Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ.
Объект исследования – образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста ……………………………………………………6
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе ……………6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников……………………………………………………………… ……14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ ………………………………………………………….22
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста ……22
2.2. Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности ……………………………………………26
2.3. Результаты контрольной диагностики ………………………………32
Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию методики развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ …………………………………33
Заключение ………………………………………………………………...39
Библиографический список литературы…………...……………….………….40

Работа состоит из  1 файл

курсак мой.docx

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Чрезвычайно эффективным является использование  пространственных моделей и при  обучении дошкольников анализу звукового  состава слова.

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой  для усвоения старшими дошкольниками  обобщенных знаний. К таким знаниям  относятся представления о соотношении  части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения мела животных от условий их жизни  и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития познавательных интересов ребенка. Но оно имеет не меньшее значение и для развития самого мышления. Обеспечивая усвоение обобщенных знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных  познавательных и практических задач. Приобретенные представления о  существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях  проявления этих закономерностей.

Переход к  построению модельных образов, дающих возможность усваивать и использовать обобщенные знания – не единственное направление в развитии образного  мышления дошкольников. Важное значение имеет то, что представления ребенка  постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать  наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

Нами были разработаны методические рекомендации по проведению занятий по рисованию, направленные на развитие образного  мышления детей старшего дошкольного  возраста.

Рисунки-меры длины

В ходе этой игры дети учатся различать меры длины. На листе бумаги взрослый рисует один домик, рядом с ним шагающего  человека и жука, на другом конце  листа нужно нарисовать другой домик. Задайте вопрос ребенку, как он думает, у кого шире шаг: у человека или  жука? Кто быстрее доберется до другого домика.

Малышу  следует объяснить, что, чтобы понять, каково расстояние между домиками, нужно нарисовать стрелки и провести соединительную линию от одного домика до другого), нужно мысленно измерить это расстояние или шагами человека (начертите линию, которая будет  обозначать шаг нарисованного человека), или шагами жука (аналогично нужно  начертить линию, обозначающую шаг  жука).

Спросите  малыша, как он думает, чем можно  еще измерить расстояние между нарисованными  предметами (ботинки, ветки и т. д. – например, можно вспомнить мультфильм «38 попугаев»). Можно рассказать ребенку, что существуют линейки с делениями, приведите пример, что шаг муравья, жука или другого мелкого насекомого будет равняться одному делению  линейки, а шаг человека составляет много таких делений.

Рисунок дождя

Данная  игра помогает развивать воображение  ребенка и предоставляет ему  возможность выразить свое представление  о дожде на бумаге. 
На листке бумаги взрослому нужно нарисовать тучку. Затем спрашиваете у малыша, какие дожди он знает. Можно подсказать ребенку, что дождь бывает «грибным», «слепым», мелким, ливневым и т.д. Спросите, понимает ли ребенок данные названия, в случае необходимости объясните, что они означают. Можете нарисовать вместе с ребенком на тучке очки (что будет означать «слепой» дождик), грибы, которые падают из «грибной» тучки, крупные капли, которые падают и идет ливень, или мелкие капли — мелкий дождик.

Расскажите  малышу, что на самом деле означают эти понятия, почему дождик называют слепым (дождик не видит, что светит солнце), грибным (теплый и мелкий, после  него хорошо растут грибы). Можно поиграть в игру: произнесите «дождик грибной» и начинайте собирать грибы и  т.п.

Рисование разными способами

Рисовать  карандашами и красками малышам  часто надоедает, поэтому можно  рисовать и водой. Для этого используйте  брызгалки, — наполните их водой с разбавленными чернилами. Особенно интересно рисовать такими чернилами на улице зимой: можно раскрашивать снежные фигуры или слепить обыкновенные снежки, а затем разукрасить их сверху разноцветной водой. Если снежок разрезать, будет видно, как краска проникла в толщу снега. Можно объяснить малышу, что густая краска медленнее и не так глубоко проникает в снежок, в отличие от краски разбавленной. Кроме этого можно понаблюдать вместе с малышом, как чернила и краски растворяются в бутылочке с водой.

Еще одно интересное наблюдение, которое может  увлечь малыша — размешивание красок, их смешение между собой. Можно показать ребенку, что желтый и синий дают вместе зеленый, синий и красный, смешиваясь, дают коричневый. Если ребенок заинтересован, можно рассказать также что основных цветов только три — синий, красный, желтый, а все остальные образуются при смешивании исходных цветов. Расскажите также, что черный цвет получается в отсутствии других цветов, а белый цвет, наоборот, получится, если он «съест» все цвета в равных количествах. Не менее интересно будет для ребенка рисовать ладошкой с помощью отпечатков пальцев, или листиками, лепестками цветов.

Дорисовка по сюжету

Эти развивающие игры для детей способствуют развитию образного мышления, воображения. Придумайте сказку или веселую историю: например, как спрятать мышку от кошки. На листе бумаги нарисуйте мышонка. Это может быть мультипликационный персонаж или же обычный контур. Самое главное, объясните малышу, что это — мышонок. Недалеко от мышонка нарисуйте сыр, а на другом конце листа кошку. Расскажите крохе, что кошки любят охотиться на мышей, чтобы их съесть, поэтому мышку нужно спрятать. Подскажите ребенку, что можно сделать, чтобы спрятать мышку от кошки ( нарисовать между ними стену, к примеру, или над мышкой нарисовать крышу-домик. Можно использовать аналогичные сюжеты, например, барашка, траву и волка и т.д.

Плачущие  сосульки

Для этой игры понадобится чистый лист бумаги, на который нужно наклеить сосульки (вырезанные из цветной бумаги). В  верхнем углу листа бумаги нарисуйте  солнышко и спросите у малыша, что  может случиться с сосульками, когда солнышко начнет пригревать. Если ребенок затрудняется сказать, напомните ему, что сосульки начинают нагреваться и таять, вола с них  будет капать на землю. Предложите крохе  нарисовать, как сосульки «плачут». Обратите внимание, что «слезы»- капли, падающие с сосулек такого же цвета, как и сами сосульки.

Играющий  котенок

Нарисуйте котенка на листе бумаги (или наклейте готовую картинку из журнала или  открытки). Вспомните вместе с малышом, во что любят играть котята: с  клубками, нитками — со всем, что двигается, летает, прыгает, катится. Можно изготовить детали: бабочек, мячики, клубки с нитками, кузнечиков и т.д. Продемонстрируйте малышу, как работать с пальчиковым клеем, как аккуратно наклеить детали на бумагу. Если у вас не найдутся какие-то детали, о которых вспомнит малыш, можно нарисовать их вместе с ним: например, нитка с бантиком, воздушные шарики, мухи, шторы и проч.

 

 

Заключение

В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:

Изучена и  проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Составлена  и реализована диагностическая  программа, направленная на выявление  уровня развития наглядно-образного  мышления детей старшего дошкольного  возраста, даны методические рекомендации. Подобранная нами диагностическая  программа включала в себя следующие  методики: «Составление целого из частей», «Последовательные картинки», «Определение времени года по картинкам», «Исключение  неподходящей картинки», «Установление  закономерностей».

Учитывая  результаты диагностики, разработана  и апробирована психокоррекционная программа, способствующая развитию наглядно-образного  мышления детей старшего дошкольного  возраста.

Проанализирована  эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что произошли  положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Это доказывает эффективность тщательно  подобранной и проведённой с  ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического  эксперимента старшие дошкольники  смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Библиографический список литературы

 

  1. Барташников И.А., Барташникова А.А. Учись играя. - Харьков, 1999.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе - М., 2001.
  3. Венгер Л. А, Мухина B. C. Психология - М., 1988.
  4. Венгер Л. А, Мухина B. C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание - 2002, №7.
  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999.
  6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М., 2001.
  7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2004.
  8. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем мышление - М., 2000.
  9. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности // Дошкольное воспитание - 2003 - №11.
  10. Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. - 1998, №5.
  11. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.
  12. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько - Минск, 1998.
  13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под редакцией Венгера Л.А. - М., 1989.
  14. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения - Ярославль, 2000.
  15. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. - М., 2000.
  16. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999.
  17. Люблинская А.А. Детская психология - М., 2001.
  18. Мухина B. C. Возрастная психология - М., 2003.
  19. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М., 1999.
  20. Поддьков Н.Н. Мышление дошкольника - М., 1999.
  21. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология - М., 1982.
  22. Практикум по возрастной психологии. / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002.
  23. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 2001.
  24. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998.
  25. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского - М., 1990.
  26. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред.Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой-М., 2004.
  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2004.
  28. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание - 1996 - №8.
  29. Тихомиров O.K. Психология мышления - М, 1984 ЗО. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М., 1999.

 

Приложение

Результаты, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей»

Трое испытуемых (Данила М., Антон  Н., Катя Е.) выполняли задание хаотично, без учета основного признака; дети с трудом смогли назвать изображенный предмет.

Пятеро испытуемых (Света И., Таня Б., Костя М., Паша А., Захар Т.) справились с заданием, показав результаты, соответствующие среднему уровню развития наглядно-образных представлений. Дети выполняли задание с учетом основного  признака, в речевом плане называли изображенный предмет.

Оставшиеся двое испытуемых (Оля  А., Полина В.) без затруднений и  дополнительной помощи справились с  предоставленным заданием.

Графически результаты методики представлены на рис.1.

Рис. 1. Результаты экспериментального обследования по методике «Составление целого из частей»

В результате проведения методики «Последовательные  картинки», выявляющей способность  устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, а также составлять рассказ по серии последовательных картинок, было выявлено, что только двое испытуемых (Света И., Полина Р.) полностью безошибочно справились с заданием, разложив картинки в  определенной последовательности, объединив  их в одно событие, а также составив об этом рассказ с учетом основного  принципа.

Шестеро испытуемых (Таня Б., Костя М., Оля А., Катя Е., Паша А., Захар Т.) справились с предоставленным  заданием, показав результаты, соответствующие  среднему уровню развития способности  устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Это связано с тем, что при  выполнении задания дети путали действия, но в конечном итоге раскладывали картинки в соответствии с хронологической  последовательностью. Однако стоит  отметить, что данные испытуемые испытывали трудности при составлении связного рассказа об изображенных событиях.

Оставшиеся  двое испытуемых (Данила М., Антон Н.) показали низкие результаты. В ходе проведения методики дети раскладывали картинки без учета последовательности событий, воспринимали каждую картинку как отдельное действие, не объединяя  их в один сюжет.

Графически результаты методики представлены на рис.2.

Рис. 2. Результаты экспериментального обследования по методике «Последовательные  картинки»

При исследовании способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по методике «Определение времени года по картинкам», были получены представленные ниже результаты.

Информация о работе Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ