Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:25, дипломная работа
цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
1.дать определение понятию метод обучения;
2.рассмотреть классификацию методов обучения;
3.изучить методы обучения применяемые на уроках технологии;
4.дать характеристику оборудованию и инструментам школьной мастерской;
5.разработать эскиз технологическую карту изготовления молотка отбивочного;
6.разработать урок по теме «Изготовление изделия из древесины – молоток отбивочный»;
7.сформулировать экономическое и экологическое обоснование выбора изделия из древесины – молотка отбивочного.
Введение 5
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы …………….7
1.Понятие и классификация методов обучения……..……………....….7
2.Методы обучения на уроках технологии……………....……..…..…….9
Глава II. Методическая часть ………………………………………….……….17
2.1 Характеристика темы учебной программы ……………………………….17
2.2 Описание рабочего места …………………………………..………………21
2.3 Методическая подготовка учителя к уроку ……………………………….28
2.4 Методика проведения урока по теме ……………………………………..31
2.5 Критерии оценок ……………………………………………………………33
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ………………35
3.1Подбор оборудования ……………………………………………………….35
3.2. Операции по обработке древесины ……………………………………….41
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………...44
3.4 Технологическая карта ……………………………………………………..46
3.5 Затраты на изготовление изделия ………………………………………….50
Глава IV. Безопасность и экологичность ……………………………………51
4.1. Организация труда на рабочем месте ……………………………………..51
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности …………………………55
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………………..58
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия…………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..…..65
Библиография …………………………………………………………………….66
Продолжение таблицы 3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5
|
Закрепить заготовку на токарном станке и установить подручник |
|
Киянка, гаечный ключ | |
6 |
Обточить заготовку до 57 мм по всей длине (черновое точение) |
|
Токарный станок, Полукруглая стамеска, линейка, штангенциркуль | |
7 |
Разметить заготовку по длине. |
|
Токарный станок, линейка, карандаш | |
8 |
Обточить заготовку по чертежу |
|
Токарный станок, Полукруглая и косая стамески, линейка, штангенциркуль | |
9 |
Отшлифовать поверхность заготовки |
|
Токарный станок, шлифовальная шкурка | |
10 |
Снять заготовку и отпилить припуски |
|
Токарный станок, гаечный ключ, ножовка, стусло | |
11 |
Просверлить отверстие посередине молотка |
|
Центровое сверло, сверлильный станок |
Продолжение таблицы 3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
Нанести с одного торца насечку |
|
Напильник треугольник, верстак | |
2 |
13 |
Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку (40 40 340 мм) и отпилить ее по длине |
|
Верстак, линейка, карандаш, угольник, ножовка, стусло |
14 |
Разметить центры на торцах заготовки и высверлить отверстия 8 мм на глубину 8 мм |
|
Верстак, линейка, карандаш, шило, сверло, коловорот | |
15 |
Сострогать ребра |
|
Верстак, рубанок, шаблон | |
16 |
Сделать пропил на торце заготовки для трезубца |
|
Верстак, ножовка | |
17 |
Закрепить заготовку на токарном станке и установить подручник |
|
Киянка, гаечный ключ | |
18 |
Обточить заготовку до 57 мм по всей длине (черновое точение) |
|
Токарный станок, Полукруглая стамеска, линейка, штангенциркуль |
Продолжение таблицы 3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
19 |
Разметить заготовку по длине. |
|
Токарный станок, линейка, карандаш | |
|
20 |
Обточить заготовку согласно чертежу |
|
Токарный станок, Полукруглая и косая стамески, линейка, штангенциркуль |
21 |
Обточить шейку на рукоятке согласно чертежу. Закруглить конец, подрезать торец. |
|
Токарный станок, косая стамеска, овальная стамеска, линейка | |
22 |
Отшлифовать поверхность заготовки |
|
Токарный станок, шлифовальная шкурка | |
23 |
Снять заготовку и отпилить припуски |
|
Токарный станок, гаечный ключ, ножовка, стусло | |
24 |
Отшлифовать торцы |
|
Верстак, шлифовальная колодка | |
25 |
Соединить детали на клею |
|
Клей, кисть | |
26 |
Покрыть ручку тремя слоями лака |
Масляный лак, кисть |
3.5 Затраты на изготовление изделия
Для изготовления изделия на понадобится:
Брусок дубовый 60х60х200 : 50 руб
Брусок березовый 35х35х340: 35 руб
Клей с повышенной влагостойкостью для дерева ARTELIT WB – 340 5 кг-167.5 руб, для нашего изделия нам нужно 10 гр= 33 коп
Лак ПФ – 171 =61 руб, нам надо 20 гр.= 12,2 руб
Масло для пропитки 20 гр. = 12 руб
При изготовлении молотка мы использовали токарный станок 2 часа. Мощность станка 1,70 кВт. Стоимость 1 кВт= 14руб. Стоимость затрат составит :
С = 1,7х2х14=47.6
Время работы на сверлильном станке 20 мин.=0,3 ч, мощность сверлильного станка = 1,1 кВт
С= 0,3х14х1.1=4,62 руб
Итого общие затраты составили:
Собщ. = 50+35+0,33+12,2+12+47,6+4,62=
Идентичное изделие в магазине стоит 300 руб
Прибыль составит П=300-161,42=138,58., что указывает положительный экономический эффект.
Глава IV. Безопасность и экологичность
4.1 Организация труда на рабочем месте
Под рабочим (учебным) местом понимается определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-производственных заданий. К элементам учебного места относятся:
Рабочее место необходимо организовать таким образом, чтобы были обеспечены условия для прохождения всех тем программы производственного обучения. На первом году обучения можно пользоваться оборудованием, не являющимся современным в полном смысле слова, однако вполне исправным и годным для обучения выполнению основных работ. Ясно, что на изношенном станке нельзя научить точным работам, на старых неправильно установленных тисках усвоить правильные приемы работы, на плохо организованном рабочем месте изучить передовые методы труда.
Организация рабочих мест должна способствовать снижению утомляемости учащихся, исключать бесцельное расходование их сил, так как проведение упражнений в то время, когда учащиеся утомлены, сильно замедляет формирование навыков. На каждом рабочем месте должны быть обеспечены безопасные условия труда, сохранность оборудования.
Учащихся надо учить соблюдению основных требований к организации рабочих мест:
От размещения на рабочем месте заготовок, инструментов, приспособлений, обработанных деталей зависит создание удобных, высокопроизводительных и безопасных условий для работы учащихся. При этом необходимо учитывать зоны досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Они позволяют определить, на каком расстоянии от учащегося должны быть размещены предметы, которыми он пользуется в процессе работы (оргоснастка, материалы, заготовки, инструменты и пр.). Наиболее удобная оптимальная (нормальная) зона досягаемости определяется полудугой с радиусом примерно около 350 мм для каждой руки. Максимальная зона — 550 мм без наклона корпуса и 650 мм с наклоном не более чем на 30° для учащегося среднего роста. Расположение предметов дальше указанных пределов повлечет за собой ненужные движения, большие наклоны корпуса, что вызовет дополнительные затраты рабочего времени, увеличит утомляемость учащегося и снизит производительность труда.
При организации
рабочих мест и расстановке вспомогательно-
При размещении на рабочем месте инструментов, приспособлений важно учитывать также углы зрения: мгновенного видения, эффективной видимости и обзора (рис. 8). Поворот головы расширяет зону обзора, размер допустимого поворота 45° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной,
Предметы оснащения рабочего места подразделяются на постоянные, которые всегда должны находиться на нем, и временные, используемые только для выполнения определенной работы (материалы, заготовки, специальные инструменты и приспособления и др.); временные предметы, когда они становятся ненужными, следует убирать. К оснащению рабочего места учащегося относятся также различного рода тумбочки, этажерки, планшетки и др.
Каждое рабочее место должно быть хорошо освещено, нельзя допускать, чтобы свет падал в глаза учащемуся. Свет должен быть по возможности рассеянным, не давать резких теней и бликов. Лучше всего пользоваться индивидуальным освещением (лампы с подвижным гибким кронштейном).
Рабочие некоторых профессий большую часть работы выполняют стоя. Специалисты утверждают, что пользование сиденьями (когда это возможно по характеру работы) в большинстве случаев повышает производительность труда на 10—-15%. Поэтому полезно к верстакам пристраивать сиденья, которые учащиеся могут использовать во время объяснений мастера, для отдыха в перерывы.
Многолетний опыт обучения свидетельствует, что правильная организация рабочих мест учащихся способствует повышению производительности и культуры их труда, соблюдению техники безопасности. При надлежащем порядке на рабочем месте экономится мышечная энергия учащихся, лучше сохраняется оборудование.
Научная организация труда на рабочем месте предполагает прежде всего рациональный трудовой процесс, снижение утомляемости учащихся, устранение лишних и неудобных движений, что обеспечивает высокую производительность труда и качество работы.
Организация рабочего места должна также отвечать современным эстетическим требованиям.
4.2 Обеспечение безопасности жизнедеятельности