Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.

Содержание

Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.rtf

— 2.23 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: "Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи"

 

 

 

Оглавление

 

Введение

1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи

1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста

2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении

2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи

2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе

2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.

Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.

Важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях компенсирующего типа занимают музыкальные занятия. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения наряду с задачами музыкально-эстетического развития детей, решаются коррекционно-развивающие задачи.

Содержание, организация, методика проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи, определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой, - природой и характером нарушений в развитии ребенка. Музыкальные занятия в логопедических группах направлены на решение следующих задач:

приобщение детей к основам музыкальной культуры, способствующее их общеэстетическому развитию;

развитие музыкальных способностей детей;

развития творческих способностей, эмоционального отклика на музыку;

воспитание музыкального вкуса на основе полученных первоначальных впечатлений от музыки.

В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение.

Дети с нарушениями в развитии речи являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования общей культуры, но и оказывает на них лечебно-профилактическое воздействие.

Педагог - музыкант применяет целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и на реализацию спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию имеющихся нарушений и социальную адаптацию каждого ребенка средствами искусства.

Все виды музыкальной деятельности, используемые на музыкальных занятиях в логопедических группах, должны иметь коррекционную направленность и проводиться с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день необходимо проанализировать содержание, методы и приемы работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, с целью систематизации и оценки результативности этой деятельности.

ЦЕЛЬ: на основе анализа существующей практики работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, определить значение музыкальных занятий в корректировке данных нарушений.

ОБЪЕКТ - система музыкальных занятий в логопедических группах дошкольных учреждений

ПРЕДМЕТ - методы, приёмы, формы, средства, технологии в музыкальном воспитании, направленные на развитие речи.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования

2.Проанализировать существующие методы, приемы, средства и формы организации музыкальных занятий, направленные на развитие речи у детей, посещающих логопедические группы детского сада

3. Проанализировать практику музыкального воспитания детей, посещающих логопедические группы, на примере деятельности детского сада № 116 Советского АО, г. Омска

4. Представить вариант тематического планирования музыкальных занятий в старшей логопедической группе

5. Дать оценку результатов деятельности по музыкальному воспитанию детей, имеющих нарушения речи.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, аналогия, систематизация

Эмпирические: наблюдение, опрос.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи

 

1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

речевой нарушение музыкальный логоритмический

В настоящее время актуализируются вопросы, касающиеся направленности работы дошкольных учреждений по развитию речи дошкольников. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в речевом развитии приобретают навыки правильной и развитой речи. Под влиянием музыкальных упражнений, игр и других видов музыкально-эстетической деятельности, при условии использования музыкальными руководителями правильно подобранных приемов работы с детьми, посещающими логопедические группы положительно развиваются психические процессы и свойства личности каждого ребенка, чище и грамотней становится их речь. Не зря, а особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в комплексную систему артпедагогики и арттерапии.

На протяжении последних лет ведущими специалистами в этих областях отбирался тот материал и те методические приемы музыкального воспитания, которые давали бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим: помимо собственно речевого нарушения, у этих детей наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, умственной и т.д.) Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушения процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность недостаточная заинтересованность). Наблюдается недостаточное развитие самосознания, самооценки, коммуникативных способностей и волевых процессов.

Все вышеперечисленное дает основание обратиться к психологическим аспектам данной проблемы, без осознания которых невозможно говорить о результативности деятельности по воспитанию и развитию детей, имеющих нарушения в речевом развитии.

Изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста посвящено достаточное количество исследований, в том числе труды Э. Жака-Далькроза, Г.А. Волковой, Е.П. Ермакова, Г.Я. Якунина, Л.И. Плаксиной, О.С. Боромыковой, Р.Б. Стеркиной, К.В. Тарасовой, Т.Г. Визель, Н. Щербаковой и др.. Данные авторы отмечают, что для детей 4-6 лет характерны следующие физиологические особенности:

1. Быстрый рост, чрезвычайная активность, что важно учитывать в работе с данной категорией дошкольников, предоставляя им возможности для движений, на музыкальных занятиях планировать подвижные песни, игры, упражнения, пальчиковую гимнастику, активные передвижения по залу и т.д. В течение всего занятия необходимо чередовать активные формы со спокойными, менее подвижными.

Освящение в зале для занятий должно быть ярким и светлым. Наглядные пособия необходимо делать яркими, с крупными изображениями. Детям 4 лет трудно сосредоточить внимание на мелких деталях.

Так как у детей в этом возрасте мышцы и моторные навыки еще недостаточно развиты, не следует давать детям засиживаться. Важно подбирать соответствующие упражнения, развивающие те или иные группы мышц. Например, для крупных мышц: прыжки, бег, галоп; для развития мелкой ручной моторики: упражнения пальчиковой гимнастики. Полезно планировать физминутки, которые, как и упражнения для мышц лица, развивают мускулатуру и доставляют детям удовольствие. В процессе пения необходимо учить петь мягко, нежно, не форсировать звук.

2. Особенности умственного развития детей заключаются в том, что в этом возрасте дети стремятся к общению. Имеют определенный словарный запас, который быстро пополняется, легко усваивают новые слова. Важно приглашать детей к общению, просить их высказываться, излагать свои мысли. Например, попросить объяснить то или иное стихотворение, слова песни. При этом необходимо разъяснять непонятные слова в песнях, стихах, рассказах.

3. Объем памяти у детей этого возраста пока невелик. Для увеличения объема важно использовать такие виды учебной деятельности, когда активизируется не только зрительное восприятие, но и сенсорное. Чем больше впечатлений, тем быстрее и на долго запоминаются те или иные моменты историй, занятий.

4. Эмоционально-чувственная сфера у детей влияет на становление характера. Дети в этом возрасте очень любознательны и впечатлительны, задают много вопросов. Важно серьезно относится к их вопросам, и пытаться отвечать как можно конкретнее и проще. Психологи отмечают, что дети в этом возрасте обладают сильными чувствами и различными страхами, легко возбуждаются, импульсивны, только учатся контролировать свои чувства. Поэтому на музыкальных занятиях необходимо создать доброжелательную атмосферу, воспитателям и музыкальному руководителю в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, необходимо сдерживать раздражение или нетерпение. Спокойствие и уравновешенность положительно скажутся на этих детях, помогут им раскрыть себя в творческой деятельности. В работе с такими детьми важно уделять внимание каждому ребенку, чаще хвалить его за хорошие поступки. Тем детям, которые неуверенны в себе, важно похвалой воодушевить их на музыкально-творческую деятельность.

5. Объем внимания у детей 4-6 лет узок. Не следует концентрировать внимание детей более чем на одном предмете одновременно. Их мышление пока еще ограничено. Вопросы, адресованные им, должны быть простыми и конкретными. Следует избегать двух вопросов в одном.

6. Воображение. Дети старшего дошкольного возраста обладают богатым воображением. Могут восстановить многие упущенные вами детали. Стремятся рассказать обо всем, что думают в настоящий момент. Важно поощрять их воображение и способствовать развитию фантазии.

7. Особенности поведения. Дети в этом возрасте дружелюбны и получают удовольствие, играя со сверстниками. Важно на музыкальном занятии и в досуговой деятельности предоставлять возможность детям быть ближе друг к другу, ладить друг с другом. Для этого следует целесообразно планировать коллективные виды деятельности: игры, хороводы, упражнения, хоровое пение. Так как в этом возрасте дети стремятся к общению, необходимо предоставить возможность детям говорить, сочетать пение с движениями, играть.

Все вышесказанное необходимо учитывать в работе музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения в развитии речи.

 

1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста

 

Музыкальное воспитание в логопедическом детском саду носит, если так можно выразиться, «симптоматичекий» характер, т.е. проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлены помимо решения музыкальных задач на решения задач коррекционных, к которым относятся следующие:

1. Способствовать оздоровлению психики: воспитание в детях уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться гармонично.

2.Способствоать нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового восприятия и памяти.

3. Укреплять, тренировать двигательный аппарат посредством развития равновесия свободы движения, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координации движения, развития дыхания, воспитания правильной осанки и походки, формирования двигательных навыков и умений, развития ловкости, силы, выносливости.

«Принимая во внимания, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов, исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитее ребенка» (Гринер В. Логопедичекая ритмика для дошкольников. - М.: Учпедгиз, 1958 год).

Информация о работе Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи