Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа
Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.
Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35
Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48
I – сосредоточенность внимания
II – продолжительность восприятия
III – двигательная активность
IV – наличие действий с музыкальными инструментами
V – желание ребенка слушать музыку
VI – количество баллов
Приложение 8
Таблица
6. Диагностика эмоциональной
отзывчивости на музыку
у детей контрольной
группы Б в процессе
музыкального занятия (заключительный
этап)
№ п/п | Ф. И. | I | II | III | IV | V | VI |
1. | Олег А. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 |
2. | Андрей Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
3. | Оксана Г. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
4. | Сергей К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
5. | Лена О. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
6. | Надя П. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 11 |
7. | Сергей Т. | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 10 |
8. | Таня У. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 11 |
9. | Юра Ш. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7 |
10. | Лиза Щ. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
I – сосредоточенность внимания
II – продолжительность восприятия
III – двигательная активность
IV – наличие действий с музыкальными инструментами
V – желание ребенка слушать музыку
VI – количество балов
Приложение 9
Таблица
7. Уровни музыкально-эстетического
развития у детей
экспериментальной
группы А в процессе
музыкальной деятельности (заключительный
этап)
№
п/п |
Ф. И. | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Лера А. | + | ||
2. | Володя Е. | + | ||
3. | Света Ж. | + | ||
4. | Павел З. | + | ||
5. | Ира Л. | + | ||
6. | Игорь Н. | + | ||
7. | Женя Р. | + | ||
8. | Даша Ч | + | ||
9. | Вера Ш. | + | ||
Всего | 5 | 3 | 1 | |
Всего в % | 55.6 | 33.3 | 11.1 |
Приложение 10
Таблица
8. Уровни музыкально-эстетического
развития у детей
экспериментальной
группы Б в процессе
музыкальной деятельности (заключительный
этап)
№
п/п |
Ф. И. | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Олег А. | + | ||
2. | Андрей Б. | + | ||
3. | Оксана Г. | + | ||
4. | Сергей К. | + | ||
5. | Лена О. | + | ||
6. | Надя П. | + | ||
7. | Сергей Т. | + | ||
8. | Таня У. | + | ||
9. | Юра Ш. | + | ||
10. | Лиза Щ. | + | ||
Всего | 4 | 4 | 2 | |
Всего в % | 40 | 40 | 20 |
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, формируют нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Система
музыкально-эстетического
Взаимодействие между видами искусств, их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияние — принадлежит к числу важнейших вопросов эстетики. В них скрещиваются разделы теоретические, связанные с трактовкой системы искусств, их специфики с творческими вопросами художественной практики. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность тех или иных конкретных результатов творчества.
Вместе с тем, разными путями все виды искусств идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь, формирующих общественное сознание человека и его личность. Существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия являются общность эстетического освоения мира общественным человеком, единство решаемых всеми искусствами исторических задач20.
Вопросами
изучения взаимодействия различных
видов искусств занимались Б.Т. Лихачёв,
Н.И. Киященко, В.В. Неверов, М.Д. Таборидзе.
А М.С. Каган, М.Е. Марков, Ю.А. Кремлёв которые
считали, что в основе взаимодействия
искусств лежит общность, существующая
между ними, обусловленная их происхождением,
единством социальных задач и функций,
художественно-образной природой, приёмами
и законами построения. Вопрос о взаимодействии
и взаимовлиянии искусств нельзя ставить
абстрактно. В одних случаях взаимодействие
может быть очень плодотворным, имеющим
положительные последствия, в других —
неплодотворным, дающим отрицательные
результаты. Плодотворно или неплодотворно
взаимодействие искусств — в общей форме
ответить на этот вопрос нельзя. Всё зависит
от конкретного характера взаимодействия.
В процессе музыкальных занятий синтез
музыки и других видов искусств проходит
непосредственно и соединяет их в едином
воздействии, что отражается на творческом
процессе и развивает детей эстетически
и духовно21.
Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ