Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.
Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы
Обследования действий с предметами
Развития чувства ритма.
На основе этих принципов автор пособия «Логоритмическая ритмика» предлагает структуру и систему упражнений на каждом занятии.
М.Ю. Гоголева в пособии «Логоритмика в детском саду» (старшая и подготовительная группа) вариант тематического планирования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятие проводит музыкальный руководитель совместно с Логопедом дошкольного учреждения. Каждая тема рассчитана на две недели. Продолжительность занятия -- 30 минут.
Таблица
№ занятия |
Тема |
Месяц |
1 2 |
У бабушки в деревне (Овощи и фрукты) Путешествие в осенний лес |
Октябрь |
3 4 |
Дикие животные наших лесов Наши пернатые друзья |
Ноябрь |
5 |
Зимние забавы |
Декабрь |
6 7 |
Сказка о Маше-растеряше (Одежда) Встреча с Федором (Посуда) |
Январь |
8 9 |
«А что у вас?» (Профессии) Поездка по городу (транспорт) |
Февраль |
10 11 |
Путешествие в Простоквашино (Домашние животные) Дни недели |
Март |
12 13 |
В гостях у братцев Тик и Так Прогулка в зоопарк |
Апрель |
14 15 |
Волшебный мир цветов Приключение муравьишки - хвастунишки (Насекомые) |
Май |
При проведении музыкальных занятий в логопедических группах важно учитывать следующее:
Возрастные, диагностические и индивидуальные особенности детей, состав группы, от этого будут зависеть и программные задачи, и музыкальный материал, и приемы, используемые на занятиях. Например, если группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) состоит только из мальчиков, что встречается довольно часто, да еще из таких, которые страдают нарушениями координации слуха и голоса, движений, то вместо разучивания на занятии парного танца, целесообразнее провести дидактическую игру, с участием инструментального сопровождения, или пения, в которую включить задания по развитию моторики рук, двигательных навыков.
При планировании занятий важно также учитывать их место в режиме дня: первое это занятие с утра или третье, до прогулки проводится или после нее. От этого будет зависеть, с чего мы его начнем - с пения, слушания музыки, с музыкально-ритмических движений.
Комплексные и тематические занятия весьма полезно проводить в логопедических группах для закрепления лексических тем. Например, комплексное занятие на тему «ОВОЩИ» могут провести логопед, воспитатель и музыкальный руководитель. Используются на нем загадки, стихотворения или инсценировка, песни, игры, хороводы (например «веселый огород» С. Соснина, «найди овощ» под русскую народную мелодию, «Урожайная» А Филиппенко и др.); включить в них художественную деятельность: лепку, рисование или аппликацию по данной теме. В результате материал по данной теме будет усвоен гораздо лучше.
В старшей группе целесообразно проводить два комплексных или тематических музыкальных занятия и одно занятие по логоритмике Структура музыкального занятия по логоритмике должна включать следующие элементы:
Вводная, подготовительная к занятию часть к речевой и моторной нагрузке
Ритмическая разминка
Основная часть
Упражнение
Слушание
Пение
Упражнение развития тонких движений пальцев рук
Упражнения для развития речевых и мимических движений
Игра
Заключительная ходьба под спокойный марш
Рассмотрим пример одного из занятий по логоритмике в старшей группе (занятие проводилось с детьми логопедической группы в ДОУ № 116 г. Омска, музыкальный руководитель Даниленко Ирина Валентиновна).
Цель занятия: через различные виды восприятия и музыкально-ритмической деятельности и с помощью логоритмических упражнений развивать у детей эмоциональной сферы, речевых, мимических, двигательных навыков, мелкой моторики рук.
Ход занятия
Вводная, подготовительная к занятию часть к речевой и моторной нагрузке. Ритмическая разминка (используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).
Ритмическая разминка
а) Ходьба по кругу в колонну по одному под марш со словами и без слов: «Мы идем по кругу: раз, два, три
И шагаем дружно, посмотри
Раз, два, три - посмотри,
Раз, два, три, посмотри».
б) Ходьба на носочках по кругу со словами под музыку:
«Маме надо отдыхать.
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
Маму я не разбужу».
В) ходьба по кругу в вразвалочку, имитируя ходьбу «Пингвин» со словами под музыку.
Основная часть. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).
Упражнение
а) упражнение, регулирующие мышечный тонус;
б) «Ножницы» - упражнение для развития чувства ритма и темпа.
в) Диагностическая игра «Кого встретил колобок?» - для развития звуковысотности звука.
Слушание
Д. Б. Кабалевский «Клоуны»
Беседа о цирке; рисунки; о характере музыке; о композиторе.
Пение
а) Попевки на гласные: 1) «Астра»
2) «Антошка»
3) «Окунь»
б) «Елочка любимая» (работа над чистотой интонации)
Упражнение развития тонких движений пальцев рук
«Клоуны здороваются».
Упражнения для развития речевых и мимических движений
« Маленький и большой».
Игра «Орех»
Заключительная ходьба под спокойный марш.
Анализ занятия Данное музыкальное занятие проходили в детском саду №116 комбинированного вида. Детский сад расположен в Советском Административном Округе на окраине города Омска в Лукьяновке. На этой территории расположено множество малосемейных домов, общежитий, достаточно много неблагополучных семей. Этим объясняется такое количество детей с нарушениями речи. О результатах ведения занятий логоритмики в системе можно судить, знакомясь с практикой работы музыкального руководителя ДОУ №116 Даниленко Ирины Валентиновны. Ирина Валентиновна работает в данном детском саду более 15 лет, в том числе с нарушениями речи около…лет. В процессе знакомства с работой данного музыкального руководителя я убедилась в том, что занятия с детьми носят системный характер. Сама Ирина Валентиновна человек очень доброжелательный, активный, Эмоциональный, заинтересованный в результатах своего дела, высоко квалифицированный, чуткий педагог, глубоко не равнодушен к своей деятельности, об этом свидетельствуют результаты ее деятельности. Она активно работает с психологами, логопедами, осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку.
Мной просмотрены занятия в старшей группе (конспект см. в приложении). Дети очень заинтересованы, внимательны, активны, после таких занятий у детей поднимается настроение, повышается тонус, дети с радостью идут на занятия. В процессе занятия у каждого ребенка есть возможность проявить себя, так как каждый ребенок на виду, каждый принимает участие, предлагаются самые разнообразные виды деятельности, постоянно сменяющие друг друга.
Благодаря совместным усилиям ведется системная работа по всестороннему развитию детей. В Данном детском саду также работают психологи, логопеды, медицинский работник. Каждый член коллектива заинтересованы результатами деятельности и отслеживают результаты. Разнообразные комплексные программы, имеющие личностно - ориентационную направленность, проводятся индивидуальные работы с каждым ребенком. Музыкальное воспитание и развитие осуществляет музыкальный руководитель совместно с воспитателем.
Только в комплексе, в союзе с психологом и логопедом, с поддержкой со всем педагогическим коллективом можно добиться положительных результатов, подтверждение тому - деятельность Дениленко Ирины Валентиновны.
В детском саду наряду с традиционными занятиями, праздниками, проводиться фольклорные праздники и развлечения, предназначение которых прикоснуться к источнику народной мудрости, к устному народному творчеству, к истории и культуре русского народа.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения используются : народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания; хороводы, танцы; народные игры; мелодии, наигрыши в исполнении оркестра народных инструментах. Детям предоставляется возможность играть на детских музыкальных инструментах; в процессе подготовки знакомятся с произведениями народного поэтического творчества: пословицами, поговорками, загадками, потешками, сказками , с обрядовым фольклором.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образцы для составления описательных рассказов. Дети принимают активное участие в инсценировках песен, попевок, передавая содержание музыкально-ритмическими движениями. Это важно, особенно для тех детей, которые пока не владеют активной речью (например, при исполнении попевок «Две тетери», «Киска»). Народные песни, хороводы, игры с пением можно исполнять без музыкального сопровождения, что позволяет включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность.
Учитывая значение народного творчества и выбирая материал для разучивания, необходимо помнить о сложности восприятия и воспроизведениями услышанного или увиденного.
Музыкальный руководитель обращает внимание на понимание детьми содержания текстов песен и попевок, особенно если в них используется устаревшая лексика, работает над голосоведением, учит проникать в смысл каждого произведения и передавать характер музыки в исполнении.
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре открывает детям ранее неизвестные им пласты музыкального и поэтического искусства, служит основой нравственной культуры и поведения, приобщает их к прекрасному. Значение фольклорного материала в музыкальном воспитании и развитии детей трудно переоценить. Достаточно увидеть, с каким удовольствием дети разучивают народные песни и танцы, играют в народные игры, учатся создавать собственные изделия декоративно-прикладного искусства. Так, в ненавязчивой форме, через участие в различных видах художественно-творческой деятельности, происходит развитие речевых, коммуникативных, двигательных навыков, мыслительной деятельности и эмоциональной сферы дошкольников.
Вход под марш: «Мы идем по кругу: раз, два, три
И шагаем дружно, посмотри
Раз, два, три - посмотри,
Раз, два, три, посмотри».
Ходьба на носочках с пением «Маме надо отдыхать.
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
Маму я не разбужу».
Легкий бег: «Побежали, побежали
Побежали побыстрей.
Сразу стало нашим детям
И теплей и веселей»,
Ходьба на пяточках : «Мы на пяточках идем,
Спину прямо мы несем
Эй, давай не отставай
Снами весело шагай.».
Поскоки: «Скок - скок - поскок
Скачет маленький сверчок
И не дремлет яркий мяч
С нами он пустился в скач».
Марш под музыку (посадка)
Музыкальная зарядка для лица:
«Шишка» (прокалывание щек языком и поглаживания «шишки» то правой, то левой рукой)
«Колесо» (круговые движения языком вокруг зуб)
«Шарик» (с помощью воздуха надуть щеки и лопнуть ладошками)
«Машинка» (вибрация губ)
«Лошадка» (цоконье языком)
«Цветы» (нюхать воображаемые цветы носом, а выдыхать ртом)
«Поцелуй» (вытянуть губы в трубочку и «чмокнуть»)
«Глазки» (открывать и закрывать глаза)
Распевки на букву «А»
Попевки на букву»А»
Под музыку встали в полукруг, детям раздали красные, синие мячи, куклы и медвежата, под песню «красный мяч, синий мяч» дети поднимают предметы в соответствии со словами.
Затем встают в круг, игра «орех».
Уход под музыку.
Музыкальный руководитель в детском саду, будучи примером для детей с проблемами, является в то же время их ближайшим советчиком, помощником, особенно если дети, находясь в интернатах и даже бывая дома, не всегда получают в семье необходимое соучастие в художественной деятельности.
Информация о работе Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи