Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ.
Объект исследования – образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста ……………………………………………………6
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе ……………6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников……………………………………………………………… ……14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ ………………………………………………………….22
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста ……22
2.2. Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности ……………………………………………26
2.3. Результаты контрольной диагностики ………………………………32
Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию методики развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ …………………………………33
Заключение ………………………………………………………………...39
Библиографический список литературы…………...……………….………….40
Ведущее значение в формировании символической функции Ж. Пиаже придает игровой и подражательной деятельности, в которой возникает способность представлять одну вещь посредством другой. Такой оперирующий представлениями интеллект принципиально отличается от интеллекта сенсомоторного. Появляется возможность выхода за пределы непосредственно воспринимаемого и оперирования представлениями, отражающими отсутствующие в данный момент предметы.
На основе
обобщения экспериментальных
репродуктивные образы, в которых отражаются уже известные предметы или события;
антиципирующие
образы, в которых человек
Репродуктивные образы делятся на три категории:
а) статические (отражающие неподвижные предметы),
б) кинетические (отражающие различные формы движения),
в) преобразующие (отражающие уже известные человеку преобразования объектов).
Антиципирующие образы могут быть кинетическими и преобразующими. В свою очередь, преобразующие образы могут быть разных уровней. Один из их отражают лишь конечный результат преобразования, другие – все этапы трансформации объекта из начального состояния в конечное.
Ж. Пиаже подчеркивает, что антиципирующие образы, характеризующие высшие уровни не являются простым усложнением репродуктивных образов, а выступают как результат развития интеллекта. Логические операции начинают определять и детерминировать функционирование образов лишь у детей 7 лет и старше.
По мнению Немова Р.С.: «Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Также он считает, что мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует». [22, c. 378]
«Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ним, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей».
Таким образом,
мышление не существует как отдельный
психический процесс, оно присутствует
во всех других познавательных процессах:
в восприятии, внимании, воображении,
памяти, речи. Высшие формы этих процессов
обязательно связаны с
«Мышление
– это особого рода теоретическая
и практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее действий
и операций ориентировочно-
С точки зрения Абрамовой Г.С.: «Саногенное мышление – это мышление использующие психологическую и философскую информацию о нем самом, т.е. это мышление, которое может мыслить о самом себе, потому что умеет это делать».
«Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. (М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева: Тесты для детей).
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
В настоящее
время, бесспорно, что в умственном
развитии дошкольников важное значение
имеют наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление. Развитие
этих форм мышления в значительной
мере определяет успешность перехода
более сложным, понятийным формам мышления.
В связи с этим в современных
психологических исследованиях
существенное место занимает изучение
основных функций этих более элементарных
форм, определение их роли в общем
процессе умственного развития ребенка.
В ряде исследований показано, что
возможности этих форм мышления чрезвычайно
велики и пока используются далеко
не полностью. С возрастом существенно
изменяется содержание мышления дошкольников
усложняются их отношения с окружающими
людьми, развивается игровая
Итак, в
заключении необходимо сказать, что
в старшем дошкольном возрасте на
основании наглядно-
Особенность развития наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человека окружающей действительности, и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Фактически один и тот же процесс – воспроизведение в представлении исходной формы предметов – может быть включен в разные системы познавательной деятельности детей, и выполнять различные функции. В одном случае он включен в деятельность восприятия, в другом – в мыслительную деятельность.
Цель диагностической программы – выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Подобранная
диагностическая программа
Задание №1. Составление целого из частей (5 – 6 лет)
Цель: выявить сформированность наглядно-образных
представлений, целенаправленность проб
при складывании (первая часть задания),
способность к воссозданию
Оборудование:
1. Две картинки с изображением
знакомых предметов,
2. Картинки с изображением
Процедура проведения.
Задание включает два этапа. На первом этапе поочередно предлагают картинки, разрезанные на 4 части по диагоналям. Части картинок кладут в произвольном порядке. Ребенок по составляющим частям должен узнать изображенный предмет, назвать его, а затем сложить картинку. Детям 6 лет можно положить сразу обе разрезанные картинки. Ребенок должен отобрать части каждой из них и сложить.
На втором этапе задания дают рассмотреть картинку и просят найти справа те части, их которых должна получиться изображенная слева геометрическая фигура.
Оценка действий ребенка: принятие
задания, характер деятельности, умение
в речевом плане назвать
1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - принимает задание, выполняет хаотично, без учета основного признака, не может назвать изображенный предмет.
3 балла – принимает и понимает задание, выполняет с учетом основного признака, в речевом плане называет изображенный предмет.
4 балла – принимает и понимает
задание, выполняет с учетом
основного признака, может в речевом
плане назвать изображенный
Оценка результатов:
4 балла – высокий уровень.
3 балла – средний уровень.
2 балла – низкий уровень.
1 балл – очень низкий уровень.
Задание №2. Последовательные картинки (5 – 6 лет)
Цель: выявить способность
Оборудование: четыре картинки (одна и та же девочка просыпается, умывается, завтракает, сидит за партой в школе).
Процедура проведения: перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут 4 картинки и предлагают рассмотреть в течении 20 – 30 секунд.
Инструкция: «Все эти картинки про одну девочку. Разложи их по порядку: что было сначала, что было потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делала девочка? Положи эту картинку сюда первой», «А что потом?». После того, как ребенок разложит картинки, предлагают составить рассказ по ним.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.
1 балл – не понимает условий
задачи, действует неадекватно
2 балла – принимает задание,
раскладывает картинки без
3 балла – принимает задание,
раскладывает картинки , путая действия,
но в конечном итоге
4 балла – принимает задание,
раскладывает картинки в
Оценка результатов:
4 балла – высокий уровень.
3 балла – средний уровень.
2 балла – низкий уровень.
1 балл – очень низкий уровень.
Задание №3. Определение времени года по картинкам (5 – 6 лет)
Цель: выявить способность на основе анализа ситуации установить причинно-следственные зависимости.
Оборудование: четыре картинки с изображением времени года. Двенадцать картинок с изображением различных предметов, относящихся к определенному времени года (по три на каждое время года).
Процедура проведения: перед ребенком поочередно выкладывают четыре картинки большого размера с изображением разных времен года, сопровождая каждую вопросом: «Когда это бывает? Когда бывает снег?» и т.п. После рассматривания этих картинок ребенку дают двенадцать картинок меньшего размера и просят разложить их на соответствующие большие картинки.
Инструкция: «Посмотри, к какому времени года подходит каждая картинка, и положи ее туда».
Оценка действий ребенка: принятие
и понимание задания; уровень
сформированности временных представлений;
умение объяснить в причинно-
1 балл – не понимает цели, не раскладывает картинки.
2 балла – принимает задание,
но не соотносит изображение
времен года с их названиями,
т.е. временные представления
не сформированы, после обучения
выделяет картинки с
3 балла – принимает задание,
уверенно соотносит
4 балла – принимает задание,
уверенно соотносит
Оценка результатов:
4 балла – высокий уровень.
3 балла – средний уровень.
2 балла – низкий уровень.
1 балл – очень низкий уровень.
Задание №4. Исключение неподходящей картинки (5 – 7 лет)
Цель: выявить аналитико-