от начала до конца; яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. - чувствует характер звучания каждой части песни, связывает с образом. - правильно ощущает тонику.
|
- слушает невнимательно, отвлекается; -различает характер - одна ошибка или две ошибки в определении тоники.
|
- нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку; - отказ от выполнения задания или несоответствие образа и музыки; - более двух ошибок или не ощущает тонику. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Музыкальный Слух |
Чувство ритма |
Ладовое чувство | |||||
Зада-ние 1 |
Зада-ние 2 |
Зада-ние 3 |
3ада-ние 1 |
Зада-ние 2 |
3ада-ние 5 |
Задание 4 | |
1.Г. Андрей |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
2. Б. Лена |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
3. Г. Ирина |
С |
С |
С |
В |
С |
Н |
С |
4. К. Юля |
С |
В |
В |
С |
С |
Н |
В |
5. Б. Катя |
В |
С |
С |
В |
В |
Н |
Н |
6. М. Саша |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
В |
7. Н. Лиза |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
8. З. Лена |
С |
В |
В |
В |
С |
Н |
С |
9. Е. Уля |
С |
Н |
Н |
В |
Н |
Н |
Н |
10. Д. Илья |
Н |
Н |
С |
В |
Н |
Н |
Н |
11.Г.Наташа |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
В |
12.К. Рома |
Н |
Н |
Н |
В |
С |
Н |
Н |
Критерии оценки:
В - высокий уровень - 3 балла;
Н - низкий уровень - 1 балл;
С - средний уровень – 2 балла.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО ЗАДАНИЯМ
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Зад.№1 |
кол-во человек |
% |
кол-во человек |
% |
кол-во человек |
% |
1 |
8 |
6 |
50 |
5 |
42 | |
Зад.№2 |
2 |
17 |
4 |
33 |
6 |
50 |
Зад.№3 |
2 |
17 |
4 |
33 |
6 |
50 |
Зад.№4 |
2 |
17 |
3 |
25 |
7 |
58 |
Зад.№5 |
3 |
25 |
2 |
17 |
7 |
58 |
Средние Данные |
12 % |
36 % |
52 % |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
№ занятия |
Цели |
Музыкальный материал |
1. |
Развитие слухового внимания, знакомство с инструментом фортепиано, развитие умения различать звуки по высоте. |
Музыкальная сказка "Про Нину, кошку и пианино". |
2. |
1.Развитие звуковысотных представлений чистоты интонирования звука разных ступеней. 2.Развитие чувства ритма. 3.Развитие ладового чувства. |
1. Музыкальная игра "Бубенчики". 2. Музыкальная игра "К нам гости пришли". 3. Музыкальная игра «Разноцветные кубики». |
3. |
1.Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного восприятия мелодической линии. |
1.Музыкальная игра "Кузнечик" |
4. |
Развитие чувства ритма, слухового внимания, соотношение ритма с изображаемой схемой. |
Музыкальная игра "Тень-тень". |
5. |
1.Развитие тембрового
слуха, закрепление развития |
1."Определи инструмент" музыкальная игра-загадка. |
6. |
1.Развитие тембрового слуха, навыка снятия с голоса попевки. |
1.Музыкальная игра-загадка "Узнай, чей голосок?". |
7. |
1.Развитие умения понимать содержание музыки, интереса к народной музыке, закрепить навыки слухового внимания. 2.Снятие с голоса и
правильное интонирование |
1."Петя-пастушок" музыкальный рассказ. 2."Пастушок" "Кукушка", "Коровушка" |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Музыкальный Слух |
Чувство ритма |
Ладовое чувство | ||||
Темб- ровый |
Мело-дический |
Звуко-высотный |
||||
1Г. Андрей |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
2. Б. Лена |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
3. Г. Ирина |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
4. К. Юля |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
5. Б Катя |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
6. М. Саша |
В |
С |
В |
В |
С |
С |
7. Н. Лиза |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
8. З. Лена |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
9. Е. Уля |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
10. Д. Илья |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
11.Г.Наташа |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
12. К. Рома |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
Показатели - высокий уровень - 3 детей (25%)
Средний уровень – 6 детей (66%)
Низкий уровень - один ребенок (9%)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Занятие 1
Цель: развитие слухового внимания, знакомство с инструментом фортепиано, развитие умения различать звуки по высоте.
Методы и приемы:
Ход проведения:
СКАЗКА
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Нина, и спать пошла. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон.
Будто дома она да кошка,
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум.
Видит - пианино шагает,
Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой - клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой, как же она испугалась!
Хотела убежать, да не может.
Но тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу,
Хочешь, секрет покажу!"
Нине она говорит.
Но тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось в миг.
Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.
Тут вдруг чудо случилось –
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу,
Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности