Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.
Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы
На музыкального работника возлагаются определенные обязанности, обеспечивающие развитие детей с проблемами посредством искусства. Музыкальный руководитель в детском саду:
Отвечает за постановку музыкального воспитания и развития детей с проблемами;
Проводит диагностическое обследование возможностей детей с проблемами в музыкальной деятельности;
Планирует коррекционно-направленную работу по музыкальному воспитанию дошкольников с проблемами в развитии в соответствии с особенностями их нарушений;
Проводит различные по структуре и организации музыкальные занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
Совместно с воспитателем организует разные виды коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровую, музыкально-театрализованную, игру на детских музыкальных инструментах);
Организует и проводит культурно-досуговую деятельность дошкольников, составляет план проведения праздников, утренников, досугов, руководит их подготовкой и проведением, участвует в изготовлении костюмов, праздничного оформления;
Консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников с проблемами.
Музыкотерапия в коррекционно-компенсирующей и коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями возможна в следующих видах деятельности:
Общеразвивающие упражнения
Цель: укрепление, развитие и коррекция всего двигательного аппарата
Виды:
Упражнения для развития внимания.
На первом занятии музыкальный руководитель объясняет условия игры с личным показом, можно использовать беседу. На втором занятии правила игры напоминаются, можно спросить правила у детей, в целях закрепления. Воспитатель и на первом и на втором занятии должен контролировать действия детей, напоминая условия игры.
Например: игра «Друг к дружке».
Условия игры: Дети встают парами и жмут друг другу руки. После этого ведущий говорит, какими частями тела нужно будет поздороваться. Когда ведущий говорит «Друг к другу», дети должны найти нового партнера.
Упражнения для развития мышечного тонуса. На первом занятии важен личный показ музыкального руководителя.
Во время выполнения упражнения можно использовать беседу. Например:
Только утро на порог,
Повара пекут пирог.
Повара взялись за дело,
Тесто месят все умело. (Можно попросить детей показать, как месят тесто. Дети выполняют движения, имитирующие замес теста)
Руки будут отдыхать.
{Свободно бросают руки вниз)
Упражнения для развития чувства ритма и темпа.
Так как цель этого упражнения научить детей слышать слабые и сильные доли, то музыкальный руководитель должен специально акцентировать сильную долю. На первом занятии воспитатель может помочь ребенку, называя на сильную долю его имя или комментируя: «взяли» - «положили». На первом занятии необходимо объяснить или продемонстрировать сильную и слабую долю. На втором занятии - только напомнить условия выполнения упражнения. Например:
Лежат моржи у океана,
Похожи все на великана.
Посмотри, посмотри,
Как танцуют нам они. Дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед. На 1 и 3 фразы - по 4 удара ладонями об пол, на 2 и 4 фразы - 2 удара ногами (хвост) одновременно.
Упражнения для развития координации слова с движением.
Так как текст упражнения заранее разучивается с детьми логопедом или воспитателем, музыкальный руководитель только добавляет музыку к тексту. На первом занятии попевка разучивается а капелла. Обязательно проводится словарная работа, разбираются сложные места. Музыкальный руководитель должен обращать внимание на те слова, которые плохо проговаривают дети. На втором занятии - закрепление текста с мелодией, словарная работа, проговаривание сложных мест. Например:
Папа строит дом кирпичный,
Папа каменщик отличный.
(Дети наклоняются вперед, ладонями показывают, как кладут кирпичи)
Если папа кран попросит,
Тот ему кирпич подносит.
(Дети встают на носочки, руки вытягивают вперед -- стрела крана и выполняют поворот вокруг себя)
Упражнение для развития речевых и мимических
навыков.
На первом занятии необходимо провести беседу по теме, использовать личный показ, объяснение во время выполнения, можно использовать наглядности (карточки с изображением). На втором занятии можно включить индивидуальные задания. Например: Вот плывет огромный кит, очень - очень он сердит. А сердит он от того,
что боятся все его. (Гнев)
На снегу бегут вприпрыжку
Два веселых белых мишки.
А как рады малыши,
Ну, скорее покажи! (Радость)
В море, прямо на моржа
Плывет айсберг не спеша.
Морж воскликнул: «Ой, ой, ой.
Страшно мне, хочу домой!» (Страх).
Музыкальные игры
Цель: развивать двигательный аппарат, мускулатуру, координацию движений, ловкость быстроту реакции, ориентировку в пространстве, фантазию, воображение, наблюдательность.
Воспитательная задача: формирование навыков поведения у детей, формирование положительных черт характера.
На первом занятии музыкальный руководитель объясняет условия игры. Музыкальный материал не разучивается, если на протяжении игры дети запоминают материал, то они могут подпевать. Воспитатель выполняет роль ведущего, помогает выполнять танцевальные движения, напоминает правила игры. Поиграв 1-2 раза можно подключить в роли ведущего - ребенка. На втором занятии с помощью считалки выбирается ведущий. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильностью выполнения движений. Например:
«Доктор»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в доктора играть.
Раз, два, три, выходи,
Всех лечить здесь будешь ты.
{Считалкой выбирается ведущий -- доктор)
Неужели, в самом деле
Все зверята заболели.
(Дети лежат на боку, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди)
Доктор, к нам ты приходи,
Нас скорее полечи.
{Ребенок -- доктор лечит больных)
Вот теперь - то все здоровы,
Можно веселиться снова.
(Дети поскоками двигаются в разных направлениях)
Танцевальные движения
Цель: научить детей ритмично двигаться в характере музыки, переключаться с одного движения на другое, изменять движения с изменением силы звучания. Передавать движениями форму музыкального произведения. Вырабатывать осанку, эмоциональный отклик, коррекционные задачи.
Все танцевальные движения делятся на несколько частей. На каждом занятии выучивается и прорабатывается одно танцевальное движение, сначала без музыки, затем с музыкой. На следующем занятии разучивается новое движение и соединяется с предыдущим. Например:
«Детский бальный танец» муз. Тарлычеевой.
На носок, на носок,
Каблучками топнем.
Поворот, поворот,
И в ладоши хлопнем.
Шаг назад, шаг вперед,
Дали руку другу.
И пошли, и пошли,
И пошли по кругу.
4. Слушание
Цель: развивать музыкальное восприятие, отзывчивость, переживание образного содержания музыки, музыкальное мышление, память, осознанное восприятие музыкальных произведений, слуховое внимание.
Первое занятие - знакомство с произведением. Художественно-педагогический анализ музыки: разбор характера, содержания произведения. Беседа должна происходить в доступной форме и носить образовательный и воспитательный характер, обогащать словарный запас детей. При повторном слушании можно использовать метод эмпатии (представить чувства героя, его эмоциональное состояние). Второе занятие -закрепление названия произведения, характера и содержания.
5. Пение
Цель: развивать музыкальные способности, совершенствовать вокальные навыки. Коррекция и развитие певческих навыков, певческого и речевого дыхания, формирование и закрепление четкой артикуляции. Развивать слуховое внимание и память, координацию между голосом и слухом.
Первое занятие:
- музыкальный руководитель исполняет, дети слушают;
- беседа о песне, художественно-педагогический анализ;
- прохлопать ритм мелодии;
- разучивание мелодии по фразам. Во время разучивания провести словарную работу, отработать трудные места.
- работа над выразительностью;
- закрепление названия. Второе занятие:
- название вспоминают дети;
- художественно-педагогический анализ;
- доучивание по фразам (словарная работа);
- пение по цепочке (мальчики - девочки, первый ряд -- второй ряд);
- можно использовать игру «Допой песенку» (музыкальный руководитель поет фразу, дети ее допевают)
- исполнение в концертном варианте.
Присутствуя на занятиях в детском саду № 66 комбинированного вида, мы наблюдали как проводятся занятия в средней логопедической группе. Музыкальный руководитель - Нам Ирина Александровна на протяжении 10 лет занимается с детьми с проблемами речи. Она отмечает, что с помощью комплексной коррекционной работы можно достичь:
- речевой активности;
- улучшения коордренации движений;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие мышления (дети решают проблемные ситуации);
- развивается коммуникабельность в общении.
Мы отметили, что на начальном этапе воспитания чистой речи наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:
согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы).
большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка);
дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками - л, в, й: «колова» (корова).
звуки г, к, х или отсутствует, или заменяются т и д: «Дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).
Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух - трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «мицинел» (милиционер), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).
Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем -- пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением. Музыкальный руководитель отмечает высокое значение музыки в развитии детей с речевыми нарушениями. Мне понравилось присутствовать на занятиях в детском саду, т.к. я на личном опыте убедилась в том что музыка не только играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами в развитии, но и оказывает на них лечебное воздействие. В педагогическом плане важно расширять преддошкольное и дошкольное воспитание, так как именно этот период жизни является наиболее благоприятным для формирования всех сторон психической деятельности.
Конспект логоритмического занятия по теме «Животные севера»
На севере много мест чудесных, Необычных, интересных. Мою команду слушай, детвора, Отправляться в путешествие пора. Мороз там лютый, свищет ветер, Едем с вами мы на Север.
1. Вводное упражнение. Очень дружно в пары встали, На вокзал мы зашагали. (Ходьба парами маршем)
Вот наш поезд, заходите Сигнал вы к отправленью ждите.
{После сигнала дети идут дробным шагом друг за другом, руки сомкнуты в локтях, выполняют круговые движенья)
В сани мы сейчас садимся, На северных оленях дальше мчимся.
(Руки скрещены в кистях над головой, бег с высоким поднятием колена)
Полюбуйся, посмотри, Вот и Север впереди. Там сверкает снег и лед, Там сама Зима живет.
2. Упражнение на развитие внимания.
Игра «Снежинки, летайте»
3. Упражнение для развития координации слова с движением.
А в холодном океане
(4 шага из круга)
Посмотри, гора плывет.
{Рука в положении «козырек», наклоны вправо, влево, рука меняется)
Это айсберг, он сверкает
Потому, что весь из льда.
{Руки внизу, сжимая и разжимая кулачки, через стороны, рывками поднять руки вверх)
А в холодном океане
{4 шага в круг)
Посмотри, огромный кит.
{Рука в положении «козырек», наклоны вправо, влево)
Тяжело он очень дышит,
{Подняться на носки, руки через стороны вверх, опуститься, руки через стороны вниз)
Вверх из брызг фонтан летит.
{Руки перед грудью согнуты в локтях, ладони прижаты, руки постепенно поднять вверх, запястья прижаты, кисти раскрыть)
А в холодном океане
(4 шаг из круга)
Посмотри, медведь плывет.
Информация о работе Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи