Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35

Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 мое.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

    Поэтому на музыкальных занятиях важно не формально, а продуманно объединять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

    Музыкальное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом, и, наконец, темой может быть само искусство.

    Это многообразие тем обогащает содержание музыкальных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

    Тема, взятая из жизни или связанная  со сказкой, например «Времена года», «Сказочные персонажи», помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отменить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

    Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей — передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» - «Не ветер бушует над бором...» (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

    На  занятии, посвященном теме «Сказочные персонажи», интересно не только проследить, как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, го и сравнить несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему, например: пьесы «Баба-Яга» П. И.Чайковского из «детского альбома», «Баба-Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба-Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки» и др.

    На  занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных  инструментов или некоторыми другими средствами выразительности (регистром, динамикой и их сочетания в высоком (светлом) регистре и низком (темпом), исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопоставив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи.

    Можно поговорить и о сочетании различных  средств выразительности, например, сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой), но в разных регистрах (высоком и низком), чтобы они услышали разницу в характере музыки. Тихое звучание в верхнем регистре создает нежный, светлый характер («Вальс» С. М. Майкапара), а в нижнем — таинственный, зловещий («Баба-Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопоставляют с картинами.

    На  музыкальном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие задания, например, передать в движениях характер веселого или трусливого зайчика, сочинить о нем песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с выразительными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений.

    Темой такого музыкального занятия может быть и одно настроение с его опенками, например: «Торжественное настроение» (от радости до скорби), «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торжественного). Эти опенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях: сочинить песенку (приветливую, нежную или веселую, радостную), выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения.

    Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно найденных  образах и поговорить с ними о  том, как удалось передать то или  иное настроение. Иногда проводят игру, угадывая. Какое настроение хотел выразить ребенок в сочиненном им движении (танце, песенке, марше).

    Музыкальное занятие может быть объединено и сюжетом, например сказочным. Тогда, как и в тематическом занятии подобного вида, творческие проявления детей реализуются полнее.

    Подготавливает музыкальные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателями, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц18.

    Таким образом, музыкальные занятия разделяются по видам на вариативные, фронтальные, групповые, индивидуальные и объединенные. По типам различают типовые, тематические, доминантные, комплексные (интегрированные).

    Каждый  из видов и типов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом. 

 

    1. . Краткие выводы по I главе
 

    Эстетическое  воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия  на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту  окружающего мира, искусство и  создавать ее. В процессе эстетического воспитания дошкольников формируются основы эстетического вкуса детей, эстетическое восприятие, знания, суждения, оценка, идеалы, чувства, интересы.

    Средствами  эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно  отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей — это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.

    Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

    В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации  учебной и самостоятельной деятельности детей: занятая, художественно —  дидактические игры, а также праздничные  утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и телепередачи.

    Музыкальное воспитание это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия  музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности.

    Музыкальное воспитание и развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных  способностей ребенка.

    Музыкальное занятие в дошкольном образовательном  учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс познания детьми музыкального искусства во всех его видах.

    Музыкальные занятия разделяются по видам  на вариативные, фронтальные, групповые, индивидуальные и объединенные. По типам различают типовые, тематические, доминантные, комплексные (интегрированные).

    Каждый  из видов и типов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и определяется учебно-воспитательными  задачами, возрастными и индивидуальными  особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.

 

     Глава II. Использование  цикла музыкальных занятий в музыкально-эстетическом воспитании детей 6—7 лет 

         2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»

      г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего этапа исследования 

    Все музыкальные занятия в дошкольном образовательном учреждении строятся на синтезе искусств, занимаясь строго по Типовой программе Министерства образования, детский сад не мог объединить сразу несколько видов искусств в одном занятии, это не было предусмотрено программой. А сейчас на современном этапе детский сад выбирает себе ту модель воспитания дошкольника и ту программу, которая наиболее применима для материально-технического оснащения и уровня кадровой подготовки именно этого образовательного учреждения.

    Наше  исследование мы проводили совместно с музыкальным руководителем в ДОУ № 35 «Сказка» г. Южно-Сахалинска. для участия в эксперименте мы выбрали подготовительную к школе группу. дети были участниками естественного эксперимента. Количество детей в группе — 19 человек.

    Цель  исследования: определить роль музыкальных занятий в музыкально-эстетическом воспитании старших дошкольников.

    В ходе работы были использованы следующие  методы исследования:

    Наблюдение, беседа, диагностика уровней музыкально-эстетического развития детей подготовительной группы в процессе музыкальной деятельности.

    Для проведения нашего исследования мы разделили подготовительную группу на две подгруппы: А — экспериментальную группу и Б — контрольную группу. В состав каждой группы вошли дети с различным уровнем музыкального развития. Обучение в ДОУ ведется по программе Васильевой, но так как целью нашего исследования являются музыкальные занятия, то мы ввели в процесс музыкально-эстетического воспитания вариативную программу «Синтез». Это программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Различные виды искусств включались в занятия, в праздники, развлечения, в концерты. В Б — группе различные виды искусств использовались только на типовых музыкальных занятиях.

    На  констатирующем этапе исследования мы провели наблюдение музыкального занятия. В процессе него мы выяснили, что у детей развит интерес. к музыкальным занятиям, но они с неохотой отвечают на поставленные вопросы после прослушивания музыкальных произведений, невнимательны, слушают музыку без особого желания, отдают предпочтение певческой деятельности. На занятиях практически не используются произведения живописи как наглядный материал, в беседах по прослушанным произведениям не используются примеры из литературных произведений.

    На  констатирующем этапе мы провели  беседу, в процессе которой мы старалась  определить, как дети относятся к музыке, понимают ли ее, какие виды искусства знают. Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально:

    1. Твое отношение к музыке?

    2. Нравится ли тебе слушать музыку? Какую?

    3. Слушаешь ли ты музыку дома  с родителями?

    4. Нравится ли тебе рисовать музыку?

    5. Чтобы было с музыкой, если  бы не было литературы?

    6. Нравится ли тебе русская народная музыка?

    Мы  выяснили, что большинство детей  любят музыку, слушают ее дома с  родителями. Но это в основном касается эстрадной музыки, классическую музыку дети не понимают и дома с родителями ее не слушают.

    На  вопрос: «Нравится ли тебе рисовать музыку?» дети ответили, что они никогда не рисовали музыку. Многие дети на вопрос: «Чтобы было с музыкой, если бы не было литературы?» ответили, что не было бы песен, а о других жанрах искусства, таких, как опера, не вспомнили. Вопрос: «Нравится ли тебе русская народная музыка?» вызвал затруднения. С русскими народными песнями и попевками дети знакомы с детства, изучая их в детском саду. Но нравится ли им русская народная музыка, они затруднились ответить.

    На  констатирующем этапе исследования мы изучили эмоциональную отзывчивость дошкольников в процессе интегрированного занятия.

    Критериями  оценки внешних проявлений детей  являлись следующие показатели:

    1. Сосредоточенность внимания.

    2. Продолжительность восприятия.

    З. двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализаций.

Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ