Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.

Содержание

Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.rtf

— 2.23 Мб (Скачать документ)

Общие задачи музыкального воспитания сформулированы в программе, разработанной Н.А. Ветлугиной:

-Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем музыкального восприятия и музыкального слуха.

-Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, в слушании, музыкально-ритмических движений, игре на музыкальных инструментов.

  • Развивать общую музыкальность путем развития основных и не основных музыкальных способностей.
  • Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
  • Оказывать влияние на всесторонние развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
  • Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Основные наглядно-слуховые приемы в работе с детьми старшей и подготовительной групп включают в себя:

- исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем и ребенком.

- слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись); - использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.);

- использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.). Из наглядно - зрительных приемов целесообразно использовать следующие:

- Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.). Особенно важно использовать этот прием в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-влево, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и сочетания движения с музыкой, педагог должен показывать их в «зеркальном» изображении - стоя лицом к детям во время исполнения.

- Показ приема самими детьми, которые хорошо его освоили. Некоторые музыкальные руководители отмечают, что показ какого-либо приема ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания. - Для развития внимания и умения анализировать, можно использовать «сравнительный показ». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. Если они успешно справляются с этим, кому-либо предлагается объяснить, что педагог сделал и как надо сделать правильно. После этого желательно дать образец исполнения, а потом вместе с детьми показать движение правильно, с тем, чтобы образец остался в их памяти.

Иногда используется показ педагога с утрированными ошибками. Например, в пении, когда дети не пропевают твердые окончания слов («солдать»), или искажают окончания или суффиксы (солн-у-шко), или прерывают слово, неправильно взяв дыхание. Данное нарушение утрированно неправильно произносится педагогом. Как правило, дети начинают смеяться, а педагог говорит: «Это я у вас научилась. А теперь покажите, как надо спеть правильно». Исполнение заканчивается показом кем-либо из детей, педагогом или всеми вместе.

Эти приемы оживляют занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Хорошо также использовать жесты, указывающие на высоту звука или на акцент при исполнении, а также мимику, помогающую детям почувствовать, с каким настроением нужно исполнять песню или танец. Кроме вышеназванных наглядно-зрительных приемов целесообразно использовать всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.д.). Наконец, говоря о тактильно-мышечном приеме, мы имеем в виду индивидуальную помощь педагога при разучивании танцевальных движений, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия его выполнения. Иногда в роли таких помощников могут выступить и более «продвинутые» дети.

Наиболее употребляемые словесные методы:

Метод объяснения. Степень сложности зависит от профиля речевой группы, возраста детей, времени года, степени продвинутости детей в области словесного восприятия. Например, в группе с общим недоразвитием речи нельзя давать в начале года объяснения в виде обучающих бесед. Объяснение должно быть коротким, четким, эмоциональным.

Хороший пример объяснения к игре «Солнышко и дождик» для детей с общим недоразвитием речи приводит Р. Белова-Давид в книге «Нарушение речи у дошкольников» «В лесу тихо, хорошо. Пойдемте в лес гулять (идут под музыку«Прогулка». Засветило солнышко, запели птицы: ку-ку, тень-тень. Давайтеповторим, как поют птицы. (Повторяют.) Мы гуляли, слушали птиц, и вдругзагремел гром. (Звучит музыка «Дождь». Воспитатель достает зонт.) Бегите ко мне, прячьтесь от дождя под зонт».

Метод указания. Данный метод используется довольно часто, указания могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

Метод вопросов. Вопросы должны быть четкими, конкретными, понятными. Это один из наиболее важных словесных методов побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память. Применяются и другие словесные методы и приемы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды). Желательно все словесные приемы использовать в меру, не отягощая восприятие детей. Важно также учесть, что словесные методы и приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

И, конечно, на занятиях педагоги (музыкальные руководители, воспитатели, логопеды) должны внимательно относиться к речи друг друга, не перебивая иногда в силу излишней эмоциональности объяснение или указание коллеги. Это также сбивает внимание детей, ухудшает их восприятие.

Практический метод, или метод упражнений. Связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с речевыми нарушениями в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения ,формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь велика.

Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной - двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании эти упражнении учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Мы часто используем предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Например, если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.

При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности. Например, при разучивании «полуприсядки» сначала научимся делать приседания, пружинки, а уже потом добавим выставление ноги на пятку при выпрямлении. Если ребенок бежит быстрее или медленнее заданного в музыке темпа, то можно использовать упражнение в беге на месте. Дети в этом случае быстрее почувствуют темп. Если ребенок неправильно выполняет ритмические прыжки в танце (например, «Танец с колокольчиками» И. Озолинь), то это говорит или о недостаточной готовности двигательного аппарата, физической слабости, или плохо развитом чувстве ритма, или недостаточно развитом произвольном внимании. В этом случае нужно, прежде чем осваивать прыжки, попросить детей прохлопать ритмический рисунок.

Нарушение чувства ритма и темпа чаще всего наблюдается у заикающихся детей. Слушание музыки влияет на формирование чувства музыкального ритма, темпа. Ритм является «первоэлементом» системы музыкального развития детей, разработанной немецким музыкантом и педагогом К. Орфом в его методическом пособии «Шульверк». Подобранные в данном пособии комплексные упражнения, направленные на развитие чувства ритма, объединяют слово, музыку и движение.

Речевые упражнения важны для музыкального развития, прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях, предназначенных для детей самого раннего возраста. Речевые упражнения, развивающие у детей чувство ритма как основы их первоначального музыкального развития - основа всей музыкально-педагогической концепции К. Орфа.

Желательно как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, использовать игровые приемы. Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше. Например, для развития чистоты интонирования можно использовать игровой прием «Паровоз гудит». Если ребенок правильно спел заданный звук, то педагог поднимает зеленый флажок («Паровоз проезжает»), а если неправильно, - красный («Надо паровоз ремонтировать»).

Чаще всего используется сочетание приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснение педагога (наглядный + словесный); объяснение педагога и упражнение детей (словесный + практический); индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или по причине пропуска занятий (тактильно-мышечные приемы + упражнение); постепенное включение всех детей в пляску, типа «приглашение» (наглядный метод + упражнение).

Если музыкальный руководитель просит детей монотонно и однообразно повторять одно и то же упражнение, то в этом случае происходит не мобилизация внимания, а наоборот, его рассеивание, у что отрицательно сказывается на степени усвоения материала детьми. Вот почему очень важно использовать разные приемы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности, а также в коррекционной работе с детьми в логопедических группах.

Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем умений и навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая те или иные коррекционные задачи, желательно фиксировать те приемы, которые помогают достичь хороших результатов, за оптимальный промежуток времени, создавая своеобразную «копилку полезных приемов».

 

2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе

 

В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используются методики, направленные на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия и т.д. Важную роль в преодолении нарушений речи у детей играет логопедическая ритмика. Она представляет собой систему двигательных упражнений, сопровождаемых музыкой и согласованных с речью ребенка.

Логоритмика - самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

«Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи, это средство воспитания ритма речи» (Пунина 3., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи М; 1948). «Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений» (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985).

Логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Говоря о логоритмике, В. Гринер отмечает, что в основе ее ритм как организующий момент: «...музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».

По мнению С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова и другие специалистов, музыкально-двигательные упражнения способствуют улучшению общей моторики у детей. Такие упражнения в сочетании с речью направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) и благотворно влияют на качество речи ребенка. А музыкальное сопровождение положительно воздействует на его эмоциональное состояние и поведение. Значение ритмического и логоритмического развития детей отмечают многие исследователи. Так, В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение. Она способствует тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активизации работы коры головного мозга. Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова считают, что логопедическая ритмика развивает память, внимание. О значении логоритмики для коррекции речи писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова и др. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере ребенка, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на его физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, вырабатывают правильную осанку, походку, грацию. Создание с помощью музыки и движений определенных образов развивает образное мышление детей, их эмоциональную сферу, а также способствует развитию мимики и пантомимики.

Логопедическая ритмика способствует развитию фонематического восприятия у детей. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов, а задания на установление ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшают различение звуков на слух. Произнесение под музыку текстов, насыщенных опозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем. Таким образом, логопедическая ритмика имеет серьезное значение для воспитания личности ребенка с нарушением речи, для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

Информация о работе Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи