Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

цель нашей работы: рассмотреть эффективные пути реализации методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного молотка отбивочного.
Для достижения цели дипломной работы определим задачи:
1.дать определение понятию метод обучения;
2.рассмотреть классификацию методов обучения;
3.изучить методы обучения применяемые на уроках технологии;
4.дать характеристику оборудованию и инструментам школьной мастерской;
5.разработать эскиз технологическую карту изготовления молотка отбивочного;
6.разработать урок по теме «Изготовление изделия из древесины – молоток отбивочный»;
7.сформулировать экономическое и экологическое обоснование выбора изделия из древесины – молотка отбивочного.

Содержание

Введение 5
Глава I. Методическое обоснование темы дипломной работы …………….7
1.Понятие и классификация методов обучения……..……………....….7
2.Методы обучения на уроках технологии……………....……..…..…….9
Глава II. Методическая часть ………………………………………….……….17
2.1 Характеристика темы учебной программы ……………………………….17
2.2 Описание рабочего места …………………………………..………………21
2.3 Методическая подготовка учителя к уроку ……………………………….28
2.4 Методика проведения урока по теме ……………………………………..31
2.5 Критерии оценок ……………………………………………………………33
Глава III. Технологический процесс изготовления изделия ………………35
3.1Подбор оборудования ……………………………………………………….35
3.2. Операции по обработке древесины ……………………………………….41
3.3. Разработка эскиза « Молоток отбивочный» ……………………………...44
3.4 Технологическая карта ……………………………………………………..46
3.5 Затраты на изготовление изделия ………………………………………….50
Глава IV. Безопасность и экологичность ……………………………………51
4.1. Организация труда на рабочем месте ……………………………………..51
4.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности …………………………55
4.3 Пожарная безопасность……………………………………………………..58
4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия…………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..…..65
Библиография …………………………………………………………………….66

Работа состоит из  1 файл

Афоничкина диплом.docx

— 1.70 Мб (Скачать документ)

Требования  безопасности к оборудованию:

- Надежность закрепления;

- Ограждение ременных, цепных, фрикционных, зубчатых и других передач;

- Ограждение вращающихся и движущихся деталей оборудования и изделий;

- Наличие защиты работающих от отлетающей стружки при обработке хрупких металлов на станке;

- Окраска мест ограждения сигнальными цветами;

- Наличие аспирационных отсосов для оборудования, во время работы которого выделяется пыль и вредные газы.

Рабочее место

Рабочее место учащегося  должно быть организовано так, чтобы  предупредить всякую возможность несчастного  случая.

Каждое рабочее место  должно быть оборудовано сиденьями (приставными, выдвижными или откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы.

Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или  стеллажами для хранения инструмента, защитных очков, чертежей и т.п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы  рабочей площади стеллажа.

Требования  безопасности к рабочему месту:

- Соблюдение установленных промежутков между верстаками и рядами верстаков;

- Наличие щитов для защиты от отлетающих осколков (высота не менее 1 м, размер ячейки не более 3×3 мм) или съемных защитных устройств на одноместных верстаках, кроме резиновых;

- Надежность крепления тисков;

- Исправность ручного инструмента (отсутствие заусениц, выбоин, трещин на ручках, наличие металлических стяжных колец на рукоятках напильников, стамесок, долот и т.п.);

- Наличие и использование спецодежды и средств защиты лица и глаз.

Соблюдение норм переноски  тяжестей (недопустимо привлечение  к работам по переноске тяжестей учащихся моложе 15-ти лет).

При выполнении работ, связанных  с переносом и передвижением  тяжестей, должны соблюдаться следующие  нормы:

 

Возраст

Максимальный  вес груза

юноши

девушки

14 лет

не более 6 кг

не более 6 кг

15 лет

не более 8,2 кг

не более 6,8 кг

16 лет

не более 12 кг

не более 8,0 кг

17 лет

не более 16,4 кг

не более 9,0 кг


При этом длительность такой  работы не должна превышать 1/3 рабочего времени подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Пожарная безопасность

 

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

Расположение  и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным типовым правилам:

- Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.

- Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

- Использованный  обтирочный материал, стружки, мусор должны убираться после каждого занятия.

- В столярной мастерской не должно быть более однодневного запаса материалов.

-Хранение легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов (бензина, керосина, спирта, лака, масла и т. д.) должно производиться в специальных помещениях, местах и  устройствах,  согласованных с пожарной инспекцией.

Запас этих материалов на рабочем  месте не должен превышать потребности рабочего дня; при этом оставлять указанные материалы в мастерских после работы запрещается.

Выдача и  наполнение соответствующей  посуды, приборов и т. п. легковоспламеняющимся и огнеопасным материалом должны производиться вне мастерской, в специально отведенном, приспособленном для этой цели месте, безопасном в пожарном отношении, с применением специальных приспособлений (насосов, сеток и др.).

- В столярной мастерской и на складе, где хранятся воспламеняющиеся материалы и готовые изделия, электрические светильники должны быть заключены в стеклянные колпаки.

- Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.

Инструктирование  учащихся по технике безопасности:

- Все мастера, инструкторы и учителя трудового обучения должны знать правила, положения и инструкции по технике безопасности и промышленной санитарии применительно к области техники и труда, которым обучаются учащиеся как в учебных мастерских, так и на предприятиях. К трудовому обучению учащихся может быть допущен только тот административно-педагогический персонал, который прошел проверку знаний по технике безопасности квалификационной комиссией отдела народного образования.

- На учащихся, проходящих трудовые политехнические практикумы на предприятиях, распространяется тот же порядок прохождения инструктажа по технике безопасности, который установлен для рабочих предприятий. Всю 
ответственность за своевременный и полный инструктаж учащихся на рабочих местах несет администрация предприятий.

- Поручая какую-либо работу учащемуся, мастер, инструктор, учитель, помимо ознакомления учащегося с технологией процесса, устройством машин, станка и другими условиями работы, обязан проинструктировать о мерах безопасности при данной работе, рассказать о назначении предохраняющих устройств оборудования, безопасных методах работы, подготовке и уборке рабочего места, правилах личной гигиены. Эти знания периодически проверяются, закрепляются.

- Ни один учащийся не может быть допущен к практической работе, а также к самостоятельной работе и обслуживанию любого оборудования без соответствующего обучения работе на станке, должной проверки знаний техники безопасности в пределах учебной программы, правил и инструкций по технике безопасности, относящихся к его специальности.

Проведение инструктажа по технике  безопасности должно быть соответственно оформлено в журнале инструктажа по технике безопасности.

- На производственных участках, в учебных мастерских должны быть вывешены соответствующие плакаты по технике безопасности, предупредительные надписи и инструкции по технике безопасности.

- Каждый несчастный случай, происшедший в учебно-производственных мастерских или в процессе трудового обучения на предприятиях, должен быть расследован и зарегистрирован согласно: Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 20 мая 1966 г. с изменениями от 24 февраля 1975 г. (п.4) и стать предметом обсуждении соответствующих педагогических и школьных собраний.

- Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены, и приняты меры к предупреждению подобных случаев в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4 Санитарно-гигиенические мероприятия

 

Проблема соответствия учебно-материальной базы трудового обучения оптимальным гигиеническим условиям для работы подростков весьма актуальна. Многочисленными исследованиями ученых установлена прямая зависимость физического развития школьников от правильной организации трудового обучения. Оно оказывает положительное влияние на все стороны формирования растущего организма: совершенствуется координация движений, Укрепляется костная система, развиваются мышцы, улучшается обмен веществ вследствие большей эффективности работы дыхательной и сердечнососудистой систем.

Обратите внимание на выражение «правильная организация», относя его в данном случае к соблюдению гигиенических норм.

Оптимальные гигиенические  условия для работы учащихся определяют:

  1. состояние воздушно-газовой среды мастерских;
  2. освещенность рабочей зоны и всего помещения;
  3. уровень производственного шума;
  4. режим работы во время занятий;
  5. эргономические факторы при организации работы в мастерских;
  6. учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Учет всех этих факторов призван сформировать такие  условия работы, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению и другим негативным физиологическим воздействиям.

Учитель технологии должен сознавать, что при одном  и том же возрасте индивидуальное развитие учащихся может значительно различаться. В том числе и вследствие перенесенных ранее заболеваний, травм и т. п. Все эти сведения обычно содержатся в медицинских картах школьников, и ознакомление с ними — прямая обязанность школьного учителя. Тогда не будет ошибок в дозировании нагрузок, можно учесть индивидуальные особенности зрения и т.д.

Необходимо  сделать оговорку, что по всем выделенным выше вопросам имеются четко установленные нормативы — санитарные правила СП 2.4.2. 782—99, — соблюдение которых обязательно. В противном случае молодому развивающемуся организму может быть нанесен непоправимый урон, тем более чреватый, что он не сразу заметен, т.е. проявляется не внезапно, а характеризуется накапливающейся степенью повреждений.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16—18 °С, влажность 40 — 60 %, а воздухообмен обеспечивать 20 м3/ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250, а местная вытяжка от клееварки должна обеспечивать воздухообмен 350 м3/ч.

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для школьных мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью — по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы школьников. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах школьные учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающих дисковых пил, отрезных фрез и т. п. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Здесь не может быть единых требований — все зависит от возраста обучаемых, темы изучаемого раздела программы и даже от места, которое урок технологии занимает в школьном расписании. Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых связана с такими критериями, как физическая нагрузка на учащихся (рубка металла или строгание древесины требуют больших усилий, чем разметка) или однообразие работы. Если занятия по технологии характеризуются сменой операций, то полезное время работы не уменьшается. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем учитель технологии в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.

Эргономика — наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания таких условий труда, которые делают труд высокопроизводительным и в то же время обеспечивают работающему необходимые удобства, сохраняя его силы, здоровье и работоспособность. Эргономические факторы при организации работы в мастерских выражаются прежде всего соответствием школьного оборудования росту учащихся . Очень важно ознакомить школьников с необходимостью и приемами регулировки оборудования (например, высоты тисков, подножных решеток и т.п.), чтобы позы при работе стоя и сидя были правильными. Учитель должен знать, что антропометрические измерения позволили выработать четкие размеры столов и сидений к ним . По странному положению Дел, это обстоятельство более учитывается в начальных классах. Его ни в коем случае нельзя игнорировать и в V—VII классах, где акселерация проявляется еще более резко.

Эргономические факторы позволяют  учитывать многие стороны организации трудового обучения школьников, в том числе:

  • разработку рациональных рабочих поз в зависимости от характера трудового процесса и величины рабочего усилия;
  • подбор и усовершенствование рабочей мебели с учетом антропометрических данных человека;
  • исключение из трудового процесса статических напряжений;

рациональное  размещение инструментов на рабочем  месте и др.

Существуют  предельно четко разработанные  эргономические рекомендации, апробированные и выверенные, которыми учители технологии следует руководствоваться в своей работе .

Учет психофизиологического воздействия  цветовой гаммы, окружающей школьников во время занятий технологией, — важнейшее условие создания ощущения психологического комфорта.

Информация о работе Реализация методов обучения на уроках технологии по разделу «Обработка древесины на токарном станке» при изготовлении декоративного мол