Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.
Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы
Тема: "Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи"
Оглавление
Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.
Важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях компенсирующего типа занимают музыкальные занятия. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения наряду с задачами музыкально-эстетического развития детей, решаются коррекционно-развивающие задачи.
Содержание, организация, методика проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи, определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой, - природой и характером нарушений в развитии ребенка. Музыкальные занятия в логопедических группах направлены на решение следующих задач:
приобщение детей к основам музыкальной культуры, способствующее их общеэстетическому развитию;
развитие музыкальных способностей детей;
развития творческих способностей, эмоционального отклика на музыку;
воспитание музыкального вкуса на основе полученных первоначальных впечатлений от музыки.
В процессе музыкальных занятий основным средством обучения является сама музыка, ее восприятие и исполнение.
Дети с нарушениями в развитии речи являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования общей культуры, но и оказывает на них лечебно-профилактическое воздействие.
Педагог - музыкант применяет целый комплекс методов и приемов, специально направленных на решение задач музыкального развития и на реализацию спланированного коррекционно-развивающего педагогического процесса, обеспечивающего компенсацию имеющихся нарушений и социальную адаптацию каждого ребенка средствами искусства.
Все виды музыкальной деятельности, используемые на музыкальных занятиях в логопедических группах, должны иметь коррекционную направленность и проводиться с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день необходимо проанализировать содержание, методы и приемы работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, с целью систематизации и оценки результативности этой деятельности.
ЦЕЛЬ: на основе анализа существующей практики работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, определить значение музыкальных занятий в корректировке данных нарушений.
ОБЪЕКТ - система музыкальных занятий в логопедических группах дошкольных учреждений
ПРЕДМЕТ - методы, приёмы, формы, средства, технологии в музыкальном воспитании, направленные на развитие речи.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования
2.Проанализировать существующие методы, приемы, средства и формы организации музыкальных занятий, направленные на развитие речи у детей, посещающих логопедические группы детского сада
3. Проанализировать практику музыкального воспитания детей, посещающих логопедические группы, на примере деятельности детского сада № 116 Советского АО, г. Омска
4. Представить вариант тематического планирования музыкальных занятий в старшей логопедической группе
5. Дать оценку результатов деятельности по музыкальному воспитанию детей, имеющих нарушения речи.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, аналогия, систематизация
Эмпирические: наблюдение, опрос.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
речевой нарушение музыкальный логоритмический
В настоящее время актуализируются вопросы, касающиеся направленности работы дошкольных учреждений по развитию речи дошкольников. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в речевом развитии приобретают навыки правильной и развитой речи. Под влиянием музыкальных упражнений, игр и других видов музыкально-эстетической деятельности, при условии использования музыкальными руководителями правильно подобранных приемов работы с детьми, посещающими логопедические группы положительно развиваются психические процессы и свойства личности каждого ребенка, чище и грамотней становится их речь. Не зря, а особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в комплексную систему артпедагогики и арттерапии.
На протяжении последних лет ведущими специалистами в этих областях отбирался тот материал и те методические приемы музыкального воспитания, которые давали бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями.
Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим: помимо собственно речевого нарушения, у этих детей наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, умственной и т.д.) Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушения процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность недостаточная заинтересованность). Наблюдается недостаточное развитие самосознания, самооценки, коммуникативных способностей и волевых процессов.
Все вышеперечисленное дает основание обратиться к психологическим аспектам данной проблемы, без осознания которых невозможно говорить о результативности деятельности по воспитанию и развитию детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
Изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста посвящено достаточное количество исследований, в том числе труды Э. Жака-Далькроза, Г.А. Волковой, Е.П. Ермакова, Г.Я. Якунина, Л.И. Плаксиной, О.С. Боромыковой, Р.Б. Стеркиной, К.В. Тарасовой, Т.Г. Визель, Н. Щербаковой и др.. Данные авторы отмечают, что для детей 4-6 лет характерны следующие физиологические особенности:
1. Быстрый рост, чрезвычайная активность, что важно учитывать в работе с данной категорией дошкольников, предоставляя им возможности для движений, на музыкальных занятиях планировать подвижные песни, игры, упражнения, пальчиковую гимнастику, активные передвижения по залу и т.д. В течение всего занятия необходимо чередовать активные формы со спокойными, менее подвижными.
Освящение в зале для занятий должно быть ярким и светлым. Наглядные пособия необходимо делать яркими, с крупными изображениями. Детям 4 лет трудно сосредоточить внимание на мелких деталях.
Так как у детей в этом возрасте мышцы и моторные навыки еще недостаточно развиты, не следует давать детям засиживаться. Важно подбирать соответствующие упражнения, развивающие те или иные группы мышц. Например, для крупных мышц: прыжки, бег, галоп; для развития мелкой ручной моторики: упражнения пальчиковой гимнастики. Полезно планировать физминутки, которые, как и упражнения для мышц лица, развивают мускулатуру и доставляют детям удовольствие. В процессе пения необходимо учить петь мягко, нежно, не форсировать звук.
3. Объем памяти у детей этого возраста пока невелик. Для увеличения объема важно использовать такие виды учебной деятельности, когда активизируется не только зрительное восприятие, но и сенсорное. Чем больше впечатлений, тем быстрее и на долго запоминаются те или иные моменты историй, занятий.
4. Эмоционально-чувственная сфера у детей влияет на становление характера. Дети в этом возрасте очень любознательны и впечатлительны, задают много вопросов. Важно серьезно относится к их вопросам, и пытаться отвечать как можно конкретнее и проще. Психологи отмечают, что дети в этом возрасте обладают сильными чувствами и различными страхами, легко возбуждаются, импульсивны, только учатся контролировать свои чувства. Поэтому на музыкальных занятиях необходимо создать доброжелательную атмосферу, воспитателям и музыкальному руководителю в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, необходимо сдерживать раздражение или нетерпение. Спокойствие и уравновешенность положительно скажутся на этих детях, помогут им раскрыть себя в творческой деятельности. В работе с такими детьми важно уделять внимание каждому ребенку, чаще хвалить его за хорошие поступки. Тем детям, которые неуверенны в себе, важно похвалой воодушевить их на музыкально-творческую деятельность.
5. Объем внимания у детей 4-6 лет узок. Не следует концентрировать внимание детей более чем на одном предмете одновременно. Их мышление пока еще ограничено. Вопросы, адресованные им, должны быть простыми и конкретными. Следует избегать двух вопросов в одном.
6. Воображение. Дети старшего дошкольного возраста обладают богатым воображением. Могут восстановить многие упущенные вами детали. Стремятся рассказать обо всем, что думают в настоящий момент. Важно поощрять их воображение и способствовать развитию фантазии.
7. Особенности поведения. Дети в этом возрасте дружелюбны и получают удовольствие, играя со сверстниками. Важно на музыкальном занятии и в досуговой деятельности предоставлять возможность детям быть ближе друг к другу, ладить друг с другом. Для этого следует целесообразно планировать коллективные виды деятельности: игры, хороводы, упражнения, хоровое пение. Так как в этом возрасте дети стремятся к общению, необходимо предоставить возможность детям говорить, сочетать пение с движениями, играть.
Все вышесказанное необходимо учитывать в работе музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения в развитии речи.
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
Музыкальное воспитание в логопедическом детском саду носит, если так можно выразиться, «симптоматичекий» характер, т.е. проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлены помимо решения музыкальных задач на решения задач коррекционных, к которым относятся следующие:
1. Способствовать оздоровлению психики: воспитание в детях уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться гармонично.
2.Способствоать нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового восприятия и памяти.
3. Укреплять, тренировать двигательный аппарат посредством развития равновесия свободы движения, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координации движения, развития дыхания, воспитания правильной осанки и походки, формирования двигательных навыков и умений, развития ловкости, силы, выносливости.
«Принимая во внимания, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, наша задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, приемов, исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитее ребенка» (Гринер В. Логопедичекая ритмика для дошкольников. - М.: Учпедгиз, 1958 год).
Информация о работе Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи