Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ.
Объект исследования – образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста ……………………………………………………6
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе ……………6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников……………………………………………………………… ……14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ ………………………………………………………….22
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста ……22
2.2. Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности ……………………………………………26
2.3. Результаты контрольной диагностики ………………………………32
Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию методики развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ …………………………………33
Заключение ………………………………………………………………...39
Библиографический список литературы…………...……………….………….40
Чрезвычайно эффективным является использование пространственных моделей и при обучении дошкольников анализу звукового состава слова.
Таким образом,
при соответствующих условиях обучения
образное мышление становится основой
для усвоения старшими дошкольниками
обобщенных знаний. К таким знаниям
относятся представления о
Переход к
построению модельных образов, дающих
возможность усваивать и
Нами были разработаны методические рекомендации по проведению занятий по рисованию, направленные на развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Рисунки-меры длины
В ходе этой игры дети учатся различать меры длины. На листе бумаги взрослый рисует один домик, рядом с ним шагающего человека и жука, на другом конце листа нужно нарисовать другой домик. Задайте вопрос ребенку, как он думает, у кого шире шаг: у человека или жука? Кто быстрее доберется до другого домика.
Малышу следует объяснить, что, чтобы понять, каково расстояние между домиками, нужно нарисовать стрелки и провести соединительную линию от одного домика до другого), нужно мысленно измерить это расстояние или шагами человека (начертите линию, которая будет обозначать шаг нарисованного человека), или шагами жука (аналогично нужно начертить линию, обозначающую шаг жука).
Спросите малыша, как он думает, чем можно еще измерить расстояние между нарисованными предметами (ботинки, ветки и т. д. – например, можно вспомнить мультфильм «38 попугаев»). Можно рассказать ребенку, что существуют линейки с делениями, приведите пример, что шаг муравья, жука или другого мелкого насекомого будет равняться одному делению линейки, а шаг человека составляет много таких делений.
Рисунок дождя
Данная
игра помогает развивать воображение
ребенка и предоставляет ему
возможность выразить свое представление
о дожде на бумаге.
На листке бумаги взрослому нужно нарисовать
тучку. Затем спрашиваете у малыша, какие
дожди он знает. Можно подсказать ребенку,
что дождь бывает «грибным», «слепым»,
мелким, ливневым и т.д. Спросите, понимает
ли ребенок данные названия, в случае необходимости
объясните, что они означают. Можете нарисовать
вместе с ребенком на тучке очки (что будет
означать «слепой» дождик), грибы, которые
падают из «грибной» тучки, крупные капли,
которые падают и идет ливень, или мелкие
капли — мелкий дождик.
Расскажите малышу, что на самом деле означают эти понятия, почему дождик называют слепым (дождик не видит, что светит солнце), грибным (теплый и мелкий, после него хорошо растут грибы). Можно поиграть в игру: произнесите «дождик грибной» и начинайте собирать грибы и т.п.
Рисование разными способами
Рисовать карандашами и красками малышам часто надоедает, поэтому можно рисовать и водой. Для этого используйте брызгалки, — наполните их водой с разбавленными чернилами. Особенно интересно рисовать такими чернилами на улице зимой: можно раскрашивать снежные фигуры или слепить обыкновенные снежки, а затем разукрасить их сверху разноцветной водой. Если снежок разрезать, будет видно, как краска проникла в толщу снега. Можно объяснить малышу, что густая краска медленнее и не так глубоко проникает в снежок, в отличие от краски разбавленной. Кроме этого можно понаблюдать вместе с малышом, как чернила и краски растворяются в бутылочке с водой.
Еще одно интересное наблюдение, которое может увлечь малыша — размешивание красок, их смешение между собой. Можно показать ребенку, что желтый и синий дают вместе зеленый, синий и красный, смешиваясь, дают коричневый. Если ребенок заинтересован, можно рассказать также что основных цветов только три — синий, красный, желтый, а все остальные образуются при смешивании исходных цветов. Расскажите также, что черный цвет получается в отсутствии других цветов, а белый цвет, наоборот, получится, если он «съест» все цвета в равных количествах. Не менее интересно будет для ребенка рисовать ладошкой с помощью отпечатков пальцев, или листиками, лепестками цветов.
Дорисовка по сюжету
Эти развивающие игры для детей способствуют развитию образного мышления, воображения. Придумайте сказку или веселую историю: например, как спрятать мышку от кошки. На листе бумаги нарисуйте мышонка. Это может быть мультипликационный персонаж или же обычный контур. Самое главное, объясните малышу, что это — мышонок. Недалеко от мышонка нарисуйте сыр, а на другом конце листа кошку. Расскажите крохе, что кошки любят охотиться на мышей, чтобы их съесть, поэтому мышку нужно спрятать. Подскажите ребенку, что можно сделать, чтобы спрятать мышку от кошки ( нарисовать между ними стену, к примеру, или над мышкой нарисовать крышу-домик. Можно использовать аналогичные сюжеты, например, барашка, траву и волка и т.д.
Плачущие сосульки
Для этой игры понадобится чистый лист бумаги, на который нужно наклеить сосульки (вырезанные из цветной бумаги). В верхнем углу листа бумаги нарисуйте солнышко и спросите у малыша, что может случиться с сосульками, когда солнышко начнет пригревать. Если ребенок затрудняется сказать, напомните ему, что сосульки начинают нагреваться и таять, вола с них будет капать на землю. Предложите крохе нарисовать, как сосульки «плачут». Обратите внимание, что «слезы»- капли, падающие с сосулек такого же цвета, как и сами сосульки.
Играющий котенок
Нарисуйте котенка на листе бумаги (или наклейте готовую картинку из журнала или открытки). Вспомните вместе с малышом, во что любят играть котята: с клубками, нитками — со всем, что двигается, летает, прыгает, катится. Можно изготовить детали: бабочек, мячики, клубки с нитками, кузнечиков и т.д. Продемонстрируйте малышу, как работать с пальчиковым клеем, как аккуратно наклеить детали на бумагу. Если у вас не найдутся какие-то детали, о которых вспомнит малыш, можно нарисовать их вместе с ним: например, нитка с бантиком, воздушные шарики, мухи, шторы и проч.
В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:
Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста, даны методические рекомендации. Подобранная нами диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение неподходящей картинки», «Установление закономерностей».
Учитывая результаты диагностики, разработана и апробирована психокоррекционная программа, способствующая развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Проанализирована
эффективность проведенной
Трое испытуемых (Данила М., Антон Н., Катя Е.) выполняли задание хаотично, без учета основного признака; дети с трудом смогли назвать изображенный предмет.
Пятеро испытуемых (Света И., Таня Б., Костя М., Паша А., Захар Т.) справились с заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития наглядно-образных представлений. Дети выполняли задание с учетом основного признака, в речевом плане называли изображенный предмет.
Оставшиеся двое испытуемых (Оля А., Полина В.) без затруднений и дополнительной помощи справились с предоставленным заданием.
Графически результаты методики представлены на рис.1.
Рис. 1. Результаты экспериментального обследования по методике «Составление целого из частей»
В результате
проведения методики «Последовательные
картинки», выявляющей способность
устанавливать причинно-
Шестеро испытуемых
(Таня Б., Костя М., Оля А., Катя Е., Паша
А., Захар Т.) справились с предоставленным
заданием, показав результаты, соответствующие
среднему уровню развития способности
устанавливать причинно-
Оставшиеся двое испытуемых (Данила М., Антон Н.) показали низкие результаты. В ходе проведения методики дети раскладывали картинки без учета последовательности событий, воспринимали каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.
Графически результаты методики представлены на рис.2.
Рис. 2. Результаты экспериментального обследования по методике «Последовательные картинки»
При исследовании
способности на основе анализа ситуации
устанавливать причинно-