Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
1.дать определение понятию метод обучения;
2.рассмотреть классификацию методов обучения;
3.изучить методы обучения применяемые на уроках технологии;
4.дать характеристику оборудованию и инструментам школьной мастерской;
5.разработать эскиз технологическую карту изготовления молотка отбивочного;
6.разработать урок по теме «Изготовление изделия из древесины – молоток отбивочный»;
7.сформулировать экономическое и экологическое обоснование выбора изделия из древесины – молотка отбивочного.

Содержание

Введение 5
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы …………….7
1.Понятие и классификация методов обучения……..……………....….7
2.Методы обучения на уроках технологии……………....……..…..…….9
Глава II. Методическая часть ………………………………………….……….17
2.1 Характеристика темы учебной программы ……………………………….17
2.2 Описание рабочего места …………………………………..………………21
2.3 Методическая подготовка учителя к уроку ……………………………….28
2.4 Методика проведения урока по теме ……………………………………..31
2.5 Критерии оценок ……………………………………………………………33
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ………………35
3.1Подбор оборудования ……………………………………………………….35
3.2. Операции по обработке древесины ……………………………………….41
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………...44
3.4 Технологическая карта ……………………………………………………..46
3.5 Затраты на изготовление изделия ………………………………………….50
Глава IV. Безопасность и экологичность ……………………………………51
4.1. Организация труда на рабочем месте ……………………………………..51
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности …………………………55
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………………..58
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия…………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..…..65
Библиография …………………………………………………………………….66

Работа состоит из  1 файл

Афоничкина диплом.docx

— 1.70 Мб (Скачать документ)

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие  преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы: требует  много времени, необходим запас  знаний.

Объяснение. Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма  изложения. К объяснению чаще всего  прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении  химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует  точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного  раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования  сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.

Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения [10, с. 181-183].

Словесные методы занимают ведущее  место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. В настоящее время нередко  называют их устаревшими, «неактивными». В процессе преподавания технологии технического труда словесные методы используются редко, т.к. преобладание практических занятий над теоретическим материалом делают их малоэффективными.

 

 

 

 

 

1.2.2. Наглядные методы  обучения

 

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в  существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно  можно подразделить на 2 большие  группы: метод иллюстраций и метод  демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности  на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов  обучения необходимо соблюдать ряд  условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [3, с. 76].

Особенностью наглядных методов  обучения является то, что они обязательно  предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности  вытекает из того, что «диалектический  путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики» [1, с. 102].

Существуют разнообразные формы  связи слова и наглядности. А  дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости  от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Использование наглядных методов  обучения на уроках технологии сужается минимальным использованием словесных  методов обучения.

 

1.2.3. Практические методы  обучения

 

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру  подразделяются на устные, письменные и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают  умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности  учащихся при выполнении упражнении выделяют: упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения; упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени  на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки  умений в их применении. Использование  их способствует развитию логического  мышления, культуры письменной речи, самостоятельности  в работе. Письменные упражнения могут  сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся  работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов  и т. д.

Графические упражнения выполняются  обычно одновременно с письменными. Их применение помогает учащимся лучше  воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся  практические работы учащихся, имеющие  производственно — трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в  трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно - поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы. Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких - либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в  иллюстративном или исследовательском  плане.

Разновидностью исследовательских  лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. Учитель составляет инструкцию, а  ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.

Особый вид практических методов  обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами - тренажерами  и репетиторами [10, с. 154-162].

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то, что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей - практиков, ученых - методистов и применяется на уроках технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методическая часть

 

2.1 Характеристика  темы учебной программы

 

Выбранная тема «Изготовление  изделия из древесины» изучается  мальчиками в 7 классе общеобразовательной  школы. Предпочтительнее изучение данной темы начать во второй четверти учебного года.

Свою нагрузку на новый  учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего. Следовательно, у него есть время и возможность спланировать свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Планирование своей работы и будущей деятельности учеников - это основа научной организации процесса обучения. Зная объем учебной нагрузки учащихся и имея учебную программу, можно составить календарно- тематическое планирование. Единой, строго обязательной формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него. Однако существует ряд моментов, которые в календарном плане должны присутствовать обязательно:

  • учебная программа для конкретного класса распределяется по урокам. Необходимо учитывать четкую логическую последовательность и  взаимосвязь уроков, то есть должна быть целостная система.
  • из программы определяют круг теоретических сведений, с которыми преподаватель планирует ознакомить учащихся.
  • наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий учащихся в процессе упражнений и самостоятельной работы. Центральным моментом здесь является выбор объекта труда - конкретного изделия, запланированного к изготовлению учащимися на данном занятии.

Составленный календарно-тематический план не исключает систематической  работы по его улучшению и совершенствованию.

 

 

Таблица 4.

Выписка из тематического  плана примерной программы по дисциплине «Технология. Технический  труд» 7 класс

№ п\п

Разделы и темы

Кол-во часов

1.

Создание  изделий из конструкционных и  поделочных материалов

40 (36+4)

1.1

Технологии  создания изделий из древесных и  поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

18 (16+2)

1.2

Технологии  создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической  документации.

18 (16+2)

1.3

Машины и  механизмы.

4

2.

Электротехнические  работы.

8 (7+1)

3.

Технологии  ведения дома.

6 (4+2)

4.

Творческая, проектная деятельность

16

 

Итого

70


 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Выписка из календарно-тематического  планирования по дисциплине «Технология. Технический труд» 7 класс

№ п/п 

дата

Содержание занятия

Кол.час.

Практические  работы

Инструменты и  оборудование

Д.З.

1

2

3

4

5

6

7

II

 

Технология  изготовления изделий с использованием сложных соединений

18

     

2.1

 

Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины.

2

Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.

Стенд: «Породы древесины»

§1

2.2

 

Зависимость области применения  древесины от ее свойств. Правила  сушки и хранения древесины

2

Изготовление деталей  изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин.

Ручные столярные инструменты

§1

2.3

 

Профессии, связанные с  созданием изделий из древесины  и древесных материалов. Оценка затрат на изготовление продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг.

2

   

§12

2.4

 

Традиционные виды декоративно-прикладного  творчества и народных промыслов России. Влияние технологий обработки материалов и возможных последствий нарушения технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.

2

   

§13,14,15

Информация о работе Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол