Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа
Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.
Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35
Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48
Сахалинский государственный университет
Южно-Сахалинский
педагогический колледж
ПЦК
вокально-хоровых дисциплин и методик
преподавания музыки
Выпускная квалификационная работа
Роль
музыкальных занятий в
Специальность
музыкальное образование
курс
IV, группа 410
Научный руководитель:
Южно-Сахалинск
2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное
воспитание дошкольников…………………
1.3. Занятия
как основная форма музыкально-
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие
выводы по I главе………………………………………….....35
Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты
заключительного этапа
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48
Приложения
……………………………………………………………………..51
Введение
Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Вопросами музыкального воспитания дошкольников занимались и занимаются ведущие педагоги-музыканты Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Г.П. Новикова, С. Бекман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др.
Огромное внимание музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения уделяла В .Н. Шацкая.
Гармоничность
музыкально-эстетического
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость.
2.
Обогащать впечатления детей,
знакомя их в определенной
системе с разнообразными
3.
Приобщать детей к
4.
Развивать общую музыкальность
детей (сенсорные способности,
ладовысотный слух, чувство ритма),
формировать певческий голос
и выразительность движений. Если
в этом возрасте ребенка
5.
Содействовать первоначальному
развитию музыкального вкуса.
На основе полученных
6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных игра и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать1.
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.
Одним из наиболее доступных и в то же время сильных средств воспитания детей является проведение музыкальных занятий. Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, формируют нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Система
музыкально-эстетического
Взаимодействие между видами искусств, их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияние — принадлежит к числу важнейших вопросов эстетики. В них скрещиваются разделы теоретические, связанные с трактовкой системы искусств, их специфики с творческими вопросами художественной практики. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность тех или иных конкретных результатов творчества.
Вместе с тем, разными путями все виды искусств идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь, формирующих общественное сознание человека и его личность. Существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия являются общность эстетического освоения мира общественным человеком, единство решаемых всеми искусствами исторических задач3.
Вопросами изучения взаимодействия различных видов искусств занимались Б.Т. Лихачёв, Н.И. Киященко, В.В. Неверов, М.Д. Таборидзе. А М.С. Каган, М.Е. Марков, Ю.А. Кремлёв которые считали, что в основе взаимодействия искусств лежит общность, существующая между ними, обусловленная их происхождением, единством социальных задач и функций, художественно-образной природой, приёмами и законами построения. Вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии искусств нельзя ставить абстрактно. В одних случаях взаимодействие может быть очень плодотворным, имеющим положительные последствия, в других — неплодотворным, дающим отрицательные -результаты. плодотворно или неплодотворно взаимодействие искусств — в общей форме ответить на этот вопрос нельзя. Всё зависит от конкретного характера взаимодействия. В процессе интегрированных занятий синтез музыки и других видов искусств проходит непосредственно и соединяет их в едином воздействии, что отражается на творческом процессе и развивает детей эстетически и духовно4.
Из выше сказанного видно, что проблема организации интегрированных занятий в процессе музыкально-эстетического воспитания на сегодняшний день является актуальной.
Решение данной проблемы определяет предмет и направление исследования, а также цель, задачу и гипотезу работы.
Изучая взаимосвязь искусств на интегрированных занятиях детей старшего дошкольного возраста, мы решили выяснить, насколько это эффективно в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников и какие могут быть результаты.
Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.
Изучить особенности
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: мы предполагаем, что интегрированные занятия способствуют развитию музыкально-эстетического вкуса, музыкально-эстетических чувств, если музыкальный руководитель:
-
использует на музыкальных
-
проводит интегрированные
-
использует взаимосвязь
Исследование проходило в три этапа.
На первом, констатирующем этапе исследования (сентябрь 2007 года) была проведена диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку у детей подготовительной группы в ходе интегрированных занятий. Был сделан первичный «срез» уровней музыкально-эстетического развития детей подготовительной группы в процессе музыкальной деятельности. В ходе работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, диагностика музыкально-эстетического развития на музыкальных занятиях.
На втором, формирующем этапе исследования (октябрь 2007 — март 2008 гг.) велась целенаправленная работа по музыкально-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Работа заключалась в проведении интегрированных занятий, вечеров развлечений, концертов, праздников.
На третьем, заключительном этапе исследования (апрель 2008 года) были подведены итоги исследования, сформулированы окончательные выводы. Была проведена повторная диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку у детей на занятиях и повторный «срез» уровней музыкально-эстетического развития детей подготовительной группы в процессе музыкальной деятельности. Были разработаны рекомендации по теме исследования. Материалы исследования были оформлены в виде Выпускной квалификационной работы.
Новизна исследования заключается в установлении необходимости методически правильной организации работы по проведению интегрированных занятий.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что методы и формы работы, используемые в данном исследовании, могут применяться в работе музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждениях и учителей начальных классов.
Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ