Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Уровень цивилизации общества во многом оценивается его отношением к детям с ограниченными возможностями, которые связанны с теми или иными патологиями в развитии.
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих детей в общество относится сегодня к числу важнейших задач. Жизнь заставляет признать необходимость работы с «особым ребенком» и сделать ее одним из приоритетов в российском образовании.
Введение
1. Музыкальное воспитание дошкольников, имеющих нарушение речи
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Основные виды нарушений развития речи у детей дошкольного возраста
2. Методы, приемы, средства, формы, используемые в работе с логопедическими группами в дошкольном учреждении
2.1 Использование логоритмики как важного методического приема в работе с детьми с нарушениями речи
2.2 Анализ практики применения логоритмических приемов в работе с детьми в старшей группе
2.3 Планирование музыкальных занятий в старшей группе по логоритмике
Заключение
Список литературы
{Поворот вокруг себя, руки скруглились, ноги на внешней стопе)
Это мишка цветом белый,
Он похож на снег и лед.
{Прыжки: ноги врозь, ноги скрестно)
4. Упражнение, регулирующее мышечный тонус.
Как же холодно, ребята, Нам погреться с вами надо. Руки в стороны, друзья,
(Развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх) Обняли крепко все себя.
(Упругими руками обнять себя за плечи, сверху то правая, то левая рука)
5. Упражнение для развития чувства темпа и ритма.
Лежат моржи у океана, Похожи все на великана. Посмотри, посмотри, Как танцуют нам они.
Дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед. На 1 и 3 фразы - по 4 удара ладонями об пол, на 2 и 4 фразы - 2 удара ногами (хвост) одновременно.
6. Слушание.
Выход и песня «Северного ветра»
Из музыкальной сказки «Весна и Северный ветер».
Сл.О.Высотиной, муз. М.Бака.
Сб. «Гусельки», № 11 «Советский композитор», 1971 г.
7. Пение.
«Морошка» сл.Г.Гладкова, муз. М.Пляцковского. Сб. «Музыкальная шкатулка», М, 1971г.
8. Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
«Кто на Севере живет?»
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
{Хлопки в ладоши -- удары кулачками попеременно) Звери необычные, К холоду привычные. («Замок», меняя положение пальцев) Вот песец из норки смотрит,
{Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»)
Белый мишка важно ходит,
{Пальчики «шагают»)
Ну а морж, как капитан,
Покоряет океан
{Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
{Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)
Грузы возит целый день.
{Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
9. Упражнение для развития речевых и мимических навыков.
Вот плывет огромный кит, очень -- очень он сердит.
А сердит он от того, что боятся все его.
(Гнев)
На снегу бегут вприпрыжку
Два веселых белых мишки.
А как рады малыши,
Ну, скорее покажи!
{Радость)
В море, прямо на моржа
Плывет айсберг неспеша.
Морж воскликнул: «Ой, ой, ой.
Страшно мне, хочу домой!»
(Страх)
10. Упражнение для развития дыхания. Волны морские грозно шумят, Кажется нам, что волны шипят.
(Волнообразные движения руками вверх - вдох через нос, волнообразные движения вниз - выдох через рот со звуком «ш»)
11. Игра.
«Море волнуется»
1.Фигура оленя замри.
(кисти рук скрестить над головой, правая нога согнута в колене и выставлена на носок)
2.Кит океанский замри.
З.Морж поскорее замри.
(лежат на полу, корпус приподнят, руки в положении «ласты»)
12. Заключительное упражнение.
Музыкальный руководитель спрашивает детей о животных, которые живут на Севере.
Вновь на сани мы садимся,
На оленях быстро мчимся.
А теперь на самолете Мы окажемся в полете.
Вот и поезд, заходите,
Сигнал вы к отправленью ждите.
Дружно парами встаем
В группу мы сейчас пойдем.
68 Конспект логоритмического занятия по теме «Части тела»
Ребятишки, поскорее, Друг за другом мы встаем. Бодро, четко маршируя, В музыкальный зал войдем.
1. Водное упражнение.
Звучит «Марш» муз. Д.Кабалевского, дети маршируют по залу.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз, два, раз, два,
Остановиться нам пора.
Мы немного постояли
И друг к дружке парой встали.
2. Упражнение для развития внимания.
Игра «Друг к дружке»
Условия игры: Дети встают парами и жмут друг другу руки. После этого ведущий говорит, какими частями тела нужно будет поздороваться. Когда ведущий говорит «Друг к другу», дети должны найти нового партнера.
В круг большой мы все встаем, Упражнения начнем.
3. Упражнение, регулирующее мышечный тонус. «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел -Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.
(Движения выполняются по тексту стихотворения) В руки я флажок буру, Будем мы играть в игру.
4. Упражнение для развития чувства темпа и ритма. Игра «Флажок»
Дети идут по кругу. Воспитатель идет с флагом в противоположную сторону.
Дети встали в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому дать, Кому флаг передать?
Дети останавливаются. Воспитатель передает флажок ребенку, оказавшемуся напротив него. Игра продолжается с новым водящим.
Вот наш Ваня идет И флажок наш несет. Кому дать, кому дать, Кому флаг передать?
Раз, два, три, четыре, пять, Будем с вами танцевать.
5. Упражнение для развития координации слова с движением. «Детский бальный танец» муз. Тарлычеевой.
На носок, на носок, Каблучками топнем. Поворот, поворот, И в ладоши хлопнем. Шаг назад, шаг вперед, Дали руку другу. И пошли, и пошли, И пошли по кругу.
Движение выполняются по тексту.
Мы на стульчики пойдем
И немного отдохнем.
А ваши уши здесь у нас
Музыку прекрасную послушают сейчас.
6. Слушание.
«Вальс» муз. Майкапара.
А теперь...
Пусть поработает наш рот.
Песню каждый запоет.
7. Пение.
«Водичка -- водичка» р.н.потешка, муз. И.Нам.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазенки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, и кусался зубок.
«Все ребята любят мыться» муз. Т.Попатенко сл. О.Высотиной.
сб. «Гусельки» вып. №5, 1969 г. Вы хотите, чтобы птицы Прилетели в гости к вам, Или зайчик, или мишка Показались, дети, нам?
Ну-ка, дружно все за дело, Нам помогут части тела.
8.Упражнение для развития речевых и мимических навыков. Дети изображают разных птиц и животных и их повадки.
Девочки и мальчики, Приготовьте пальчики.
11. Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
{Пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
{Ритмичные касания пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
{Загибаем пальчики, начиная с большого)
Мы закончили считать.
{Встряхиваем кистями рук)
Будем песню запевать,
72 Будем мы в игру играть.
10. Игра. Р.н.игра «Дударь»
А теперь мы потянулись И друг другу улыбнулись. Маршируем раз, два, Возвращаться нам пора.
11. Заключительное упражнение. Дети под марш выходят из зала.
Конспект логоритмического занятия по теме «Профессии»
Профессий много есть на свете,
Какие? Скажут наши дети.
(Дети называют известные им профессии)
Профессии разные нужны, Профессии разные важны.
1. Вводное упражнение. Мастера, вставайте в ряд, Начинаем наш парад. Вот идут продавцы, Продавцы - молодцы. Вот строители идут. Очень важен этот труд. Вот, смотрите, повара, Просто чудо - мастера.
(Дети идут маршем, когда муз. руководитель называет другую профессию, дети меняют направление движения)
2. Упражнение для развития внимания.
Вот строители умело
Принимаются за дело.
(Ударяют кулачок о кулачок, имитируя работу молотка)
Нажал водитель на педаль,
И машина мчится в даль.
(Дети идут дробным шагом, в руках держат воображаемый руль)
В небо синее пилот
Поднимает самолет.
(Дети бегут легким бегом, руки в положении «крылья самолета») После разучивания движений дети выполняют задание в соответствии со звучащей музыкой.
3. Упражнение для развития координации слова с движением. «Строитель»
Папа строит дом кирпичный,
Папа каменщик отличный.
(Дети наклоняются вперед, ладонями показывают, как кладут кирпичи)
Если папа кран попросит,
Тот ему кирпич подносит.
Дети встают на носочки, руки вытягивают вперед -- стрела крана и выполняют поворот вокруг себя)
4. Упражнение для развития чувства темпа и ритма.
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина
Вперед бежит.
(дети идут дробным шагом, в руках держат воображаемый руль)
5. Упражнение, регулирующее мышечный тонус.
Только утро на порог, Повара пекут пирог. (Замесили тесто) Повара взялись за дело,
Тесто месят все умело. Раз, два, три, четыре, пять,
(Дети выполняют движения, имитирующие замес теста) Руки будут отдыхать. (Свободно бросают руки вниз)
6. Упражнение для развития дыхания. Я сижу, чуть-чуть не плачу,
Повар суп сварил горячий. Я подую на него, Съем до капельки все - все.
(дети берут дыхание через нос, задерживают его, а затем тонкой струей выдыхают через рот. Упражнение повторить несколько раз.)
7. Слушание.
«Продавщица» сл. В.Суслова, муз. Г.Портнова. сб. «Песенки о профессиях», Л., «Музыка», 1986 г.
8. Пение.
«Машина» сл. Н.Найденовой, муз. Т.Попатенко.
9. Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. «Молочный магазин»
В магазин везут продукты,
(Крутим руль)
Но не овощи, не фрукты,
(От себя отталкиваем открытые ладони)
Сыр, сметану и творог
И любимый наш сырок.
Привезли из далека Два бидона молока. {Загибаем по одному пальцу на обеих руках)
10. Упражнение для развития речевых и мимических навыков. «Продавец»
Продавец ребятам рад,
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные,
Золотые рыбки
И всем нам по улыбке.
(улыбнуться)
11. Игра.
«Доктор»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в доктора играть.
Раз, два, три, выходи,
Всех лечить здесь будешь ты.
{Считалкой выбирается ведущий -- доктор)
Неужели, в самом деле
(Дети лежат на боку, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди)
Доктор, к нам ты приходи,
Нас скорее полечи.
{Ребенок - доктор лечит больных)
Вот теперь - то все здоровы,
Можно веселиться снова. (Дети поскоками двигаются в разных направлениях)
12.Заключительное упражнение.
Музыкальный руководитель задает детям вопрос: «Что делает (название профессии)?». Перечислить известные профессии: врач, продавец, строитель, повар.
Мастера вставайте в ряд,
Завершаем наш парад.
(Дети маршем выходят из зала)
Заключение
Целью нашего исследования было на основе анализа существующей практики работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, определить значение музыкальных занятий в корректировке данных нарушений. Для ее достижения нами изучена литература по теме исследования, проанализированы основные приемы, методы, формы работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений. Во второй главе исследования мы обратились к практике работы музыкального руководителя ДОУ № 116 г. Омска Даниленко Ирины Валентиновны и проанализировали занятие по логоритмике с детьми старшей группы.
Анализ практики показал, что в данном дошкольном учреждении используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо них в специализированном дошкольном учреждении, где находятся дети с нарушением речи, могут быть использованы и такие формы, как: логоритмика; психогимнастика; игротерапия. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкальных инструментах, ритмическими движениями.
Информация о работе Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи