Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
1.дать определение понятию метод обучения;
2.рассмотреть классификацию методов обучения;
3.изучить методы обучения применяемые на уроках технологии;
4.дать характеристику оборудованию и инструментам школьной мастерской;
5.разработать эскиз технологическую карту изготовления молотка отбивочного;
6.разработать урок по теме «Изготовление изделия из древесины – молоток отбивочный»;
7.сформулировать экономическое и экологическое обоснование выбора изделия из древесины – молотка отбивочного.

Содержание

Введение 5
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы …………….7
1.Понятие и классификация методов обучения……..……………....….7
2.Методы обучения на уроках технологии……………....……..…..…….9
Глава II. Методическая часть ………………………………………….……….17
2.1 Характеристика темы учебной программы ……………………………….17
2.2 Описание рабочего места …………………………………..………………21
2.3 Методическая подготовка учителя к уроку ……………………………….28
2.4 Методика проведения урока по теме ……………………………………..31
2.5 Критерии оценок ……………………………………………………………33
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ………………35
3.1Подбор оборудования ……………………………………………………….35
3.2. Операции по обработке древесины ……………………………………….41
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………...44
3.4 Технологическая карта ……………………………………………………..46
3.5 Затраты на изготовление изделия ………………………………………….50
Глава IV. Безопасность и экологичность ……………………………………51
4.1. Организация труда на рабочем месте ……………………………………..51
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности …………………………55
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………………..58
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия…………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..…..65
Библиография …………………………………………………………………….66

Работа состоит из  1 файл

Афоничкина диплом.docx

— 1.70 Мб (Скачать документ)




Продолжение таблицы 5.

1

2

3

4

5

6

7

2.5

 

Понятие о многодетальном изделии и его графическом  изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины.

2

Анализ образца или  изображения многодетального изделия: определение назначения,  количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.

Чертежи для изготовления изделий

§1,2

2.6

 

Угловые, серединные и ящичные  шиповые соединение, их  элементы и конструктивные особенности. 

2

Соединение деталей изделия  на шипах  с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею.

Стамески, долото, мелкозубая ножовка, разметочный инструмент

§7

2.7

 

Графическое изображение  соединений деталей на чертежах.  Общие сведения о сборочных чертежах

2

Сборка изделия. Защитная и декоративная  отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей.

Чертеж изделия

§6,3

2.8

 

Спецификация составных  частей и материалов.  Правила чтения сборочных чертежей.

2

Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.

Чертеж изделия

§3,4,9

2.9

 

Современные технологические  машины и электрифицированные инструменты

2

Изготовление изделий  декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Электри

фицированные  инструменты

 

 

2.2 Описание рабочего  места

 

Для практической работы по изготовлению различных изделий ученикам требуется соответствующее оборудование и инструменты, а также место для их размещения и для непосредственной работы. С этой целью создается рабочая комната или мастерская.

Задача организации мастерской по-разному решается в школе. Ясно, что организация мастерских в школе требует различного подхода к выбору оборудования и инструментов и их размещению. Однако следует помнить, что оборудование и инструменты должны быть подобраны в соответствии с программой практических работ, выполняемых в мастерской. Необходимо, чтобы оборудование мастерской и инструменты соответствовали возрасту, силе и росту ученика, а также характеру работы и количеству одновременно работающих учеников.

 

Рис. 1 Столярный  верстак:

а- крышка; б- подверстачье; в- лоток; г- передний зажим; д-задний зажим; е- гнеда; ;- переставные клинья (гребенки);

В приобретении оборудования и инструментов следует по возможности соблюдать определенную планомерность: в первую очередь приобретают такие станки и инструменты, потребность в которых особенно велика. Общее количество приобретаемых инструментов одного наименования в значительной степени зависит от «специальности» учеников, которые будут работать в мастерской. Нельзя не учитывать «специальности» учеников и при изготовлении и комплектовании так называемых инструментальных готовален, используемых для оснащения рабочих мест в технических лабораториях и мастерских. В такие готовальни необходимо включить лишь наиболее ходовые инструменты. Трудно дать исчерпывающие сведения по выбору типов конструкций станочного оборудования, рабочих столов и верстаков, ограничимся лишь отдельными примерами.

Для работы по дереву в любой мастерской нужен столярный верстак (рис.1 ). Желательно, чтобы этот верстак имел приспособления для подъема крышек в зависимости от роста работающих. Верстаки должны быть оборудованы специальными распиловочными коробками, обеспечивающими точное отпиливание под различными углами.

Слесарные верстаки (рис. 2) выбираются такой высоты, чтобы губки смонтированных тисков были на уровне локтя работающего. В мастерских, где предусматривается установка нескольких тисков, последние целесообразно устанавливать на разной высоте, чтобы юные техники могли выбрать себе рабочее место по росту.

Слесарные верстаки должны быть оборудованы железными уголками «для сгибания жести я других работ, а также оградительными сетками.

При выборе рабочих столов необходимо учитывать характер и виды работ. На рисунке 3 приведен пример рабочего стола ученика. Он приспособлен для  «выполнения самых разнообразных работ и в первую очередь «для обработки древесины. Маленькие настольные тисочки, указанные справа, позволяют производить мелкие операции по металлу и пластмассам. Слева укреплена подставка для работы с лобзиком.

Рис. 2. Слесарный  верстак.

Рис. 3. Пример рабочего стола  ученика:

а- для измерительных  инструментов; б- для сверл, дрели  и коловоротов; в- для оправки  и других вспомогательных инструментов; г- для не оконченных деталей; д- для  неметаллических материалов; е- для  чертежей, эскизов и чертежных  принадлежностей; ж- для мелких напильников; з- для лобзика, ножовки и монтажных инструментов; и- для напильников; к- для не оконченных работ; л- для металлических материалов.

Ящики рабочего стола используются для хранения измерительных инструментов, мелких деревянных и металлических материалов и заготовок, наиболее ходовых инструментов (укладываемых обычно в специальных готовальнях) и деталей, работа над которыми еще не закончена.

Обычно рабочий стол предназначается  для работы одного-двух юных техников. Однако часто такие столы -делаются с большей рабочей площадью на 4—8—12 рабочих мест.

Рабочие столы и верстаки размещаются  так, чтобы затрата времени и  лишние движения при работе была минимальной, а расстояние между станками обеспечивало безопасную работу. По существующим нормам проходы между станками и рабочими столами должны быть шириной не менее 1,5 м.

При подборе станочного оборудования и электрифицированных инструментов следует обращать внимание на то, чтобы  все станки и инструменты были по возможности современных конструкций.

В мастерской желательно иметь сверлильный станок с электроприводом, небольшой токарный станок по металлу и токарный станок по дереву.

 

 

Рис. 4. Лампы для освещения  рабочего места.

Рис. 5. Настольная готовальня для инструментов.

Необходимы также электрическое  наждачное точило и другой электрифицированный инструмент; электродрели, электрорубанок, электролобзик, электропила, электровиброножницы и т. д. Для освещения рабочего места часто пользуются настольными лампами. При этом следует применять лампочку мощностью не более 40—60 вт. Лампа указанной мощности дает вполне достаточную освещенность рабочего места, если находится на расстоянии 0,5 — 0,75 м от освещаемой плоскости. Более мощные лампы утомляют глаз. Свет от лампы должен равномерно освещать рабочий стол и не светить «в глаза» работающему. Для этого настольная лампа снабжается специальными отражателями, внутренняя поверхность которых покрывается белой эмалью. Наиболее удобная арматура для освещения рабочего места приведена на рисунке 4.

Большое значение руководитель должен придавать размещению инструмента, материалов и изготовляемой конструкции на рабочем столе. Различные ручные инструменты помещаются на рабочих столах в специальных готовальнях. В зависимости от профиля кружка готовальни могут содержать самые разнообразные инструменты.

На рисунке 5 готовальни для мастерской общего типа. Готовальни для слесарных инструментов , наиболее часто  применяемые в мастерских, изображены на рисунках 7 и 8.

 

 

Рис. 7. Щит с набором  инструментов.

 

Рис. 8. Хранение резьбонарезного  инструмента

 

От организации рабочего места  во многом зависит труд ученика. При  правильно организованном месте ученик делает меньше лишних движений, меньше устает и, следовательно, более производительно работает.

Для хранения готовых изделий в  мастерской должны быть стеклянные шкафы и стеллажи.

Все оборудование необходимо правильно  и рационально расставить в помещении, это придаст всей мастерской или лаборатории уютный, красивый вид.

Особенно тщательно продумывается  система мер по технике безопасности. На всех станках в местах, установленных действующими правилами техники безопасности, должны быть ограждения.

В мастерской необходимо иметь защитные очки. Учеников перед началом работы необходимо познакомить с правилами по технике безопасности.

Для наибольшего удобства и безопасности все электрифицированные станки желательно оборудовать не рубильниками, а кнопочными пусковыми устройствами или пакетными переключателями.

На случай возможных ушибов, порезов, ожогов, засорения глаз и т. п. в  мастерской необходимо иметь аптечку с полным набором медикаментов, перевязочных материалов и инвентаря для оказания первой помощи.

Большое значение руководитель должен придавать оформлению мастерской или  лаборатории. На специальных стендах, фотомонтажах, на различных рисунках и плакатах необходимо показать содержание работы: характерные рабочие приемы, технологические процессы изготовления моделей и приборов, правила обращения с инструментами и приборами, различные справочные и познавательные таблицы и схемы, материалы по технике безопасности.

Особое внимание следует уделить  различного рода методическим щитам, например: «Как пользоваться измерительными приборами», «Как проверять детали», «Как сделать воздушный винт» [14, с. 18-25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методическая  подготовка учителя к уроку

 

В настоящее время общество выдвигает новые требования к  трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности. Это связано с тем фактом, что в современном информационно-компьютерном способе производства главенствующим становится умение осуществлять поиск оптимальных

Каждый урок представляет собой составную часть или  ступень в учебном процессе, поэтому ему присущи как специфические, так и общие элементы. Наиболее общими элементами являются: организация предстоящей деятельности, сообщение темы и задач урока, актуализация и проверка знаний, изложение нового материала, закрепление нового и изученного материала, инструктаж, самостоятельная работа и итоговая часть.

Урочная система позволяет  организовать четкость и порядок  в осуществлении трудового обучения и правильно нормировать учебный  труд и отдых учащихся. 

Основные требования к  организации и проведению уроков технологии 

1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить  цель и результаты проектируемой деятельности.

2. Учитывая материальную  базу кабинета, опыт учащихся  и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении. 

3. Учитывая цель урока  и специфику учебного материала,  учитель подбирает методы обучения. 

4. Проектируя этапы урока,  учитель распределяет время для  своевременного начала и окончания  урока, организации интеллектуальной  и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.

5. Каждый урок технологии  должен обладать развивающей  и воспитывающей функциями.

6. На каждом этапе урока  деятельность детей должна быть  оценена. С учетом выявленных  недостатков необходимо вовремя  организовать коррекцию ошибочных  движений и действий.

Эффективность проведения урока  технологии во многом зависит от его  подготовки. По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал. Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс. 

Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный  урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим  методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке древесины, по обработке  металла, по обработке различных  материалов, техническому моделированию  и т.д.)

Информация о работе Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол