Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
1.дать определение понятию метод обучения;
2.рассмотреть классификацию методов обучения;
3.изучить методы обучения применяемые на уроках технологии;
4.дать характеристику оборудованию и инструментам школьной мастерской;
5.разработать эскиз технологическую карту изготовления молотка отбивочного;
6.разработать урок по теме «Изготовление изделия из древесины – молоток отбивочный»;
7.сформулировать экономическое и экологическое обоснование выбора изделия из древесины – молотка отбивочного.

Содержание

Введение 5
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы …………….7
1.Понятие и классификация методов обучения……..……………....….7
2.Методы обучения на уроках технологии……………....……..…..…….9
Глава II. Методическая часть ………………………………………….……….17
2.1 Характеристика темы учебной программы ……………………………….17
2.2 Описание рабочего места …………………………………..………………21
2.3 Методическая подготовка учителя к уроку ……………………………….28
2.4 Методика проведения урока по теме ……………………………………..31
2.5 Критерии оценок ……………………………………………………………33
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ………………35
3.1Подбор оборудования ……………………………………………………….35
3.2. Операции по обработке древесины ……………………………………….41
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………...44
3.4 Технологическая карта ……………………………………………………..46
3.5 Затраты на изготовление изделия ………………………………………….50
Глава IV. Безопасность и экологичность ……………………………………51
4.1. Организация труда на рабочем месте ……………………………………..51
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности …………………………55
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………………..58
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия…………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..…..65
Библиография …………………………………………………………………….66

Работа состоит из  1 файл

Афоничкина диплом.docx

— 1.70 Мб (Скачать документ)

 

Продолжение таблицы 3.

1

2

3

4

5

 

5

 

Закрепить заготовку на токарном станке и установить подручник

 

Киянка, гаечный ключ

 

6

Обточить заготовку  до 57 мм по всей длине   (черновое  точение)

                               

Токарный станок,

Полукруглая стамеска, линейка,

штангенциркуль

7

Разметить заготовку по длине.

  

 

Токарный станок, линейка, карандаш

8

Обточить  заготовку  по чертежу

          

Токарный станок,

Полукруглая и косая

стамески, линейка,

штангенциркуль

9

Отшлифовать поверхность заготовки

                                                             

Токарный станок, шлифовальная шкурка

10

Снять заготовку  и отпилить припуски

                 

Токарный 

станок, гаечный

ключ, ножовка,

стусло

11

Просверлить отверстие посередине молотка

Центровое сверло, сверлильный станок


 

Продолжение таблицы 3.

1

2

3

4

5

 

12

Нанести с одного торца насечку

Напильник треугольник, верстак

 

2

 

13

Выбрать заготовку  с учетом припусков на обработку  (40 40 340 мм) и отпилить ее по длине

                                                       

Верстак, линейка,

карандаш,

угольник,

ножовка, стусло

 

14

Разметить центры на торцах заготовки и высверлить отверстия 8 мм на глубину 8 мм

 

 

 

Верстак, линейка,

карандаш, шило,

сверло, коловорот

 

15

Сострогать ребра

 

Верстак, рубанок, шаблон

 

16

Сделать пропил на торце заготовки для трезубца

 

 

 

Верстак, ножовка

 

17

Закрепить заготовку на токарном станке и установить подручник

 

Киянка, гаечный ключ

 

18

Обточить заготовку  до 57 мм по всей длине   (черновое  точение)

                          

Токарный станок,

Полукруглая стамеска, линейка,

штангенциркуль


 

 

 

Продолжение таблицы 3.

1

2

3

4

5

 

19

Разметить заготовку по длине.

              

Токарный станок, линейка, карандаш

 

20

Обточить  заготовку  согласно чертежу

          

Токарный станок,

Полукруглая и косая стамески,

линейка, штангенциркуль

 

21

Обточить шейку  на рукоятке согласно чертежу. Закруглить конец, подрезать торец.

  

Токарный

станок,

косая стамеска, овальная стамеска,

линейка

 

22

Отшлифовать поверхность заготовки

                                                        

Токарный станок, шлифовальная шкурка

 

23

Снять заготовку  и отпилить припуски

                 

Токарный  станок, гаечный ключ, ножовка, стусло

 

24

Отшлифовать торцы

Верстак, шлифовальная колодка

 

25

Соединить детали на клею

Клей, кисть

 

26

Покрыть ручку тремя слоями лака

 

Масляный лак, кисть


 

3.5 Затраты на  изготовление изделия

 

Для изготовления изделия  на понадобится:

Брусок дубовый 60х60х200 : 50 руб

Брусок березовый 35х35х340: 35 руб

Клей с повышенной влагостойкостью  для дерева ARTELIT WB – 340 5 кг-167.5 руб, для нашего изделия нам нужно 10 гр= 33 коп

Лак ПФ – 171 =61 руб, нам надо 20 гр.= 12,2 руб

Масло для пропитки 20 гр. = 12 руб

При изготовлении молотка  мы использовали токарный станок 2 часа. Мощность станка 1,70 кВт. Стоимость 1 кВт= 14руб. Стоимость затрат составит :

С = 1,7х2х14=47.6

Время работы на сверлильном  станке 20 мин.=0,3 ч, мощность сверлильного станка = 1,1 кВт

С= 0,3х14х1.1=4,62 руб

Итого общие затраты составили:

Собщ. = 50+35+0,33+12,2+12+47,6+4,62=161,42 руб.

Идентичное  изделие в  магазине стоит 300 руб

Прибыль составит П=300-161,42=138,58., что указывает положительный  экономический эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Безопасность и экологичность

 

4.1 Организация  труда на рабочем месте

 

Под рабочим (учебным) местом понимается определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-производственных заданий. К элементам учебного места относятся:

  • площадь, необходимая для нормальной работы и ограниченная расположением используемых средств труда;
  • оборудование, механизмы и приспособления, на которых производится работа;
  • устройства для расположения и хранения материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов (стеллажи, подставки, тара и т. п.);
  • устройства для расположения и хранения инструментов, приспособлений и технической документации (различные полки, рамки и пр.);
  • подъемно-транспортные средства, закрепленные за данным рабочим местом (тали, тележки и т. п.);
  • устройства, обеспечивающие нормальную трудовую обстановку и безопасные условия труда (местное освещение, вентиляция и охлаждающие устройства, различного рода ограждения, предусмотренные техникой безопасности);
  • место для самого учащегося или бригады и приспособления для удобной работы (подставки для ног, стулья).

Рабочее место  необходимо организовать таким образом, чтобы были обеспечены условия для прохождения всех тем программы производственного обучения. На первом году обучения можно пользоваться оборудованием, не являющимся современным в полном смысле слова, однако вполне исправным и годным для обучения выполнению основных работ. Ясно, что на изношенном станке нельзя научить точным работам, на старых неправильно установленных тисках усвоить правильные приемы работы, на плохо организованном рабочем месте изучить передовые методы труда.

Организация рабочих  мест должна способствовать снижению утомляемости учащихся, исключать бесцельное расходование их сил, так как проведение упражнений в то время, когда учащиеся утомлены, сильно замедляет формирование навыков. На каждом рабочем месте должны быть обеспечены безопасные условия труда, сохранность оборудования.

Учащихся надо учить соблюдению основных требований к организации рабочих мест:

  • все необходимое для работы должно находиться под рукой, так чтобы можно было сразу найти нужный предмет;
  • инструменты, приспособления и материалы располагают так, чтобы их можно было брать соответствующей рукой: что берут правой рукой — справа, левой — слева; наиболее часто употребляемые во время работы инструменты размещают поближе;
  • все используемые предметы рекомендуется располагать примерно на уровне пояса;
  • не следует класть один предмет на другой или на отделанную поверхность обрабатываемого изделия;
  • документацию (чертежи, технологические или инструкционные карты, наряды и др.) надо держать в удобном для пользования и защищенном от загрязнения месте;
  • заготовки и готовые детали следует хранить так, чтобы они не загромождали проходы и не приходилось часто нагибаться или принимать неудобное положение, когда надо брать или укладывать их;
  • легкие предметы рекомендуется класть выше тяжелых.

От размещения на рабочем месте заготовок, инструментов, приспособлений, обработанных деталей зависит создание удобных, высокопроизводительных и безопасных условий для работы учащихся. При этом необходимо учитывать зоны досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Они позволяют определить, на каком расстоянии от учащегося должны быть размещены предметы, которыми он пользуется в процессе работы (оргоснастка, материалы, заготовки, инструменты и пр.). Наиболее удобная оптимальная (нормальная) зона досягаемости определяется полудугой с радиусом примерно около 350 мм для каждой руки. Максимальная зона — 550 мм без наклона корпуса и 650 мм с наклоном не более чем на 30° для учащегося среднего роста. Расположение предметов дальше указанных пределов повлечет за собой ненужные движения, большие наклоны корпуса, что вызовет дополнительные затраты рабочего времени, увеличит утомляемость учащегося и снизит производительность труда.

При организации  рабочих мест и расстановке вспомогательно-оборудования необходимо исходить из того, чтобы учащиеся выполняли наиболее простые движения. По возможности должны быть устранены движения, требующие участия корпуса; для этого все предметы и в первую очередь заготовки следует разместить так, чтобы учащийся брал их не наклоняясь.

При размещении на рабочем месте инструментов, приспособлений важно учитывать также углы зрения: мгновенного видения, эффективной видимости и обзора (рис. 8). Поворот головы расширяет зону обзора, размер допустимого поворота 45° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной,

Предметы оснащения  рабочего места подразделяются на постоянные, которые всегда должны находиться на нем, и временные, используемые только для выполнения определенной работы (материалы, заготовки, специальные инструменты и приспособления и др.); временные предметы, когда они становятся ненужными, следует убирать. К оснащению рабочего места учащегося относятся также различного рода тумбочки, этажерки, планшетки и др.

Каждое рабочее  место должно быть хорошо освещено, нельзя допускать, чтобы свет падал в глаза учащемуся. Свет должен быть по возможности рассеянным, не давать резких теней и бликов. Лучше всего пользоваться индивидуальным освещением (лампы с подвижным гибким кронштейном).

Рабочие некоторых профессий  большую часть работы выполняют стоя. Специалисты утверждают, что пользование сиденьями (когда это возможно по характеру работы) в большинстве случаев повышает производительность труда на 10—-15%. Поэтому полезно к верстакам пристраивать сиденья, которые учащиеся могут использовать во время объяснений мастера, для отдыха в перерывы.

Многолетний опыт обучения свидетельствует, что правильная организация рабочих мест учащихся способствует повышению производительности и культуры их труда, соблюдению техники безопасности. При надлежащем порядке на рабочем месте экономится мышечная энергия учащихся, лучше сохраняется оборудование.

Научная организация  труда на рабочем месте предполагает прежде всего рациональный трудовой процесс, снижение утомляемости учащихся, устранение лишних и неудобных движений, что обеспечивает высокую производительность труда и качество работы.

Организация рабочего места должна также отвечать современным эстетическим требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Обеспечение безопасности жизнедеятельности

 

  1. Оборудование и механизмы учебных мастерских должны иметь только индивидуальные приводы.
  2. Оборудование надлежит окрашивать в светлые тона одного цвета (зеленый), места, подлежащие ограждению, - в красный цвет, резко выделяющийся при снятии ограждений.
  3. Исправность и состояние оборудования и его ограждений должны проверяться до начала работы учителем труда. Работа на неисправном оборудовании запрещается.
  4. Пусковые приспособления должны обеспечивать быстроту и плавность включения с рабочего места и должны быть лишены возможности самопроизвольного включения.
  5. Наличие нескольких мест пуска запрещается.
  6. Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник (кнопка «СТОП») отключения всего оборудования учебной мастерской.
  7. Кнопки включения любого оборудования должны быть углублены на 3 – 5 мм, а кнопки выключения выступать над панелью не менее чем на 3 мм и иметь хорошо видимую надпись «СТОП». Цвет кнопок выключения – красный.
  8. Пусковое педальное устройство, где оно есть, должно иметь ограждение, исключающее возможность случайного включения (от падения предмета на педаль, неожиданного нажатия и т.п.).
  9. Уборка стружек, обрезков, пыли и грязи с оборудования производится только с помощью крючков, щеток-сметок и т.п. при выключенном оборудовании. Без применения указанных приспособлений уборка запрещается.
  10. Применение сжатого воздуха для сдувания опилок и стружек не допускается.

Информация о работе Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол