Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ.
Объект исследования – образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста ……………………………………………………6
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе ……………6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников……………………………………………………………… ……14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ ………………………………………………………….22
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста ……22
2.2. Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности ……………………………………………26
2.3. Результаты контрольной диагностики ………………………………32
Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию методики развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ …………………………………33
Заключение ………………………………………………………………...39
Библиографический список литературы…………...……………….………….40

Работа состоит из  1 файл

курсак мой.docx

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Оборудование: три рисунка разной степени сложности.

1. На рисунке три таблицы,  в каждой по четыре фигуры, одна из которых не подходит  по одному признаку (величина, форма,  цвет).

2. На рисунке три таблицы,  в каждой по четыре предмета, три – одной родовой группы, а четвертый – другой.

3. На рисунке три таблицы,  в каждой по четыре слова-понятия,  одно из которых не подходит. Предлагают детям с 6 лет.

Процедура проведения: поочередно предлагают рисунки 1, 2, 3. При работе с рисунком 1 дается следующая инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?». При работе с рисунком 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета чем-то одинаковые, а  один не подходит. Какой?». При работе с рисунком 3 психолог сам читает слова, а затем просит ребенка  назвать неподходящее слово. При  правильном ответе просит объяснить  выбор.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; уровень  сформированности аналитико-синтетической  функции; умение объяснить в причинно-следственном плане свои действия, умение в речевом  плане обобщить принцип группировки.

1 балл – не понимает условий  задачи, в условиях обучения действует  неадекватно.

2 балла – принимает задание,  выполняет классификацию без  учета основного принципа, не  может в речевом плане обобщить  принцип группировки.

3 балла – принимает задание,  выделяет предметы с учетом  существенного признака, но в  конечном итоге не может обозначить  вербально существенный признак.

4 балла – принимает задание,  выделяет предметы с учетом  существенного признака, в конечном  итоге обозначает вербально существенный  признак.

Оценка результатов:

4 балла – высокий уровень.

3 балла – средний уровень.

2 балла – низкий уровень.

1 балл – очень низкий уровень.

Задание №5. Установление закономерностей (5 – 7 лет)

Цель: выявить сформированность анализа, сравнения; способность выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии; установить особенности  протекания аналитико-синтетической  деятельности при решении наглядно-образных задач.

Оборудование: шесть таблиц разной степени сложности.

1. Три таблицы, в каждой по  три предметной картинки, одна  из клеток не заполнена. На  рисунках под таблицей предлагаются  аналогичные предметные картинки  для заполнения пустой клеточки.

2. Три таблицы, в каждой по  восемь предметных картинок, одна  из клеток не заполнена. На  рисунках под таблицей предлагаются  аналогичные предметные картинки  для заполнения пустой клеточки.

Процедура проведения: перед ребенком кладут рис.1, объясняют и показывают способ выполнения первого задания. После поочередно предлагают остальные. В качестве помощи задают наводящие  вопросы типа: «Что здесь должно быть нарисовано?».

Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ Белоярский детский сад «Огонек» В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет.

Была подобрана диагностическая  программа, отвечающая логике и целям  нашего исследования уровня развития наглядно-образного мышления детей  старшего дошкольного возраста.

В результате проведения экспериментального обследования были получены следующие  данные, характеризующие особенности  наглядно-образного мышления детей  старшего дошкольного возраста (рис. 1 – 5).

Анализируя результаты, полученные в ходе проведения методики «Составление целого из частей», направленной на выявление  сформированности наглядно-образных представлений, а также способности к воссозданию  целого на основе зрительного соотнесения  частей, были получены представленные в приложении результаты.

2.2. Развитие образного мышления  детей старшего дошкольного возраста  на занятиях по ИЗО-деятельности

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на развитие образного  мышления детей старшего дошкольного  возраста. Нами было составлено и проведено  занятие по ИЗО-деятельности, направленное на развитие образного мышления.

Программное содержание:

Развивать у детей эстетическое восприятие цвета, его тональности.

Формировать умение устанавливать  связь между настроением живописного  произведения (рисунка) и его цветовым решением.

Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с  помощью белой и черной краски.

Учить замечать изменение цвета  в природе в связи с изменением погоды.

Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения.

Развивать образное мышление.

Развивать диалогическую речь и  умение отстаивать свое мнение.

Формировать навыки работы за мольбертом.

Предварительная работа:

рассматривание репродукций произведений художников по теме “Зимний пейзаж”, иллюстраций 

дидактические игры с цветом;

наблюдения в природе, экскурсия  в зимний лес;

чтение и заучивание стихов о  зиме;

рисование различными художественными  материалами.

Материал к занятию: фланелеграф, бумага формата А4, гуашь, палитры, кисти, мольберты, ширма.

Демонстративный материал: репродукции, иллюстрации, фотографии; дидактическая игра “Цветные капельки”, кукла Незнайка.

Дети приходят в изостудию, воспитатель  предлагает им отгадать загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром. (Зима)

Воспитатель.

- Молодцы, ребята, конечно, это  зима.

В это время из-за ширмы появляется Незнайка.

Незнайка.

- Ой, ой! Я к вам так спешил, хотел про зиму кое-что спросить.

Воспитатель.

- Здравствуй, Незнайка!

Незнайка.

- А, да, здравствуйте!

Воспитатель.

- Ребята, вы, конечно, узнали нашего  гостя? Что же ты, Незнайка, хотел  у нас узнать о зиме?

Незнайка.

– Я решил стать художником, вчера столько картин про зиму посмотрел, только мне не понятно, почему у художников в картинах зима всегда разная?

Воспитатель.

– Конечно разная, ведь все люди разные! Когда наши ребята рисуют, у  них тоже одинаковых рисунков не бывает. Правда, ребята?...

Незнайка.

– Интересно, а почему зимние картины  бывают разными даже у одного и  того же художника?

Воспитатель.

– А с этим вопросом мы тебе тоже сейчас попробуем помочь разобраться. Ребята, скажите – какой может  быть зима? (Вьюжная, снежная, веселая, морозная…)

- Вот видишь, Незнайка, оказывается  зима бывает разная, поэтому у  зимних картин бывает и разное  настроение!

Незнайка.

– Вот это да! А как это?

Воспитатель.

– Давайте, ребята, посмотрим на зимние пейзажи и попробуем найти  среди них картины с веселым  настроением. (Дети показывают выбранные  пейзажи)

Незнайка.

– Почему это вы так решили, что-то я не пойму?

Воспитатель предлагает детям объяснить  свой выбор Незнайке, они рассказывают, что определили веселое настроение пейзажей по оттенкам.

Воспитатель.

– Ребята, назовите, какие краски помогли  здесь художникам?

(Дети называют различные оттенки,  которые видят в репродукциях.)

Затем воспитатель предлагает показать для Незнайки пейзажи с грустным настроением и объяснить свой выбор.

Незнайка.

– Что-то и мне грустно стало.

Воспитатель.

– Незнайка, теперь ты понял, что настроение картин может разным, а изобразить его художникам помогают краски.

Незнайка.

- Да, понял, понял! Только вот  не знаю, как это нарисовать?

Воспитатель.

– Чтобы тебе стало понятно, мы сейчас тебе покажем, а помогут нам  разноцветные капельки.

Дети и воспитатель располагаются  на ковре. Ребята выбирают и выкладывают  на фланелеграфе оттенки

а) для грустного зимнего пейзажа (в один ряд);

б) для веселого зимнего пейзажа (в другой ряд).

Незнайке тоже предлагают подобрать  оттенки, он, как всегда, ошибается, дети исправляют ошибки, объясняют  свои действия.

Воспитатель.

– Незнайка, теперь ты все хорошо запомнил?

Незнайка.

– Да, я теперь запросто смогу нарисовать настроение для зимней картины…, сейчас все красочки перемешаю и по бумаге размажу…

Воспитатель.

– Ты думаешь хорошо получится?

Незнайка.

– А что такого? Раз, два и  готово!

Воспитатель предлагает ребятам взять  краски и показать Незнайке, как  надо рисовать настроение для пейзажа (подмалевок). Каждому предлагается изобразить настроение для той зимы, которая ему больше нравится. Дети готовят все необходимое, закрепляют бумагу на мольберте и рисуют.

Незнайка тоже уходит рисовать.

Дети выполняют подмалевки, приносят их на поляну в страну Рисовандию, убирают  краски с мольбертов.

Воспитатель предлагает рассмотреть  все рисунки, появляется и Незнайка со своим подмалевком. Дети определяют настроение для будущих пейзажей, рассказывают, какие краски и оттенки  им помогли, отмечают, что Незнайка тоже постарался. (Рисунок 1)

Незнайка  благодарит детей и собирается что-нибудь нарисовать на подмалевке, чтобы его  рисунок попал на выставку.

Дети прощаются с Незнайкой  и уходят в группу.

2.3. Результаты контрольной диагностики

Цель контрольной  диагностики – определение эффективности  проведенной работы по развитию наглядно-образного  мышления детей старшего дошкольного  возраста.

Диагностирование  особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольной диагностики  проходило с использованием тех  же методик, что и на этапе констатирующего  эксперимента. Оценка полученных результатов  велась по критериям, предложенным на этапе констатирующего эксперимента. Анализируя результаты, полученные в  ходе проведения методики «Составление целого из частей» на этапе контрольной  диагностики были получены представленные в приложении результаты.

 

Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию методики развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков - наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.

В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской  деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки. Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок  в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передается главным образом связь основных частей изображаемого предмета и  отсутствуют индивидуальные черты. Подобные рисунки характерны для  детей, которых специально не обучают  рисованию. Если же такое обучение проводится, ребенок скоро начинает понимать, что основная задача изображения  – именно передача внешнего облика предмета, и переходит к рисованию, основанному на восприятии и на представлениях о внешних свойствах предметов.

Дети очень  легко и быстро понимают разного  рода схематические изображения  и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет дошкольники  даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят  в комнате спрятанный предмет. Они  узнают схематические изображения  предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т.п.

Многие  виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими  существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе обучения пятилетних дошкольников математике было обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части  и целого. Словесные объяснения дети не понимают, а действуя с составными предметами, усваивают названия «часть»  и «целое» только применительно  к данному конкретному материалу  и не переносят их на другие случаи. Тогда детей познакомили с  этими отношениями при помощи схематического изображения деления  целого на части и его восстановления из частей. На этом материале дети начали понимать, что любой целый предмет  может быть разделен на части и  восстановлен из частей.

Информация о работе Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ