Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа состоит из  1 файл

vazhno (2).docx

— 170.90 Кб (Скачать документ)

Музыкальные способности  являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

  По мнению М.Т. Картавцевой, – музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте и включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство ритма, воображение (воссоздающее и творческое) [20, c. 30].

Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются  обычно следующие три: музыкально-слуховые представления, чувство ритма и ладовое чувство.

По мнению Б.М. Теплова:

1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха.

Ладовое чувство  образует неразрывное единение с  ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно  проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Ладовое чувство является важнейшим  условием восприятия музыки: на его  основе осуществляется переживание, узнавание  и понимание музыки. В детском  возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.

2) Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении.

Совместно с ладовым  чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность  образует основное ядро музыкальной  памяти и музыкального воображения.

«Музыкальный слух, в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений» [16, с. 46].

Многие исследователи  различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух. Чем объясняется такое обилие разновидностей музыкального слуха?

Объясняется это, во-первых, природой музыкального слуха, сложною  по своему составу, во-вторых, различным  уровнем функционирования слуховой способности.

Музыка  явление  целостное и структурное. Оно  состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или  множество организованных звуков.

Поэтому мелодический и гармонический слух – это  соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии.

Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или  отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).

Также, когда, преимущественно  внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это  относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху.

В своей работе А.Готсдинер отмечает, что «звуковысотный, тембровый и динамический слух очень важны для полноценной музыкальной деятельности во всех её видах. Однако звуковысотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота»   [16, с. 48].

Особое внимание психологов и музыкантов почти постоянно  привлекает способность, названная  абсолютным слухом.

Готсдинер абсолютным слухом называет способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий или воспринимавшийся непосредственно перед заданием звук [16, с. 49].

В отличие от абсолютного  слуха относительный музыкальный  слух - способность определять высоту звуков по отношению к известному или реально звучащему звуку. Кроме абсолютного слуха, все  проявления звуковысотного слуха являются функцией относительного слуха.

Также важен мелодический и гармонический слух. Мелодический слух – это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический - по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слуха заключается в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их отношениях друг к другу, которые выражаются в тяготении звуков между собою и их общем стремлении к тонике.

Все это говорит  о том, что музыкальный слух –  это сложная функциональная многосоставная система со сложной иерархической  структурой.

3)   Музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать временную организацию музыкального движения, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке”. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки [16, с. 65].

Музыкальный ритм. “Обычно под ритмом понимают  регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанных различных  предметов или явлений, которые  создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии”. Ритмическими по этому, можно назвать смену времен года, смену дня и ночи, поэзию и музыку и т.д. [16, с. 59].

Также структура  музыкальных способностей не исчерпывается  перечисленными мною способностями, можно добавить такие способности, как:

  1. Музыкальная отзывчивость - часть эмоциональной отзывчивости личности на переживания других людей. У старших дошкольников эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведении выражается в адекватном и устойчивом различении основных эмоций (своих и чужих); соотнесении их с эмоциональным содержанием музыкальных произведений; владении способами выражения этих эмоций.
  2. Музыкальная память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств           [16, с. 83].

Она активно включается во все познавательные процесса и  все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры  личности, как темперамент, характер и способности. О важной роли музыкальной памяти во  временном искусстве музыки говорил ещё Р. Дрейк. Музыкальная память, по его мнению, самостоятельная музыкальная способность.

К.Сишор придавал особое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальном творчестве. Он называл её способностью к «созданию слухового образа» и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения» [37, с. 16].

Б.М. Теплов считал, что «способность к слуховому представление» образует  «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения». Л. Мейер говорил о значении музыкальной памяти в предвосхищение процесса развития музыкального образа. Б. Гордон, А. Бентли, В. Янг, включая музыкальную память в структуру музыкальности, разделили феномены звуковысотной и ритмической памяти.

Существуют две  точки зрения. Известно, что Б.М.Теплов считал, что нет оснований, говорить о музыкальной памяти как о  самостоятельной музыкальной способности. В то же время ряд исследователей   констатирует существование “ножниц” в уровнях развития у некоторых  детей музыкального слуха и чувства  ритма с одной стороны, и музыкальной  памяти с другой (А.Л.Готсдинер [16], Г.М.Цыпин [39]).

Г.М.Цыпин пишет: «наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти» [39, с. 15].

Таким образом, такие музыкальные способности как: музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость и др. успешно развиваются в музыкальной деятельности на основе врожденных задатков.

1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 

Традиционно в отечественной  системе музыкального воспитания певческая  деятельность занимает ведущее место. Это объясняют исследователи отечественной музыкальной педагогики М. С. Осеннева [32],                          Л.А. Безбородова [32] и другие следующими причинами:

- Песенным началом  музыкальной культуры: все народные праздники, обряды, все церковные богослужения сопровождались пением. Поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства.

- Общедоступностью, так как певческий голос сравним  с музыкальным инструментом, которым  обладает от природы каждый  человек с рождения.

- Адекватностью  пения психолого-возрастным особенностям  детей, и в частности их стремлению  к активным формам освоения  искусства, их деятельностной природой.

- Особой доступностью  для восприятия в силу синтеза слова и музыки.

- Значимостью воспитания  чувств человеческой общности  в современном мире, так как  коллективное пение обладает  большими возможностями сближения  людей, объединяя их, оно создает  условия для эмоционального музыкального  общения.

Таким образом, пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный  жанр. Песня сопровождает жизнь ребенка  с самого раннего возраста. Она  воздействует на чувства детей, заполняет  их досуг, способствует организации  игры, в яркой, образной, занимательной  форме углубляет имеющиеся у  них представления об окружающей действительности.

В сравнении с  инструментальной музыкой пение  обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего  – это живое, непосредственное общение  исполнителя с детьми. Выразительные  интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких  слушателей.

Основная цель певческой  деятельности – воспитание у детей  певческой культуры, приобщение их к музыке.

А. Н. Зимина, О. П. Радынова и другие выделяют следующие задачи обучения пению детей дошкольного  возраста:

1. Воспитывать основы  певческой и обще-музыкальной культуры: формировать эстетические эмоции, интересы с одной стороны и вокально-хоровые умения и навыки – с другой.

2. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, ладовое чувство) и, прежде всего различение интонационного точного и неточного пения звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного  репертуара, применения соответствующих  методов и приемов обучения, различных  форм организации музыкальной деятельности [35, c. 24 – 30].

Именно поэтому  пению всегда уделялось достойное  внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Пение не только развивает  эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный  вкус, но и весь комплекс музыкальных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, эмоциональную отзывчивость на музыку,  ладовое чувство, чувство ритма.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений'» [15, с. 315].

Также формирование музыкальных способностей неразрывно связано с такими умственными процессами, как восприятие, память, мышление, воображение и др.

Влияние пения выражается с одной стороны и в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.

Главным условием развития у старших дошкольников основных музыкальных способностей: чувства  ладовой устойчивости, музыкально - слуховых представлений и чувства ритма является формирование их певческих навыков, т.к. развитие у ребёнка этих музыкальных способностей связано с освоением певческой азбуки.

В решении данной проблемы доминирующее значение имеет  звуковысотный слух. Формирование звуковысотного слуха целесообразно начинать в  условиях лада, т.е. при слушании и  воспроизведении мелодий, а не отдельных  звуков. В мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребёнку различать звуки по высоте и воспроизводить их. На первых порах обучения хорошо использовать незвучащую лесенку («до - соль»),  которая способствует закреплению навыков ребёнка в моделировании высоты звука движением руки. Когда в данном направлении уже имеется определённый результат, можно применять релятивную систему, где положение пальцев и кисти руки обозначает определённую ступень (высоту звука) в звукоряде.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности