Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа
Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.
Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35
Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48
В результате нашего исследования мы установили роль музыкальных занятий в развитии детей. Полученные нами выводы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что интегрированные занятия способствуют развитию музыкально-эстетического вкуса, музыкально-эстетических чувств, если музыкальный руководитель:
- использует на музыкальных занятиях различные виды искусств;
- проводит интегрированные занятия, сочетающие в себе литературу, изобразительное искусство, музыку, устное народное творчество;
-
использует взаимосвязь
Подводя итог можно сказать, что использование различных видов искусств на интегрированных занятиях влияет на музыкально — эстетическое развитие дошкольников, позволяет внести в процесс музыкально-эстетического воспитания более глубокое понимание детьми музыкально-жанрового разнообразия, различных видов искусств — театра, живописи, литературы, устного народного творчества.
Список литературы
1. Азизян
И.А. Вопросы взаимодействия
2. Александрова З. Развлечения в жизни дошкольников/ З. Александрова //
Дошкольное воспитание.—1989.—№ 1.— 124 с.
3. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание / А.Л. Арисменди. — М.: Просвещение, 1989. — 244 с.
4. Асафьев
Б.В. Избранные статьи о
5. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке / В. Ашиков //
дошкольное воспитание. — 2000. — № 4. — С. 6 — 10.
6. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств в системе
музыкального воспитания ДОУ Л.Г. Бейрюмова. — М.: Просвещение, 1975.
—224 с.
7. Ванслов
В.В. Изобразительное
Художник РСФСР, 1983. — С. 39—41.
8. Взаимодействие и синтез искусств / Под. ред. д.д. Благой, Б.Ф. Егоров и
др.—Л.: Наука, 1978.—269с.
9. Ветлугина
Н.А. Развитие музыкальных
Н.А. Ветлугина. —М.: Просвещение, 1964.—С. 141.
10. Ветлугина
Н.А. Музыкальное развитие
Просвещение, 1968. — С. 26.
11. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные
занятия в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.
Комисарова. — М.: Просвещение, 1984—234 с.
12. Воловник
Н.С. У истоков русского
пособие /Н.С. Воловник. —М.: РИО Мособлупр. полиграф издат., 1994.—С.
5 — 10.
13. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выготский. — М.: Наука, 1960.—С. 35—68.
14. Галлеев
Б.М. Содружество чувств и
М.: Знание, 1982. —63 с.
15. Гроссе Э. Происхождение искусства/ Э. Гроссе. — М.: Искусство, 1899.
- С.45.
16. Зимина
Е.И. Музыкальное воспитание
Е.И. Зимина. — М.: ВЛАДОС, 2002. — С. 56-59.
17. Кабалевский д.Б. Как рассказывать детям о музыке?/ Д.Б. Кабалевский.
— М.: Просвещение, 1978. — С. 98 —99.
18. Каган
М.С. О воспитании как
и о роли искусства в нем/ М.С. Каган // Педагогика высшей школы. — 1982.
—№4.—С. 11—12.
19. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом
процессе/ М.С. Каган // Музыка в школе. — 1987.— № 9.— С. 28— 32.
20. Коморова Н.Г. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании
детей / Н.Г. Коморова// Дошкольное воспитание. — 1995. — № 5. — С. 47 —
49.
21. Левин А.Г., Щирина Ф.С. Воспитание и обучение детей 3 —7 лет/ А.Г.
Левин, Ф.С. Ширина/ Под ред. Ядэшко В.И. — М.: Просвещение, 1975.— С.
45—50.
22. Медушевский В.В. Музыка в семье искусства / В.В. Медушевский//
Музыка в школе.—1984.—№1.—С.31—35.
23. Морозова Н., Суетина Н. Ищем новые формы, методы и приемы в
музыкальном воспитании дошкольников / Н. Морозова, Н. Суетина //
Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 122.
24. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного
народного искусства как средство эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста. Автореферат дисс. / Г.П. Новикова. — М.:
ЛИИ РСФСР, 1994.— 124 с.
25. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.П. Новикова. —М.: Аркти, 2000. —С. 23—32.
26. Пиличяускас Н. Познание музыки как воспитательная проблема / Н. Пиличяускас. —М.: Академия, 2001.— 198 с.
27. Праздники и развлечения в детском саду / Сост. С.И. Бекина. — М.:
Просвещение, 1982.— 256 с.
28. Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. — М.: Просвещение,
1990.—164с.
29. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. — М.:
ВЛАДОС, 1997.- С.3.
30. Тарасова
К. Основа системы
дошкольное воспитание. — 2002. — №6. — С. 80 — 82.
31. Терентьева Н.А. Художественно — творческое развитие младших
школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия
различных видов искусства/ Н.А. Терентьева / М — во нар. образования
РСФСР. —М.: Прометей, 1990. —184 с.
32. Художественное творчество в детском саду/ Под ред. НА. Ветлугиной.
—М.: Просвещение, 1974.— 196 с.
33. Циркова Н. Комплексное занятие как одно из условий развития
эмоционально-ценностного восприятия искусства / Н. Циркова //
Дошкольное воспитание. —2000.— М 4.— С. 127— 131.
34. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. —
М.: Просвещение, 1978. —244 с.
Приложение
1
Таблица
1. Диагностика эмоциональной
отзывчивости на музыку
у детей экспериментальной
группы А в процессе
музыкального занятия (констатирующий
этап)
№ п/п | Ф. И. | I | II | III | IV | V | VI |
1. | Лера А. | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 10 |
2. | Володя Е. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
3. | Света Ж. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 14 |
4. | Павел З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
5. | Ира Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
6. | Игорь Н. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 8 |
7. | Женя Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
8. | Даша Ч | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 10 |
9. | Вера Ш. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 |
I – сосредоточенность внимания
II – продолжительность восприятия
III – двигательная активность
IV – наличие действий с музыкальными инструментами
V – желание ребенка слушать музыку
VI – количество баллов
Таблица
2. Диагностика эмоциональной
отзывчивости на музыку
у детей контрольной
группы Б в процессе
музыкального занятия (констатирующий
этап)
№ п/п | Ф. И. | I | II | III | IV | V | VI |
1. | Олег А. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
2. | Андрей Б. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 |
3. | Оксана Г. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 14 |
4. | Сергей К. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 |
5. | Лена О. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
6. | Надя П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
7. | Сергей Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
8. | Таня У. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 8 |
9. | Юра Ш. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 6 |
10. | Лиза Щ. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ