Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.
Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы
Следует отметить роль пения в преодолении целого ряда недостатков речи, в том числе связанных с заиканием. Н.Р. Повалинская отмечает, что пение, т.е. протяжное произнесение звуков, образующих слово, пресекает некоторые виды заикания. Для того чтобы даже самые замкнутые и молчаливые дети, которые еще не справляются с произнесением речевых звуков, захотели петь, песенный репертуар, предлагаемый педагогом, должен отвечать непременному требованию - быть интересным, мелодичным и эмоциональным.
Музыкальный руководитель должен постепенно от занятия к занятию обогащать фонетический и словарный запас детей, расширять степень сложности разучиваемых с детьми песен и попевок. Пение не только укрепляет голосовые связки, способствует увеличению диапазона голоса, но и обогащает эмоциональную и тембровую окраску голоса, улучшает дикции, дыхание.
Большое влияние на характер звучания песни и, соответственно, речи оказывает дыхание. Оно может сделать звучание прочным или тремолирующим, плавным или отрывистым, энергичным или вялым. Важно с самого раннего возраста обучать детей правильному певческому дыханию, что позволит им в дальнейшем использовать этот навык в повседневном исполнении песен.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Основа пения - гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слове, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.
Задачи, которые ставит педагог перед детьми, используя тот или иной материал, диктуются самой музыкой.
Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее вы полнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.
Мы уверены, что логоритмику можно назвать своеобразной гимнастикой ума'. Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». Логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но, прежде всего, - развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно.
Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ логопедии и владения навыками игры на фортепиано. Поэтому такие занятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке - музыкальный руководитель с воспитателем. В данном случае необходимо согласовать с логопедом поставленные задачи и выбранный для занятия материал. Первоначально в «Методических рекомендациях по логопедической ритмике»- предлагалось проводить три занятия в неделю в утренние часы по 30-40 минут. В специализированных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, как правило, проводят два музыкальных занятия и одно занятие по логоритмике.
Если мы проанализируем рекомендуемые разными авторами схемы занятий по логоритмике, то заметим, что в них включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.
Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.
Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Итак, хорошо подготовленный музыкальный руководитель, знакомый с основами логопедии и заинтересованный в работе именно с детьми, имеющими речевые нарушения, может оказать очень большую помощь в коррекционной работе каждому ребенку.
В «копилку полезных приемов» и материалов для занятий по логоритмике могут войти: игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Среди музыкально-ритмических движений на занятиях по логоритмике упражнения занимают основное место. Рассмотрим их более подробно.
Типы упражнений для развития речевых навыков
Упражнения на освоение основных движений.
По тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое. Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. Очень часто логопедические группы посещают дети, у которых нарушена ко ординация движений во время ходьбы, которые бегают на всей ступне, а не на носках, не владеют поскоками, плохо прыгают.
На занятиях по логоритмике целесообразно использовать упражнения на освоение разные видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением в перед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки).
Некоторые из них особенно тяжело даются нашим детям, например пружинная, устремленная и осторожная ходьба, ходьба приставным шагом; пружинный бег, бег широким шагом и с высоким подниманием бедра.
Работа над развитием основных движений проводится руководителем физического воспитания на Физкультурных занятиях и досугах; воспитателем на утренней гимнастике, физкультминутках и в повседневной жизни; музыкальным руководителем на занятиях по логоритмике, на музыкальных занятиях и досугах.
Виды упражнений:
а)упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали, как надо выполнять эти движения;
б)упражнения под музыку, чтобы дети не только правильно выполняли движение, но и двигались в темпе музыки.
Полезно иногда проводить «музыкально-ритмическую гимнастику» (название условное), Т.е. разные виды основных движений под музыку разного характера. Такая гимнастика способствует развитию не только мышц, но и внимания и музыкального восприятия.
Общеразвивающие упражнения
Эти упражнения (для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов) помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса; активизируют их работу; развивают быстроту, четкость, размах движений; помогают устранять отдельные физические недостатки.
Они проводятся и с предметами (флажки, султанчики, обручи, прыгалки, мячи и т.д.), и без них. Чаще всего их используют на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, физкультминутках. Но и на музыкальных занятиях, и на занятиях по логоритмике без них не обойтись: среди детей с речевыми нарушениями часто встречаются ослабленные дети, с недостаточным физическим развитием в целом и развитием двигательного аппарата. Они требуют дополнительного внимания. Если дети уже овладели некоторыми видами общеразвивающих упражнений, их можно дать под музыку. Если же какое-либо упражнение пока представляет для них большую трудность, то сначала надо научить детей правильно его выполнять без музыки (если оно не превышает их физических возможностей), а уже потом и с музыкальным сопровождением.
Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения) Эти упражнения тесно связаны с общеразвивающими. Чаще всего мы используем их на музыкальных занятиях, но можно включать их и в занятия логоритмикой. Танцевальными движениями дети овладевают в упражнениях, играх - потешках «Радуга-дуга», «Андрей-воробей»), музыкальных упражнениях, играх «Зеркало», «Ой, хмель, мой хмелек», «Затейник»). М. Кольцова отмечает: проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Логопеды и воспитатели довольно часто занимаются развитием мелкой моторики, используя потешки (например, «Сорока», «Идет коза рогатая», «Ладушки»), короткие стихи. Познакомиться с ними можно Следует также обратить внимание на ряд упражнений под музыку из сборника «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»: «Веселые ладошки», «Дудочка», «Полоскать платочки», «Ветер и ветерок», «Игра с водой», «Собираем камешки», а также игровое задание «Воображаемый оркестр» (детям предлагают сыграть на воображаемом рояле, дудочке, аккордеоне и т.д.).
Упражнения, воспитывающие музыкально ритмическое чувство.
Эти упражнения направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается в качестве составной части игр, танцев, хороводов. В начале учебного года, приступая к работе с детьми, только поступившими в логопедические группы, желательно вспомнить, что в онтогенезе формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра (от двудольного к четырехдольному, потом к трехдольному), позднее ритмического рисунка (от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.
Работая над развитием музыкально-ритмического чувства у детей с речевыми нарушениями, необходимо вспомнить и о том, что разный ритм по-разному воздействует на их психофизическое состояние.
Так «маятниковый ритм» (в ритме колыбельной) успокаивает, поэтому музыкальные произведения такого плана полезно чаще использовать в работе с гипер-активными, возбужденными детьми.
Секундный «альфа-ритм» развивает внимание и память, побуждает к действию; заторможенным детям полезно давать музыку для прыжков, активной ходьбы в темпе марша, сильных хлопков.
Упражнения, активизирующие внимание
Внимание - это сосредоточенность на определенном объекте и направленность на него психической деятельности. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно. Развитие внимания должно пронизывать все виды и формы деятельности детей с речевыми нарушениями. Почему? Говоря об их характерных особенностях, логопеды, психологи и педагоги отмечают недостаточное развитие внимания и памяти, что, в свою очередь, плохо отражается на развитии мыслительной деятельности и речи.
Предлагаем ряд упражнений, в которых развитию внимания, его характерных качеств отводится большая роль.
«Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку - дети смотрят, затем под ту же музыку повторяют те же движения.
«Запрещенное движение». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного.
Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше уверенности он при обретает. Кроме того, движения служат стимулом для созревания нервных связей. Ограничение ребенка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития. «...Обнаружена прямая зависимость между низкими показателями моторики и замедлением психического развития... В последующих наблюдениях за поведением и развитием этих детей была четко установлена непосредственная связь их психического развития с уровнем двигательной активности»
Помимо перечисленных выше упражнений на занятиях по логоритмике целесообразно использовать игры со словом, созданные на основе малых форм фольклора и небольших поэтических произведений современных авторов, игры с пением, танцы с пением, хороводы. При необходимости в логоритмические занятия включаются упражнения на развитие дыхания, артикуляции, голоса, мимических движений, тактильных ощущений; игры с инструментальным сопровождением, танцы с ритмическими заданиями, игры на музыкальных ударно-шумовых инструментах; песни, а чаще небольшие распевки, включающие звукоподражания для автоматизации согласных звуков или способствующие развитию дыхания, артикуляции.
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Знакомясь с работами по логоритмике (В. Гринер, Н. Рычкова, Э. Лунина, Л. Брозелио, М.Ю. Гоголевой, О.С. Боромыковой, Н. Щербаковой, Н.А. Рычковой ), мы пришли к выводу о необходимости тщательного планирования таких занятий. Ведь от умения планировать зависит конечный результат деятельности.
Исследователь Рычкова Н.А. полагает, что, приступая к планированию занятий, необходимо провести первоначальную диагностику детей с нарушениями в речевом развитии. Ею разработаны методики такого диагностирования, а также принципы постарения логоритмических занятий и способы осуществления дифференцированного их проведения.
Основными принципами являются:
Обследования произвольной мимической моторики
Обследования речевой моторики
Обследования общепроизвольной моторики
Обследования тонких движений пальцев рук
Информация о работе Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи