Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:25, дипломная работа
цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
1.дать определение понятию метод обучения;
2.рассмотреть классификацию методов обучения;
3.изучить методы обучения применяемые на уроках технологии;
4.дать характеристику оборудованию и инструментам школьной мастерской;
5.разработать эскиз технологическую карту изготовления молотка отбивочного;
6.разработать урок по теме «Изготовление изделия из древесины – молоток отбивочный»;
7.сформулировать экономическое и экологическое обоснование выбора изделия из древесины – молотка отбивочного.
Введение 5
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы …………….7
1.Понятие и классификация методов обучения……..……………....….7
2.Методы обучения на уроках технологии……………....……..…..…….9
Глава II. Методическая часть ………………………………………….……….17
2.1 Характеристика темы учебной программы ……………………………….17
2.2 Описание рабочего места …………………………………..………………21
2.3 Методическая подготовка учителя к уроку ……………………………….28
2.4 Методика проведения урока по теме ……………………………………..31
2.5 Критерии оценок ……………………………………………………………33
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ………………35
3.1Подбор оборудования ……………………………………………………….35
3.2. Операции по обработке древесины ……………………………………….41
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………...44
3.4 Технологическая карта ……………………………………………………..46
3.5 Затраты на изготовление изделия ………………………………………….50
Глава IV. Безопасность и экологичность ……………………………………51
4.1. Организация труда на рабочем месте ……………………………………..51
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности …………………………55
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………………..58
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия…………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..…..65
Библиография …………………………………………………………………….66
Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.
Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.
Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.
Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои возможности в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.
На комбинированных уроках
время на организационный и
Практические уроки чаще всего организуются в мастерских. Обязательным является проведение инструктажа перед началом работы. В технологическом обучении на практические уроки отводится большее количество времени чем на теоретические.
На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений.
Разрабатывая структуру урока, учителю необходимо продумать форму организации деятельности учащихся.
На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации труда школьника чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др. [5, с. 18-25].
2.4 Методика проведения урока по теме
Разработка плана-конспекта урока по теме «Изготовление изделия из древисины молотка отбивочного
Учитель: Афоничкина Светлана Николаевна;
Тема урока: «Изготовления изделия из древесины – молоток отбивочный;
Часов на тему: 18 часов;
Цель урока: Обучить учащихся на практике применять полученные знания и умения по обработке древрсины. Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе.
Материалы и оборудование: линейка, карандаш, угольник, верстак, ножовка, стусло, шило, сверло, коловорот, рубанок, шаблон, киянка, гаечные ключ, токарный станок, полукруглая и косая стамески, штангенциркуль, шлифовальная шкурка, центровое сверло, сверлильный станок;
Ход урока:
- Какие виды столярных операций вы знаете?
- Устройство токарного станка по дереву?
- Устройство и назначение столярных инструментов?
- Виды чертежей? Чем отличаются
чертежи от технического
- Правила чтения чертежей. Виды чертежей?
- Правила техники безопасности
при проведении столярных
2.3 Последовательность выполнения задания:
Учитель рассказывает ученикам о назначении каждой операции по изготовлению деталей, показать технологию выполнения, напомнить методы и приемы работы на токарном станке, объяснить как пользоваться инструментом, напомнить технику безопасности при работе.
Технологическая карта изготовления изделия молоток отбивочный.
Ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при выполнении данного задания.
2.5 Критерии оценок
Организация труда
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если
самостоятельность в работе
Приемы труда
Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «2» ставится, если
неправильно выполнялись многие
виды работ, ошибки повторялись после
замечания учителя, неправильные действия
привели к травме учащегося или
поломке инструмента (оборудования).
Качество изделий (работы)
Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.
Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.
Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.
Отметка «2» ставится, если
изделие выполнено с отступлениями от
чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная
доработка не может привести к возможности
использования изделия.
Норма времени (выработки)
Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.
Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.
Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25% [13, с. 18-25, 10-12].
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия
3.1 Подбор оборудования
Токарные станки по дереву используются в мастерских для изготовления различных точеных изделий и деталей: валов, осей, небольших шкивов и колес, стоек для приборов, ручек для инструментов и т. д.
Для изготовления точеных изделий используется сухая, не сучковатая древесина различных пород, имеющая однородное строение, — береза, липа, бук, осина, клен.
Центровые токарные станки по дереву, которые используются в технических кружках, как правило, приводятся в действие электромоторами и, значительно реже, при помощи ножного привода (рис. 9, а, б).
Каждый токарный станок по дереву состоит из станины, передней бабки (со шпинделем, патроном и ступенчатым шкивным приводом), задней бабки с центром для поддержки обрабатываемой детали и подручника, служащего опорой для токарных резцов во время работы. Задняя бабка и подручник могут передвигаться вдоль по станине и в нужных местах прочно закрепляться специальными установочными винтами или болтами.
Обрабатываемая деталь устанавливается и зажимается в специальном патроне. В качестве такого патрона используют трезубцы, корончатые патроны, планшайбы, поводковые патроны, патроны-рюмки (горшки).
В тех случаях, когда деталь имеет небольшие размеры или должна быть обработана резцами с внутренней стороны, например при изготовлении стаканчика, она закрепляется только с одного конца. Для этой цели на передней бабке укрепляют патрон-планшайбу или патрон-рюмку. Патрон имеет специальное устройство, с помощью которого удерживается вращающаяся обрабатываемая деталь.
Чаще всего обработку
Рис. 9. Токарные работы по дереву:
а — токарный станок по дереву с электромотором; б — токарный станок по дереву с ножным приводом; в — положение обрабатываемой детали в центрах станка; г — токарные резцы (токарные стамески); д — различные виды патронов для закрепления деталей прн обработке на токарном станке; е — использование шаблона при токарных работах.
После того как заготовка надежно укреплена в центрах или планшайбе, к ней придвигают подручник и укрепляют его горизонтальную полочку параллельно оси сращения заготовки и так, чтобы ее верх находился примерно на высоте центров. Закрепив подручник на станине и убедившись, что заготовка при вращении не задевает за него, включают станок. На подручник кладут резец и, удерживая его двумя руками (рис. 10), подводят лезвие резца к вращающейся заготовке. Резец снимает при этом стружку. Постепенно, ведя резец с одним и тем же наклоном вдоль подручника, можно обточить всю заготовку, придав ей цилиндрическую форму.
Для первоначальной, черновой обработки
заготовки применяют
Для различных по форме выточек применяют фасонные резцы.
Все токарные резцы, или, как их еще называют, токарные стамески, насаживают на длинные (200—300 мм) ручки.
Токарные резцы необходимо часто затачивать и править: чем острее резец, тем легче им работать и тем лучше, ровнее получается обработанная поверхность.
В случае необходимости обтачиваемому изделию можно придать тот или иной профиль. Проверку правильности вытачиваемого профиля производят с помощью заранее заготовленных шаблонов (рис. 10, е).
Рис. 10. Приемы работы на токарном станке:
а — работа полукруглой стамеской; б — работа плоской стамеской (косячком).
Поверхность выточенной детали шлифуют напильником и стеклянной шкуркой. Делать это можно непосредственно в станке, на ходу. Шкурку рекомендуется обернуть вокруг какого-либо стержня — деревянного брусочка, палаш и т. п.
Изделия, выточенные на токарном станке, часто сразу же, в станке, на ходу окрашивают, лакируют и даже полируют.
При работах на токарном станке по дереву необходимо соблюдать правила техники безопасности. Все движущиеся части станка должны быть надежно ограждены, а подвижные части станка прочно закреплены в нужных положениях.
Крепление обрабатываемых заготовок в центрах должно быть надежным. Необходимо, чтобы заготовки, склеенные из нескольких частей, были прочно склеены. Токарные резцы должны иметь прочные ручки.