Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ.
Объект исследования – образное мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение ……………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста ……………………………………………………6
1.1. Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе ……………6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников……………………………………………………………… ……14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ ………………………………………………………….22
2.1 Диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста ……22
2.2. Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности ……………………………………………26
2.3. Результаты контрольной диагностики ………………………………32
Глава 3. Методические рекомендации по совершенствованию методики развития образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО-деятельности в ДОУ …………………………………33
Заключение ………………………………………………………………...39
Библиографический список литературы…………...……………….………….40

Работа состоит из  1 файл

курсак мой.docx

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Четверо испытуемых (Света И., Оля А., Паша А., Полина Р.) показали результаты, соответствующие  высокому уровню развития. Они приняли  задание и уверенно соотносили изображения  всех времен года с названиями.

Пятеро  испытуемых (Таня Б., Костя М., Антон  Н., Катя Е., Захар Т.) приняли предоставленное  задание, однако уверенно соотносили изображения  только двух времен года с их названиями.

Оставшийся  один испытуемый (Данила М.) показал  низкие результаты по проведенной методике, т.к. ребенок в ходе ее проведения не соотносил изображения времен года с их названиями. Можно сделать  вывод о том, что временные  представления у данного испытуемого  не сформированы.

Полученные данные демонстрируют, что не у всех детей старшего дошкольного  возраста отмечается высокий уровень  развития временных представлений. У некоторых детей отмечаются затруднения в выделении характерных  свойств и признаков объектов.

Графически  результаты исследования по данной методике представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты экспериментального обследования по методике «Определение времени года по картинкам»

Результаты, полученные после проведения методики «Исключение неподходящей картинки», свидетельствуют о преобладании в экспериментальной группе среднего уровня сформированности аналитико-синтетической  деятельности в зрительно воспринимаемых объектах и на основе мысленного представления. В результате проведения методики были получены представленные ниже данные.

Трое из десяти испытуемых (Оля А., Паша А., Полина Р.) показали высокие результаты. Детьми были выделены и вербально обозначены предметы с учетом существенного  признака.

Четверо испытуемых (Света И., Таня Б., Данила М., Захар  Т.) не полностью справились с предоставленным  заданием, показав средние результаты. Ими были выделены предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге дети не смогли обозначить вербально  существенный признак.

Оставшиеся  трое испытуемых (Костя М., Антон  Н., Катя Е.) приняли предоставленное  задание, однако классификацию выполняли  без учета основного принципа.

Таким образом, операция классификации, в основе которой лежит выделение  обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств и особенностей, вызывает затруднения у детей старшего дошкольного возраста.

Графически  результаты по методике представлены на рис.4.

Рис.4. Результаты экспериментального обследования по методике «Исключение  неподходящей картинки»

В результате проведения методики «Установление  закономерностей», направленной на выявление  сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии, а также на выявление  способности устанавливать особенности  протекания аналитико-синтетической  деятельности при решении наглядно-образных задач, были получены представленные ниже результаты.

Четверо испытуемых (Данила М., Костя М., Антон Н., Катя Е.) приняли задание, однако им потребовалась  многократная помощь к началу их деятельности. В среднем детьми было выполнено  по 1 – 2 таблице.

Пятеро  испытуемых из десяти (Таня Б., Оля А., Паша А., Захар Т., Полина Р.) справились с заданием, показав средние результаты. Детьми было заполнено по две-три  предоставленные таблицы.

Только  один испытуемый (Света И.) экспериментальной  группы принял задание, заполнив все  таблицы. В ходе проведения методики ребенок работал с интересом, используя все предложенные формы.

Графически  результаты методики представлены на рис. 5.

Рис. 5. Результаты экспериментального обследования по методике «Установление  закономерностей»

Таким образом, в ходе апробирования тщательно  подобранного диагностического инструментария были получены результаты, представленные в сводной Таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты  диагностики уровня развития наглядно-образного  мышления детей старшего дошкольного  возраста

 

Имя испытуемого

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Методика №4

Методика №5

Общий результат

баллы

группа

1

Света И.

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

18

IV

2

Таня Б.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

13

III

3

Данила М.

низкий уровень

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

11

II

4

Костя М.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

12

III

5

Оля А.

высокий уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

17

IV

6

Антон Н.

низкий уровень

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

8

II

7

Катя Е.

низкий уровень

средний уровень

средний уровень

низкий уровень

низкий уровень

10

II

8

Паша А.

средний уровень

средний уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

14

III

9

Захар Т.

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

средний уровень

15

III

10

Полина Р.

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

высокий уровень

средний уровень

19

IV


Из данных, приведенных в Таблице 3, можно  сформулировать выводы:

Трое испытуемых (Данила М., Антон Н., Катя Е.) за выполненные  задания набрали 8 – 11 баллов и вошли  во II группу в соответствии с характером познавательной деятельности, принятием задания, способами выполнения, обучаемостью и интересом к результатам собственной деятельности. В характере их действий отмечалось стремление достигнуть искомого результата, но действия детей оставались хаотичными, а в дальнейшем иногда происходил отказ от выполнения заданий. В преобладающем большинстве случаев испытуемые нуждались в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания. Важно отметить, что они не владеют необходимым запасом более или менее дифференцированных общих представлений и простейших понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеют явно недостаточно. После выполнения упражнений не все испытуемые были заинтересованы в результатах своей деятельности.

Испытуемые  Таня Б., Костя М., Паша А. и Захар  Т. Вошли в III группу, набрав за выполнение заданий 12 – 15 баллов. Они заинтересованно сотрудничали с психологом, сразу же принимали задание и стремились к его выполнению. Однако самостоятельно данные испытуемые не всегда могли найти адекватный способ выполнения и часто обращались за помощью к взрослому, поэтому не все предложенные мыслительные операции испытуемые совершали правильно Важно отметить, что дети проявляли большую заинтересованность в результатах своей деятельности.

Оставшиеся  трое испытуемых (Света И., Оля А, Полина Р.) вошли в IV группу, набрав 17 – 19 баллов за выполнение задания. Дети с интересом принимали все задания, не нуждались в повторении инструкций, выполняли их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в не которых случаях – на уровне зрительной ориентировки. В задачах на классификацию картинок вербально обосновывали свое решение. Помощь взрослого при решении задач данным испытуемым была не нужна или нужна была минимальная в виде направления на предмет мысли. Дети думали над результатами решения, оценивали степень его правильности. При этом данные испытуемые были очень заинтересованы в результате своей деятельности.

Результаты, полученные в  ходе проведения методики «Составление целого из частей»

Только  один испытуемый (Антон Н.) выполнял задание хаотично, без учета основного  признака; он с трудом смог назвать  изображенный предмет.

Четверо испытуемых (Катя Е., Данила М., Таня Б., Паша А.) справились с заданием, показав результаты, соответствующие  среднему уровню развития наглядно-образных представлений. Дети выполняли задание  с учетом основного признака, в  речевом плане называли изображенный предмет.

Оставшиеся  пятеро испытуемых (Оля А., Полина В., Света И., Костя М., Захар Т.) без  затруднений и дополнительной помощи справились с предоставленным заданием.

Графически  результаты методики представлены на рис.6.

Рис. 6. Результаты экспериментального обследования по методике «Составление целого из частей» на этапе контрольной  диагностики

В результате проведения методики «Последовательные  картинки» на этапе контрольной  диагностики было выявлено, что трое испытуемых (Света И., Таня Б., Полина Р.) полностью безошибочно справились с заданием, разложив картинки в  определенной последовательности, объединив  их в одно событие, а также составив об этом рассказ с учетом основного  принципа.

Оставшиеся  семеро испытуемых (Данила М., Костя  М., Оля А., Антон Н., Катя Е., Паша А., Захар Т.) справились с предоставленным  заданием, показав результаты, соответствующие  среднему уровню развития способности  устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Это связано с тем, что при  выполнении задания дети путали действия, но в конечном итоге раскладывали картинки в соответствии с хронологической  последовательностью. Однако стоит  отметить, что данные испытуемые испытывали трудности при составлении связного рассказа об изображенных событиях.

Испытуемых  с низкими результатами по данной методике на этапе контрольной диагностики  не выявлено.

Графически  результаты методики представлены на рис.7.

Рис. 7. Результаты экспериментального обследования по методике «Последовательные картинки» на этапе контрольной диагностики

При исследовании способности на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости по методике «Определение времени года по картинкам» на этапе  контрольной диагностики были получены представленные ниже результаты.

Шестеро испытуемых (Света И., Оля А., Костя М., Паша А., Катя Е., Полина Р.) показали результаты, соответствующие высокому уровню развития. Они приняли задание и уверенно соотносили изображения всех времен года с названиями.

Четверо испытуемых (Таня Б., Антон Н., Данила М., Захар  Т.) приняли предоставленное задание, однако уверенно соотносили изображения  только двух времен года с их названиями.

Испытуемых  с низким уровнем развития по данной методике на этапе контрольной диагностики  не выявлено.

Полученные  данные демонстрируют, что не у всех детей старшего дошкольного возраста отмечается высокий уровень развития временных представлений. У некоторых  детей отмечаются затруднения в  выделении характерных свойств  и признаков объектов.

Графически  результаты исследования по данной методике представлены на рис. 8.

Рис. 8. Результаты экспериментального обследования по методике «Определение времени года по картинкам» на этапе контрольной диагностики

Результаты, полученные после проведения методики «Исключение неподходящей картинки»  на этапе контрольной диагностики, свидетельствуют о преобладании в экспериментальной группе высокого уровня сформированности аналитико-синтетической  деятельности в зрительно воспринимаемых объектах и на основе мысленного представления. В результате проведения методики были получены представленные ниже данные.

Пятеро  из десяти испытуемых (Оля А., Паша А., Таня Б., Захар Т., Полина Р.) показали высокие результаты. Детьми были выделены и вербально обозначены предметы с учетом существенного признака.

Четверо испытуемых (Света И., Данила М., Костя М., Катя Е.) не полностью справились с предоставленным  заданием, показав средние результаты. Ими были выделены предметы с учетом существенного признака, но в конечном итоге дети не смогли обозначить вербально  существенный признак.

Оставшийся  один испытуемый - Антон Н. - принял предоставленное  задание, однако классификацию выполнял без учета основного принципа.

Графически  результаты по методике представлены на рис.9.

Рис.9. Результаты экспериментального обследования по методике «Исключение неподходящей картинки»  на этапе контрольной диагностики

В результате проведения методики «Установление  закономерностей» на этапе контрольной  диагностики были получены представленные ниже результаты.

Двое испытуемых (Данила М., Катя Е.) приняли задание, однако им потребовалась многократная помощь к началу их деятельности. В  среднем детьми было выполнено по 1 – 2 таблице.

Пятеро  испытуемых из десяти (Оля А., Костя  М., Антон Н., Паша А., Полина Р.) справились с заданием, показав средние результаты. Детьми было заполнено по две-три  предоставленные таблицы. Это обусловлено  тем, что задачи такого плана адресованы непосредственно к логическим действиям, требующих конкретных представлений  о родовых и видовых признаках  объектов. У детей наблюдаются  трудности в анализе конкретных признаков и свойств объектов.

Трое испытуемых (Света И., Таня Б., Захар Т.) экспериментальной  группы принял задание, заполнив все  таблицы. В ходе проведения методики дети работали с интересом, используя  все предложенные формы.

Графически  результаты методики представлены на рис. 10.

Информация о работе Развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ