Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:25, дипломная работа
цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
1.дать определение понятию метод обучения;
2.рассмотреть классификацию методов обучения;
3.изучить методы обучения применяемые на уроках технологии;
4.дать характеристику оборудованию и инструментам школьной мастерской;
5.разработать эскиз технологическую карту изготовления молотка отбивочного;
6.разработать урок по теме «Изготовление изделия из древесины – молоток отбивочный»;
7.сформулировать экономическое и экологическое обоснование выбора изделия из древесины – молотка отбивочного.
Введение 5
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы …………….7
1.Понятие и классификация методов обучения……..……………....….7
2.Методы обучения на уроках технологии……………....……..…..…….9
Глава II. Методическая часть ………………………………………….……….17
2.1 Характеристика темы учебной программы ……………………………….17
2.2 Описание рабочего места …………………………………..………………21
2.3 Методическая подготовка учителя к уроку ……………………………….28
2.4 Методика проведения урока по теме ……………………………………..31
2.5 Критерии оценок ……………………………………………………………33
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ………………35
3.1Подбор оборудования ……………………………………………………….35
3.2. Операции по обработке древесины ……………………………………….41
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………...44
3.4 Технологическая карта ……………………………………………………..46
3.5 Затраты на изготовление изделия ………………………………………….50
Глава IV. Безопасность и экологичность ……………………………………51
4.1. Организация труда на рабочем месте ……………………………………..51
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности …………………………55
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………………..58
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия…………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..…..65
Библиография …………………………………………………………………….66
Содержание
Введение |
5 |
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы ……………. |
7 |
|
7 |
|
9 |
Глава II. Методическая часть ………………………………………….………. |
17 |
2.1 Характеристика темы учебной программы ………………………………. |
17 |
2.2 Описание рабочего места …………………………………..……………… |
21 |
2.3 Методическая подготовка |
28 |
2.4 Методика проведения урока по теме …………………………………….. |
31 |
2.5 Критерии оценок …………………………………… |
33 |
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ……………… |
35 |
3.1Подбор оборудования ………………………………………………………. |
35 |
3.2. Операции по обработке древесины ………………………………………. |
41 |
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………... |
44 |
3.4 Технологическая карта …………………………………………………….. |
46 |
3.5 Затраты на изготовление изделия …………………………………………. |
50 |
Глава IV. Безопасность и экологичность …………………………………… |
51 |
4.1. Организация труда на рабочем месте …………………………………….. |
51 |
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности ………………………… |
55 |
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………… |
58 |
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия………………………………….. |
61 |
Заключение…………………………………………………… |
65 |
Библиография …………………………………………… |
66 |
Введение
Актуальность выбранной темы. Важным направлением современного социально-экономического развития России является совершенствование производства на предприятиях разных форм собственности и труда на нем, как целесообразного, социально обоснованного и все усложняющегося процесса взаимодействия человека и природы. На протяжении веков прогрессивные мыслители рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду, его участие в нем как неотъемлемую часть формирования гармонично развитой личности. Современные социально-экономические преобразования (внедрение интенсивных технологий и связанных с ними технических средств, создание и развитие различных форм собственности, изменения рынка труда) кардинально меняют характер и содержание труда, а, следовательно, и подготовку к нему подрастающего поколения. Формирование личности в современных условиях в значительной мере связано с изменением отношения к предмету, средствам труда и самому труду.
Поэтому в дипломной работе, тема которой «Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного», мы уделяем большое внимание методам обучения, как важному элементу трудового становления личности учащегося.
Обучение школьников деревообработке обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению.
Из выше сказанного определим цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы
Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему- либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Под методом обучения понимают систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала [10, с. 177].
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система. Универсальной классификации методов обучения, признанная всеми педагогами-дидактами, не существует. Трудность заключается в невозможности подобрать единый критерий для группировки существующих методов обучения.
Рассмотрим исторически
Таблица 1.
Классификация методов обучения
№ |
Авторы |
Признак классификации |
Методы |
1 |
Е.Я. Голант |
По уровню активности учащихся |
Пассивные |
Активные | |||
2 |
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер |
По уровню включения в продуктивную деятельность |
Объяснительно-иллюятративный или информационно-рецептивный |
Репродуктивный | |||
Проблемное изложение изучаемого материала | |||
Частично-поисковый (эвристический) | |||
Исследовательский | |||
3 |
Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе |
По источникам получения знаний |
Словесные |
Наглядные | |||
Практические | |||
4 |
М.А. Данилов И П.Б. Есипов |
По решению дидактических целей и задач |
Приобретение новых знаний |
Формирование умений и навыков применения знаний на практике | |||
Проверка и оценка знаний, умений и навыков | |||
5 |
Ю.К. Бабанский |
По методу организации учебной деятельности |
методы организации учебно- |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности | |||
Методы контроля за эффективностью учебно познавательной деятельности | |||
6 |
М.Н. Верзилин |
По видам умозаключений |
Индуктивный |
Дедуктивный | |||
7 |
Т.А. Ильина |
По способу руководства учителем познавательной деятельности |
Сообщение новых знаний |
Приобретение новых знаний | |||
Работы с ТСО | |||
Самостоятельная работа | |||
Проверка и контроль усвоения учебного материала | |||
8 |
Н.М. Мочалов |
По уровню познавательной самостоятельности и активности учащихся |
Информационные |
Проблемного изложения знаний | |||
Эвристические и исследовательские |
1.2.1. Словесные методы обучения
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его усваивают.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения.
Возможно несколько видов
Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для дальней- шей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.
Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.
Лекция. Монологический способ изложения материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам или крупным разделам.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения учебно-познавательных проблемных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподавателю поэтому надо четко выделять то, что следует записать, повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.
Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа».
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня познавательной творческой деятельности учащихся в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть
адресованы одному ученику
(индивидуальная беседа) или учащимся
всего класса (фронтальная беседа).