Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель работы: теоретическое и эмпирическое обоснование влияния певческой деятельности на развитие музыкальных способностей старших дошкольников и определение педагогических условий эффективного развития обозначенного качества, музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами певческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Сущность и структура музыкальных способностей 8
1.2 Певческая деятельность как один из видов исполнительской музыкальной деятельности старших дошкольников, ее значение в развитии их музыкальных способностей 15
1.3 Особенности организации певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей старших дошкольников. 21
ГЛАВА 2 ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Обоснование эффективности педагогических условий развития музыкальных способностей в процессе певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста 32
2.3 Анализ и описание полученных результатов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении.
Для активизации музыкально-слуховых представлений важна связь с восприятием только что звучавшей мелодии. «Продолжить в представлении уже звучащую мелодию, - пишет Б.М. Теплов, - несравненно легче, чем представить ее себе с самого начала», т. е. без опоры на ее восприятие [38, с. 163 – 164].
Кроме того, поскольку движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений - внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук и т. д.
Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкальные слуховые представления» [38, с. 184].
Внедрение этой системы даёт положительный результат не только в развитии музыкально - слуховых представлений, но и ладового чувства.
Также ладовое чувство может быть развито, прежде всего, в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия), да и во время непосредственного пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации, т.к. ладовое чувство проявляется в чувствительности к точности интонации.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Согласованность ритма движений и музыки одно из условий, необходимых для развития этой способности, которая может успешно развиваться в певческой деятельности.
Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые).
Например, для развития чувства метра (равного биения) можно использовать:
В некоторых песнях моторного игрового характера ритм воспринимается ребенком ярче, чем мелодия или гармония. Музыка такого характера дает возможность ребенку двигаться самым разным образом – танцевать, прыгать и т.д. Для сознания нового ритмического материала огромную роль играет движение ребенка. И, напротив, обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей.
Также важно развивать у детей внутренний слух. Сначала дети поют несколько раз один из музыкальных примеров, двигаясь в маленьких кружках или делая равномерные движения, потом детям нужно, прохлопать ритм исполняемой мелодии. Затем, обращая внимание только на ритм, продолжить «безмолвное пение» (педагог может аккомпанировать на инструменте, а дети не поют, а только выполняют ритм).
Не менее важно
научить детей подбирать
Таким образом, дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская деятельность - то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней, тот мостик, по которому можно перейти к следующему - второму этапу музыкального образования будущих школьников [13, с. 245].
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка Благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
И именно в процессе
пения активно развиваются
Таким образом, на развитие ладового чувства влияет, в первую очередь характер музыкального произведения, особенно с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, что позволяет ребенку эмоционально переживать музыку.
Вокальная моторика (пение) также способствует различению отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения, а также узнаванию мелодии, определению, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков.
Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом (спеть) необходимо иметь представления о том, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, что доступно в исполнительстве. Развитию музыкально-слуховых представлений также способствует внутреннее пение, оно формирует произвольное представление о мелодии.
Чувство ритма развивается в движении, возникающего бессознательно, непроизвольно при восприятии песни, а также при ее исполнительстве – в движениях головы, рук, ног, а также движениях речевого, дыхательного аппаратов. Активный, действенный характер песен определенного жанра позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т.д.).
Воспитателю УДО для более эффективного проведения музыкального занятия необходимо учитывать особенности организации певческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В методике обучения пению важно в процессе певческой деятельности учитывать осознанное восприятие и воспроизведение определенных мелодических оборотом т.к. дети могут приблизительно интонировать и передавать содержание песен, порой, не понимая их смысла.
Поэтому в работе с детьми нужно систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.
Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок.
Используются упражнения-игры
в комплексном воздействии
В старшей группе закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение "Бубенчики" Е. Тиличеевой помогает этому. Дети не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий - средний - низкий), проигрывают звуки на металлофоне.
Дети 5-6 лет должны
определять на слух направление мелодии,
ее скачки, выкладывать на фланелеграфе
(кружочками) рисунок мелодии, сопровождая
задание пением, игрой на металлофоне.
Для таких заданий
Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.
Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки" [33, с. 263].
Для детей, которые затрудняются в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др.
Во время разучивания
песни лучше всего предлагать
детям вначале петь в сопровождении
фортепиано, подыгрывая мелодию, далее
с полным сопровождением, затем без
инструмента с помощью
В старшей группе эта задача решается на маленьких песенках, попевках, на русских народных песнях, доступных детям 5-6 лет.
Можно предложить такой прием - пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.
Полезен и такой прием - петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя.
Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяют путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.
Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность.
Приступив к разучиванию,
целесообразно проиграть
Продолжая работать
над песней, особое внимание на каждом
занятии следует уделять
Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни.
Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру. Позднее, при закреплении игры детям представляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они поют самостоятельно.
В играх с пением дети упражняются в умении петь а-капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня.
Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как "Музыкальные занятия", "Праздничный концерт", "Музыкальный магазин", "День рождения Мишки (куклы)" и т.д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Неправильно спетая песня воспринимается как неудача, но она рождает доброе отношение друг к другу, желание помочь товарищу правильно спеть.
Также усвоить песню с голоса детям легче, чем с сопровождением музыкального инструмента т.к. в пении взрослого есть призвуки, которые имеются и в детских голосах, а в звуках музыкального инструмента призвуки отсутствуют.
В выработке хорошей артикуляции, четкой дикции важно слоговое пение. Эмоционально воздействуют на дошкольников, поднимают им настроение упражнения на слоги, например "ха-ха-ха", " га-га-га". Аналогично этому можно пропеть с детьми произвольные слова "динь-динь", "ква-ква" и другие.
Одним из важных способов музыкального воспитания дошкольников являются дидактические игры. Они способствуют формированию у детей умений слушать музыку, планомерно развивать высотный, ритмический, динамический и тембровый слух. Развитие музыкального слуха, в свою очередь, позволяет детям успешно проявлять себя в певческой деятельности.
Например, в игре "Садовник" детям раздаются карточки с изображением цветов. Выбирается ребенок - «садовник", которому предлагается придумать мелодию на определенные слова. Ребенок, у которого карточка с изображением этого цветка, должен пропеть ответ. От водящего ребенка требуется узнать, кто пел по голосу.
Информация о работе Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в певческой деятельности