Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35

Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 мое.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

    Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и  родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

    Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательного распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствии возрастным возможностям детей13.

    Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах. 
 
 
 
 
 
 
 

           1.4. Виды и типы музыкальных занятий 

    Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения  всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д.

    В зависимости от состава детей  занятия подразделяют на следующие  виды: фронтальные (объединяющие всю  возрастную группу), групповые (большие  группы по 4 — 7 детей), индивидуальные, объединенные (занимаются 2 - З возрастные группы). В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными14.

    Каждый  из видов занятий отвечает общим  задачам музыкального воспитания и  имеет свои специфические задачи, это все отражается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастной группе детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.

    Структура музыкальных занятий, имеющая в  практике некоторую стабильность, может  и должна варьироваться в зависимости  от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизического состояния детей.

    По  содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные  бывают еще и комплексными) в зависимости  от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличие темы.

    Детей принимают в дошкольное учреждение с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5 — 10 минут.

    Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную  отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желании подпевать, двигаться.

    Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому  без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

    Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных произведений специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию.

    Важно вызвать у ребенка радость  общения с музыкой, соответствующие  ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

    Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

    Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, — восприятие музыки, которое  включает простейшие движения, игровые  действия детей, подпевание.

    Педагог должен поощрять малейшие музыкальные  проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки. 

    Выявив  склонности детей к отдельным  видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно  в кружке, студии или музыкальной  школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей.

    Индивидуальные  музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учете уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционально жизненного тонуса.

    Индивидуальные  занятия и по подгруппам проводятся не только с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, но также во всех возрастных группах.

    Это вызвано, с одной стороны, тем, что  дети развиваются неодинаково, их музыкальные  проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности.

    По  содержанию индивидуальные занятия  бывают преимущественно доминантными. Преобладать может не только один из видов деятельности. Занятие может быть направлено на развитие какой-либо музыкальной способности. В этом случае оно включает различные виды музыкальной деятельности.

    Индивидуальные  доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных  инструментах. Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различения высоты звуков даются всей группе детей, начиная с младшего возраста.

    Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты слуховые представления, музыкально - ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в коллективе сверстников. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех отсталых детей. На таких занятиях решаются задачи музыкально-сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, музыкально-ритмическим движениям, игре в ансамбле на детских музыкальных инструментах, творческие музыкальные задачи.

    Музыкальные объединенные групповые занятия  проводятся эпизодически. Они организуются педагогом в целях установления слаженности коллективного исполнения песен, танцев, шествия детей при входе на праздник. Проверяется общая слаженность движений для праздничного шествия, входа: начало движения после вступления к маршу, поочередный выход отдельных групп, размещение в зале и т.д.

    Все виды музыкальных занятий представляют собой учебный, развивающий воспитательно-образовательный  комплекс целенаправленной, различно организуемой музыкальной деятельности детей. Все виды этой деятельности оказывают на ребенка эмоционально — эстетическое воздействие, создают особую заинтересованность в процессе обучения, воспитывают у детей любовь к музыке, стремление к музыкальному исполнительству и творчеству15. 
 

    Типовое занятие.

    Особенностью  типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

    Вместе  с тем использовать все виды музыкальной  деятельности на каждом занятии за 15—30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

    Обучение  игре на музыкальных инструментах и  творческие задания требует на занятиях и вне их много времени. Ссылаясь на его недостаток, музыкальные руководители редко обращаются к этим видам деятельности.

    Необходимо  тщательно продумывать очередность  заданий. Например, петь после пляски трудно из-за неустановившегося дыхания, поэтому перед пением нужно снизить  двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности.

    Задания, требующие эмоциональной и умственной активности. Сосредоточенности, лучше  давать в начале занятия. Ребятам  трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.

    Важно регулировать физическое и психическое  состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог  должен даже по ходу занятия изменить запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.

    Дошкольников, проявляющих склонности к отдельным видам музыкальной деятельности, объединяют в подгруппы. Это позволяет уделять большое внимание одаренным детям16. 

    Тематическое занятие.

    Если  занятие объединено темой, взятой из жизни, или собственно музыкальной темой, оно носит тематический характер.

    Выделяют  три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные — в зависимости  от характера избранной темы, наличия  сюжета.

    Тематическое  занятие иногда проводят вместо праздничного утренника. Вместо концерта, подготовленного  силами детей, на таком занятии педагог  рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной  дате, сопровождает повествование музыкой.

    На  занятии, связанном с праздничной  датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное — с  помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с  жизнью.

    Музыкально — тематическое занятие — еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т.д. Темы таких занятий могут быть различными.

    Сюжетное музыкальное занятие не только объединено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображения, дает простор творческой фантазии.

    В зависимости от сюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передавать в ней определенное настроение.

    Игровые и сказочные ситуации используются на занятиях и в виде фрагментов. В младшей группе даже ритмическая  разминка может быть дана образной форме.

    Поиски  образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную  форму, не должны носить характер развлечения  или отрепетированного мероприятия.

    Все виды тематических занятий применяются  в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке17.

    Музыкальные занятия.

    Цель  этого вида занятий — дать детям  представления о специфике различных  видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.

    Все музыкальные или как их еще называют, комплексные занятия в дошкольном образовательном учреждении строятся на синтезе искусств. Раньше, занимаясь строго по Типовой программе Министерства образования, детский сад не мог объединить сразу несколько видов искусств в одном занятии, это не было предусмотрено программой. А сейчас на современном этапе детский сад выбирает себе ту модель воспитания дошкольника и ту программу, которая наиболее применима для материально-технического оснащения и уровня кадровой подготовки именно этого образовательного учреждения.

Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ