Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ.
Объект исследования – образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста ……………………………………………………6
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе ……………6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников……………………………………………………………… ……14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ ………………………………………………………….22
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста ……22
2.2. Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности ……………………………………………26
2.3. Результаты контрольной диагностики ………………………………32
Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию методики развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ …………………………………33
Заключение ………………………………………………………………...39
Библиографический список литературы…………...……………….………….40
Оборудование: три рисунка разной степени сложности.
1. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, форма, цвет).
2. На рисунке три таблицы, в каждой по четыре предмета, три – одной родовой группы, а четвертый – другой.
3. На рисунке три таблицы,
в каждой по четыре слова-
Процедура проведения: поочередно предлагают рисунки 1, 2, 3. При работе с рисунком 1 дается следующая инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?». При работе с рисунком 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?». При работе с рисунком 3 психолог сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее слово. При правильном ответе просит объяснить выбор.
Оценка действий ребенка: принятие
и понимание задания; уровень
сформированности аналитико-синтетической
функции; умение объяснить в причинно-
1 балл – не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла – принимает задание,
выполняет классификацию без
учета основного принципа, не
может в речевом плане
3 балла – принимает задание,
выделяет предметы с учетом
существенного признака, но в
конечном итоге не может
4 балла – принимает задание,
выделяет предметы с учетом
существенного признака, в конечном
итоге обозначает вербально
Оценка результатов:
4 балла – высокий уровень.
3 балла – средний уровень.
2 балла – низкий уровень.
1 балл – очень низкий уровень.
Задание №5. Установление закономерностей (5 – 7 лет)
Цель: выявить сформированность анализа, сравнения; способность выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии; установить особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач.
Оборудование: шесть таблиц разной степени сложности.
1. Три таблицы, в каждой по
три предметной картинки, одна
из клеток не заполнена. На
рисунках под таблицей
2. Три таблицы, в каждой по
восемь предметных картинок, одна
из клеток не заполнена. На
рисунках под таблицей
Процедура проведения: перед ребенком кладут рис.1, объясняют и показывают способ выполнения первого задания. После поочередно предлагают остальные. В качестве помощи задают наводящие вопросы типа: «Что здесь должно быть нарисовано?».
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ Белоярский детский сад «Огонек» В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет.
Была подобрана
В результате проведения экспериментального обследования были получены следующие данные, характеризующие особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста (рис. 1 – 5).
Анализируя результаты, полученные
в ходе проведения методики «Составление
целого из частей», направленной на выявление
сформированности наглядно-образных представлений,
а также способности к
Формирующий
этап опытно-экспериментальной
Программное содержание:
Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.
Формировать умение устанавливать
связь между настроением
Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и черной краски.
Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды.
Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения.
Развивать образное мышление.
Развивать диалогическую речь и умение отстаивать свое мнение.
Формировать навыки работы за мольбертом.
Предварительная работа:
рассматривание репродукций
дидактические игры с цветом;
наблюдения в природе, экскурсия в зимний лес;
чтение и заучивание стихов о зиме;
рисование различными художественными материалами.
Материал к занятию: фланелеграф, бумага формата А4, гуашь, палитры, кисти, мольберты, ширма.
Демонстративный материал: репродукции, иллюстрации, фотографии; дидактическая игра “Цветные капельки”, кукла Незнайка.
Дети приходят в изостудию, воспитатель предлагает им отгадать загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зима)
Воспитатель.
- Молодцы, ребята, конечно, это зима.
В это время из-за ширмы появляется Незнайка.
Незнайка.
- Ой, ой! Я к вам так спешил,
хотел про зиму кое-что
Воспитатель.
- Здравствуй, Незнайка!
Незнайка.
- А, да, здравствуйте!
Воспитатель.
- Ребята, вы, конечно, узнали нашего гостя? Что же ты, Незнайка, хотел у нас узнать о зиме?
Незнайка.
– Я решил стать художником, вчера столько картин про зиму посмотрел, только мне не понятно, почему у художников в картинах зима всегда разная?
Воспитатель.
– Конечно разная, ведь все люди разные! Когда наши ребята рисуют, у них тоже одинаковых рисунков не бывает. Правда, ребята?...
Незнайка.
– Интересно, а почему зимние картины бывают разными даже у одного и того же художника?
Воспитатель.
– А с этим вопросом мы тебе тоже сейчас попробуем помочь разобраться. Ребята, скажите – какой может быть зима? (Вьюжная, снежная, веселая, морозная…)
- Вот видишь, Незнайка, оказывается зима бывает разная, поэтому у зимних картин бывает и разное настроение!
Незнайка.
– Вот это да! А как это?
Воспитатель.
– Давайте, ребята, посмотрим на зимние пейзажи и попробуем найти среди них картины с веселым настроением. (Дети показывают выбранные пейзажи)
Незнайка.
– Почему это вы так решили, что-то я не пойму?
Воспитатель предлагает детям объяснить свой выбор Незнайке, они рассказывают, что определили веселое настроение пейзажей по оттенкам.
Воспитатель.
– Ребята, назовите, какие краски помогли здесь художникам?
(Дети называют различные
Затем воспитатель предлагает показать для Незнайки пейзажи с грустным настроением и объяснить свой выбор.
Незнайка.
– Что-то и мне грустно стало.
Воспитатель.
– Незнайка, теперь ты понял, что настроение картин может разным, а изобразить его художникам помогают краски.
Незнайка.
- Да, понял, понял! Только вот не знаю, как это нарисовать?
Воспитатель.
– Чтобы тебе стало понятно, мы сейчас тебе покажем, а помогут нам разноцветные капельки.
Дети и воспитатель
а) для грустного зимнего пейзажа (в один ряд);
б) для веселого зимнего пейзажа (в другой ряд).
Незнайке тоже предлагают подобрать оттенки, он, как всегда, ошибается, дети исправляют ошибки, объясняют свои действия.
Воспитатель.
– Незнайка, теперь ты все хорошо запомнил?
Незнайка.
– Да, я теперь запросто смогу нарисовать настроение для зимней картины…, сейчас все красочки перемешаю и по бумаге размажу…
Воспитатель.
– Ты думаешь хорошо получится?
Незнайка.
– А что такого? Раз, два и готово!
Воспитатель предлагает ребятам взять краски и показать Незнайке, как надо рисовать настроение для пейзажа (подмалевок). Каждому предлагается изобразить настроение для той зимы, которая ему больше нравится. Дети готовят все необходимое, закрепляют бумагу на мольберте и рисуют.
Незнайка тоже уходит рисовать.
Дети выполняют подмалевки, приносят их на поляну в страну Рисовандию, убирают краски с мольбертов.
Воспитатель предлагает рассмотреть все рисунки, появляется и Незнайка со своим подмалевком. Дети определяют настроение для будущих пейзажей, рассказывают, какие краски и оттенки им помогли, отмечают, что Незнайка тоже постарался. (Рисунок 1)
Незнайка благодарит детей и собирается что-нибудь нарисовать на подмалевке, чтобы его рисунок попал на выставку.
Дети прощаются с Незнайкой и уходят в группу.
Цель контрольной
диагностики – определение
Диагностирование
особенностей наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста
на этапе контрольной диагностики
проходило с использованием тех
же методик, что и на этапе констатирующего
эксперимента. Оценка полученных результатов
велась по критериям, предложенным на
этапе констатирующего
В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков - наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.
В деятельности
взрослых людей наглядные
Дети очень
легко и быстро понимают разного
рода схематические изображения
и с успехом пользуются ими. Так,
начиная с пяти лет дошкольники
даже при однократном объяснении
могут понять, что такое план помещения,
и, пользуясь отметкой на плане, находят
в комнате спрятанный предмет. Они
узнают схематические изображения
предметов, пользуются схемой типа географической
карты, чтобы выбрать нужный путь
в разветвленной системе
Многие
виды знаний, которые ребенок не
может усвоить на основе словесного
объяснения взрослого или в процессе
организованных взрослыми действий
с предметами, он легко усваивает,
если эти знания дают ему в виде
действий с моделями, отображающими
существенные черты изучаемых явлений.
Так, в процессе обучения пятилетних
дошкольников математике было обнаружено,
что чрезвычайно трудно ознакомить
детей с отношениями части
и целого. Словесные объяснения дети
не понимают, а действуя с составными
предметами, усваивают названия «часть»
и «целое» только применительно
к данному конкретному