Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35

Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 мое.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

    I – сосредоточенность внимания

    II – продолжительность восприятия

    III – двигательная активность

    IV – наличие действий с музыкальными инструментами

    V – желание ребенка слушать музыку

    VI – количество балов

 

                                                                  Приложение 3 

    Таблица 3. Уровни музыкально-эстетического развития у детей экспериментальной группы А в процессе музыкальной деятельности (констатирующий этап) 

п/п

Ф. И. Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Лера А.   +  
2. Володя Е.   +  
3. Света Ж. +    
4. Павел З.     +
5. Ира Л. +    
6. Игорь Н.   +  
7. Женя Р.     +
8. Даша Ч   +  
9. Вера Ш.     +
  Всего 2 4 3
  Всего в % 22.2 44.5 33.3
 

 

                                                                  Приложение 4 

    Таблица 4. Уровни музыкально-эстетического развития у детей экспериментальной группы А в процессе музыкальной деятельности (констатирующий этап) 
 

п/п

Ф. И. Уровни
Высокий Средний Низкий
1. Олег А.     +
2. Андрей Б.   +  
3. Оксана Г. +    
4. Сергей К.   +  
5. Лена О.   +  
6. Надя П.   +  
7. Сергей Т.     +
8. Таня У.   +  
9. Юра Ш.     +
10. Лиза Щ. +    
  Всего 2 5 3
  Всего в % 20 50 30
 

 

                                                                  Приложение 5 

Праздничное мероприятие «Весенняя радость»

для детей  подготовительной к школе группы. 

    Цель: Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки Чайковского. Развить творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой Чайковского посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.

    Дети входят в зал под пение птиц (фонограмма). Воспитатель загадывает им незнакомую загадку о весне. Дети отгадывают.

    Музыкальный руководитель: Есть и музыкальная загадка для вас. Послушайте ее! (Исполняет пьесу «Песнь жаворонка» из «Детского альбома».) Можно ли отгадать, о чем рассказала музыка? (Ответ детей.) А как вы догадались, что это музыка о весне? (Ответы детей, характеризующие настроение пьесы, особенности ее звучания, высказывания о своих музыкальных впечатлениях.) Прозвучала «Песнь жаворонка» Чайковского... Петр Ильич очень любил весну. Он говорил, что нет для него большей радости, чем встречать ее не в городе, а в сельской местности, на природе. Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

    «Весенняя радость» - так называется наше занятие. О весенней радости можно рассказать, песенку спеть, музыку послушать. А  можно весеннюю радость передать в движении?

    Представим  себе нежный голубой подснежник, который  пробился из-под снега и тянется к солнышку. Кто из девочек потанцует под весеннюю музыку Чайковского?

    Две-три девочки импровизируют: танцуют свободно, легко и выразительно под звучание в грамзаписи пьесы «Подснежник» («Времена года»).

    Музыкальный руководитель: Весной расцветает вся природа. Мы любуемся зеленой травой, первыми листочками на деревьях, красивыми цветами на лугах... А как цветут сады, сирень, черемуха! Аромат весеннего цветения разносит по всей земле. Весну воспевали художники, композиторы, поэты.

    Ребенок читает стихотворение «Черемуха» С. Есенина.

    Музыкальный руководитель: Ребята, а вам хотелось бы нарисовать весну? А что вы нарисуете? (Ответы детей.) Вспомним, какие краски принесла с собой весна. Зимой все было белым от снега, а пришла весна и раскрасила природу... (Дети говорят о весенней палитре.) Цвета природы каждый из нас видит немножко по-своему. Но не забудьте о светлых нежных тонах, потому что весна — очень нежное время года. Рисуйте то, что вам больше всего понравилось весной, пусть это будет ваша фантазия.

    Дети рисуют красками. Звучат в грамзаписи произведения Чайковского: пьеса «Мелодия», романс «То было раннею весной» (стихи А. Толстого).

    Музыкальный руководитель: (после рассматривания рисунков). В ваших рисунках столько нежности, красоты... Весной вместе с природой пробуждается и наша душа: мы мечтаем о любви, о счастье... Сегодня звучала прекрасная музыка Чайковского, и мы еще ярче почувствовали весеннюю радость... Помните, как пелось в романсе: «О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы!» 

 

                            Приложение 6 

Праздник «Мама»

    для детей подготовительной к школе  группы. 

    Дети входят в зал под звуки пьесы «Сладкая греза» Чайковского. Слушают музыку.

              Музыкальный руководитель: Только просыпаюсь — улыбаюсь я, Солнышко целует ласково меня,           Я смотрю на солнце — маму вижу я, Мое солнце — мамочка моя!

            (В .Крючков)

    Самая добрая, самая родная... А как вы думаете, почему мы так любим наших  мам? (Ответы детей.)

    Сегодня мне хочется рассказать вам, как  любил свою маму композитор Чайковский. Мама пела ему в детстве красивые песни, романсы... Один из них, «Соловей», Петя запомнил на всю жизнь, И когда, будучи уже взрослым, он слушал этот романс, то всегда вспоминал о своей маме: какой она была ласковой, заботливой, как радовалась успехам своего сына, огорчалась его неудачам. Когда мальчик подрос, и пришло время учиться, он собрался в дальнюю дорогу, в Петербург. Мама с сестренкой проводили его на станцию, попрощались с ним и поехали домой: Но Петя так расстроился, так разволновался. Что бросился догонять их, чтобы еще раз увидеть свою маму, прижаться к ней покрепче. Этот момент расставания композитор тоже запомнил на всю жизнь.

    Петр  Ильич Чайковский сочинил для  детей много музыки. Помните, мы слушали с вами пьесы из «Детского альбома»? Есть среди них и пьеса «Мама». Чайковский напоминает детям, чтобы они любили своих мам, никогда о них не забывали. Послушаем музыку о маме и подумаем о ней! (Исполняет пьесу «Мама» на фортепиано.)

    Дети делятся своими впечатлениями о пьесе, о ее настроении, высказывают предложение о том, что «рассказывает» музыка о маме.

    Музыкальный руководитель: Все мамы очень любят красивые цветы. Давайте придумаем (каждый — для своей мамы) волшебный цветок. Хотите нарисовать такой? Приступайте, а нежная, ласковая музыка Чайковского будет помогать фантазировать.

    Дети  рисуют красками. Звучит «Наталия — вальс» в грамзаписи.

    Музыкальный руководитель: (после рассматривания рисунков). Какие красивые, волшебные цветы вы подарите сегодня вашим мамам! Не стесняйтесь сказать им о своей любви, поцеловать их. Для каждой мамы дороже всего на свете ее дети. 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                  Приложение 7 
               
               

    Таблица 5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку у детей экспериментальной группы А в процессе музыкального занятия (заключительный этап) 
 

№ п/п Ф. И. I II III IV V VI
1. Лера А. 3 3 3 3 3 15
2. Володя Е. 2 3 2 2 3 12
3. Света Ж. 3 3 3 3 3 15
4. Павел З. 3 3 3 3 3 15
5. Ира Л. 3 3 3 3 3 15
6. Игорь Н. 3 3 3 3 3 15
7. Женя Р. 2 2 3 2 2 11
8. Даша Ч 3 3 3 3 3 15
9. Вера Ш. 2 1 2 1 1 7

Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ