Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35

Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 мое.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

    В результате нашего исследования мы установили роль музыкальных занятий в развитии детей. Полученные нами выводы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что интегрированные занятия способствуют развитию музыкально-эстетического вкуса, музыкально-эстетических чувств, если музыкальный руководитель:

    - использует на музыкальных занятиях различные виды искусств;

    - проводит интегрированные занятия, сочетающие в себе литературу, изобразительное искусство, музыку, устное народное творчество;

    - использует взаимосвязь искусств  на праздниках, в развлечениях  и досугах.

    Подводя итог можно сказать, что использование  различных видов искусств на интегрированных занятиях влияет на музыкально — эстетическое развитие дошкольников, позволяет внести в процесс музыкально-эстетического воспитания более глубокое понимание детьми музыкально-жанрового разнообразия, различных видов искусств — театра, живописи, литературы, устного народного творчества.

 

     Список литературы 

1. Азизян  И.А. Вопросы взаимодействия искусств (композиционно-методологический аспект проблемы) / И.А. Азизян //Советское искусствознание.- 1975.—№ 224.— 344 с.

2. Александрова З. Развлечения в жизни дошкольников/ З. Александрова //

Дошкольное воспитание.—1989.—№ 1.— 124 с.

3. Арисменди  А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание / А.Л. Арисменди. — М.: Просвещение, 1989. — 244 с.

4. Асафьев  Б.В. Избранные статьи о музыкальном  образовании и просвещении / Б.В. Асафьев. — М: Просвещение, 1973. — С. 23 —24.

5. Ашиков  В. Дошкольное воспитание в новом веке / В. Ашиков //

дошкольное воспитание. — 2000. — № 4. — С. 6 — 10.

6. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств в системе

музыкального  воспитания ДОУ Л.Г. Бейрюмова. — М.: Просвещение, 1975.

—224 с.

7. Ванслов  В.В. Изобразительное искусство  и музыка / В.В. Ванслов. — Л.:

Художник  РСФСР, 1983. — С. 39—41.

8. Взаимодействие  и синтез искусств / Под. ред. д.д. Благой, Б.Ф. Егоров и

др.—Л.: Наука, 1978.—269с.

9. Ветлугина  Н.А. Развитие музыкальных способностей  дошкольников /

Н.А. Ветлугина. —М.: Просвещение, 1964.—С. 141.

10. Ветлугина  Н.А. Музыкальное развитие ребёнка  / Н.А. Ветлугина. — М.:

Просвещение, 1968. — С. 26.

11. Ветлугина  Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные

занятия в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.

Комисарова. — М.: Просвещение, 1984—234 с.

12. Воловник  Н.С. У истоков русского фольклора: Учебно-методическое

пособие /Н.С. Воловник. —М.: РИО Мособлупр. полиграф издат., 1994.—С.

5 —  10.

13. Выготский  Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. — М.: Наука, 1960.—С. 35—68.

14. Галлеев  Б.М. Содружество чувств и синтез  искусства / Б.М. Галлеев. —

М.: Знание, 1982. —63 с.

15. Гроссе Э. Происхождение искусства/ Э. Гроссе. — М.: Искусство, 1899.

- С.45.

16. Зимина  Е.И. Музыкальное воспитание детей  дошкольного возраста!

Е.И. Зимина. — М.: ВЛАДОС, 2002. — С. 56-59.

17. Кабалевский  д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский.

— М.: Просвещение, 1978. — С. 98 —99.

18. Каган  М.С. О воспитании как специфической  социальной деятельности

и о  роли искусства в нем/ М.С. Каган // Педагогика высшей школы. — 1982.

—№4.—С. 11—12.

19. Каган  М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом

процессе/ М.С. Каган // Музыка в школе. — 1987.—  № 9.— С. 28— 32.

20. Коморова  Н.Г. О взаимосвязи искусств  в эстетическом воспитании

детей / Н.Г. Коморова// Дошкольное воспитание. — 1995. — № 5. — С. 47 —

49.

21. Левин А.Г., Щирина Ф.С. Воспитание и обучение детей 3 —7 лет/ А.Г.

Левин, Ф.С. Ширина/ Под ред. Ядэшко В.И. — М.: Просвещение, 1975.— С.

45—50.

22. Медушевский В.В. Музыка в семье искусства / В.В. Медушевский//

Музыка в школе.—1984.—№1.—С.31—35.

23. Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в

музыкальном воспитании дошкольников / Н. Морозова, Н. Суетина //

Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 122.

24. Новикова  Г.П. Взаимосвязь музыкального  и изобразительного

народного искусства как средство эстетического воспитания детей

старшего  дошкольного возраста. Автореферат  дисс. / Г.П. Новикова. — М.:

ЛИИ РСФСР, 1994.— 124 с.

25. Новикова  Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.П. Новикова. —М.: Аркти, 2000. —С. 23—32.

26. Пиличяускас  Н. Познание музыки как воспитательная проблема / Н. Пиличяускас. —М.: Академия, 2001.— 198 с.

27. Праздники  и развлечения в детском саду / Сост. С.И. Бекина. — М.:

Просвещение, 1982.— 256 с.

28. Радынова  О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. — М.: Просвещение,

1990.—164с.

29. Радынова  О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. — М.:

ВЛАДОС, 1997.- С.3.

30. Тарасова  К. Основа системы музыкального  восприятия i К. Тарасова 1/

дошкольное  воспитание. — 2002. — №6. — С. 80 — 82.

31. Терентьева  Н.А. Художественно — творческое развитие младших

школьников  на уроках музыки в процессе целостного восприятия

различных видов искусства/ Н.А. Терентьева / М — во нар. образования

РСФСР. —М.: Прометей, 1990. —184 с.

32. Художественное творчество в детском саду/ Под ред. НА. Ветлугиной.

—М.: Просвещение, 1974.— 196 с.

33. Циркова  Н. Комплексное занятие как одно из условий развития

эмоционально-ценностного восприятия искусства / Н. Циркова //

Дошкольное воспитание. —2000.— М 4.— С. 127— 131.

34. Эстетическое  воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. —

М.: Просвещение, 1978. —244 с.

 

                            Приложение 1 
                       

    Таблица 1. Диагностика эмоциональной  отзывчивости на музыку у детей экспериментальной  группы А в процессе музыкального занятия (констатирующий этап) 
 

№ п/п Ф. И. I II III IV V VI
1. Лера А. 3 1 2 2 2 10
2. Володя Е. 2 2 2 2 2 10
3. Света Ж. 3 2 3 3 3 14
4. Павел З. 1 1 1 1 1 5
5. Ира Л. 3 3 3 3 3 15
6. Игорь Н. 1 2 2 2 1 8
7. Женя Р. 1 1 1 1 1 5
8. Даша Ч 3 2 2 2 1 10
9. Вера Ш. 1 1 2 1 1 6
 
 
 

    I – сосредоточенность внимания

    II – продолжительность восприятия

    III – двигательная активность

    IV – наличие действий с музыкальными инструментами

    V – желание ребенка слушать музыку

    VI – количество баллов

 

                                                                  Приложение 2 

    Таблица 2. Диагностика эмоциональной  отзывчивости на музыку у детей контрольной группы Б в процессе музыкального занятия (констатирующий этап) 

№ п/п Ф. И. I II III IV V VI
1. Олег А. 2 1 1 1 1 6
2. Андрей Б. 2 2 1 2 2 9
3. Оксана Г. 3 2 3 3 3 14
4. Сергей К. 2 1 1 2 1 7
5. Лена О. 2 2 2 2 2 10
6. Надя П. 2 2 2 2 2 10
7. Сергей Т. 1 1 1 1 1 5
8. Таня У. 2 1 2 2 1 8
9. Юра Ш. 1 1 2 1 1 6
10. Лиза Щ. 3 3 3 3 3 15

Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ