Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35

Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 мое.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

    4. Наличие действий с музыкальными  инструментами, их соответствие  характеру и ритму музыки.

    5. Желание слушать музыку.

    Качественные  проявления детей оценивались по трехбалльной системе:

    З балла — высокий уровень —  показатели проявляются ярко, без  активной поддержки взрослого;

    2 балла — средний уровень —  внешние показатели проявляются  по инициативе взрослого, носят  неустойчивый характер;

    1 балл — низкий уровень —  отсутствие внешних показателей:  ребенок отвлекается, отказывается  играть и слушать музыку.

    Анализируя  полученные результаты, мы пришли к  выводу, что в экспериментальной группе А сосредоточенность внимания наблюдается у четырех детей, продолжительность восприятия присутствует у одного ребенка, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у двоих детей, действия с музыкальными инструментами выполняют двое детей, слушают музыку с желанием также двое дошкольников (Приложение 1, таблица 1).

    В контрольной группе Б результаты практически такие же (Приложение 2, таблица 2).

    Нами  на основе полученных результатов были разработаны критерии оценки уровня сформированности интереса к музыке дошкольников и был сделан первичный «срез» детей обеих подгрупп А — экспериментальной и Б — контрольной. Оценка осуществлялась по трехбалльной шкале.

    Высокий уровень — З балла — ребенок  эмоционально реагирует на музыку, испытывает потребность в ней; умеет анализировать музыкальные произведения; выделяет яркие выразительные средства, определяет жанр, форму и характер музыки, отображает в движениях характер прослушанной музыки без помощи взрослого.

    Средний уровень — 2 балла — ребенок  не всегда эмоционально реагирует на музыку и испытывает потребность в ней; анализ музыкальных произведений практически не осуществляет; яркие выразительные средства выделяет изредка, жанр, форму и характер музыки определяет с трудом, отображает в движениях характер прослушанной музыки с помощью взрослого.

    Низкий  уровень — 1 балл — ребенок не реагирует на музыку и не испытывает потребность в ней; анализ музыкальных  произведений не осуществляет; яркие  выразительные средства не выделяет, жанр, форму и характер музыки определять не умеет, не отображает в движениях характер прослушанной музыки даже с помощью взрослого.

    В экспериментальной группе А высокий уровень сформированности интереса к музыке дошкольников в процессе музыкальной деятельности на праздниках составил 22.2 %, средний уровень составляет 44.5 %, низкий уровень музыкально-эстетического развития дошкольников в процессе музыкальной деятельности довольно высок и составляет 33.3 % (Приложение 3, таблица 3).

    В контрольной группе Б результаты практически такие же. Высокий  уровень музыкально-эстетического развития дошкольников в процессе музыкальной деятельности составляет 20 %, средний уровень наблюдается у половины детей — 50 %, низкий уровень наблюдается у 30 % дошкольников (Приложение 4, таблица 4).

    Таким образом, мы сделали следующий вывод. У детей подготовительной группы развит интерес к проведению праздничных мероприятий.

 

     2.2. Проведение цикла  музыкальных занятий с детьми 6—7 лет в процессе музыкально-эстетического воспитания 

    В процессе праздника, основанного на взаимодействии различных видов искусства, мы воспитывали в детях интерес и любовь не только к музыке, но и к живописи, литературе. На основе восприятия различных видов искусств у ребят развивалось восприятие музыкального искусства.

    Нами  были проведены праздники, основанные на взаимодействии различных видов искусств. Например, «День защитников Отечества» в рисунках детей, посвященное российским воинам. Начиналось праздничное мероприятие с праздничного перестроения, затем была проведена небольшая вступительная беседа о значении этого праздника для нашего народа, далее звучала торжественная, праздничная музыка в грамзаписи, под которую дети на бумаге исполняли свои замыслы, в заключение занятия ребята исполнили «Армейскую польку», а также прозвучали песни о солдатах, о Родине в исполнении детей и воспитателей.

    Нами  также были использованы и другие формы интеграции, где активно  проявлялись как музыкальные, так  и художественные способности.

    Например, праздничное мероприятие «Весенняя  радость» — праздник о весне, где звучали песни и стихи в исполнении детей, а также при помощи музыки и знаний о весне дети попытались изобразить ее в своем рисунке, что позволило воспитать у детей эмоциональное отношение к живописи, музыке, искусству слова (Приложение 5).

    Другое  праздничное мероприятие «Мама» — о любви к своей маме, в которой ребята слушали произведения о маме, делились своими впечатлениями о прослушанных произведениях и рисовали (Приложение 6).

    Таким образом, используя в процессе музыкальной  деятельности дошкольников комплексное освоение искусств, через праздники, мы пытались сформировать у них интерес и потребность не только к музыке, но и к другим видам искусства.

 

     2.3. Результаты заключительного  этапа исследования 

    На  констатирующем этапе исследования был сделан вывод о том, что у детей подготовительной группы развит интерес к музыкальной деятельности, но в процессе музыкальной деятельности не используются произведения живописи и литературы как наглядный и практический материал. Для того чтобы выявить роль музыкальных занятий, мы провели цикл этих праздников.

    На  заключительном этапе исследования нами были использованы те же методы, что и на констатирующем этапе, мы повторно изучили эмоциональную отзывчивость дошкольников в процессе праздничного мероприятия.

    Анализируя  полученные результаты, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе А на заключительном этапе сосредоточенность внимания наблюдается у шестерых детей, продолжительность восприятия присутствует у семерых детей, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у семерых детей, действия с музыкальными инструментами выполняют шестеро детей, слушают музыку с желанием также семь дошкольников (Приложение 7, таблица 5).

    В контрольной группе Б на заключительном этапе результаты улучшились, но незначительно. Сосредоточенность внимания наблюдается у трех детей, продолжительность восприятия присутствует у четверых детей, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у шестерых детей, действия с музыкальными инструментами выполняют половина дошкольников, с желанием слушают музыку также половина детей (Приложение 8, таблица 6).

    По  итогам исследования был проведен повторный  «срез» уровней сформированности интересов в процессе музыкальной деятельности детей обеих групп, экспериментальной и контрольной. Критерии оценки были теми же, что и на констатирующем этапе.

    В результате оказалось, что в экспериментальной  группе (А) на заключительном этапе  исследования у дошкольников сохранился низкий уровень музыкально-эстетического развития дошкольников в процессе музыкальной деятельности, но он значительно понизился и составил 11.1 %, когда как на констатирующем этапе исследования он составлял 33. 3 % дошкольников. Высокий уровень значительно увеличился. На констатирующем этапе он составлял 22.2 %, а на заключительном этапе — 55.6 %. Средний уровень снизился с 44.5 % на констатирующем этапе до 33.3 % на заключительном этапе (Приложение 9, таблица 7).

    В контрольной группе (Б) результаты улучшились, но незначительно. Средний уровень музыкально-эстетического развития дошкольников в процессе музыкальной деятельности снизился и составил на заключительном этапе 40 %, тогда как на констатирующем этапе он составлял 50 %. Высокий уровень увеличился с 20 % на констатирующем этапе до 40 % на заключительном этапе. Низкий уровень музыкально-эстетического развития дошкольников в процессе музыкальной деятельности на заключительном этапе снизился, и составил 20 %, когда на констатирующем этапе он составлял 30 % (Приложение 10, таблица 8).

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что взаимосвязь искусств в процессе проведения праздника позволяет углубить музыкально-эстетическое развитие дошкольников.

 

     Заключение 

    Музыкальное воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлений личности ребенка.

    Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического  воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Гармоничность музыкально-эстетического  воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности.

    Музыкально  — эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется музыкальным  руководителем. Особая роль в решении  задач эстетического воспитания детей принадлежит праздничным мероприятиям.

    Здесь активизируется познавательная и умственная деятельность.

    На  праздниках ребенок знакомится с музыкальными произведениями, приобретая первоначальные навыки культуры слушания; овладевает умениями и навыками в пении, ритмических движениях, а также навыками игры на детских музыкальных инструментах.

    Многогранным  и неисчерпаемым средством эстетического  воспитания дошкольников является искусство. Произведения искусства — богатый  источник радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, театр, хореография. Каждый вид искусства своеобразно отражает и оказывает особое влияние на ум и чувства ребёнка. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, изобразительное искусство даёт богатые зрительные образы, устное народное творчество, детская литература создаёт предпосылки для словесного творчества детей.

    Взаимопроникновение искусств позволяют активизировать процесс восприятия музыки в музыкальной  деятельности дошкольников. Рассматривая лучшие образцы живописи, слушая литературное произведение, изучая устное народное творчество, дошкольник глубже проникает в средства музыкальной выразительности, усваивает категории музыкального восприятия, учиться любить и понимать музыку. Приобщение детей дошкольного возраста к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры происходят при условии правильной организации педагогом художественной деятельности детей. Одна из форм — праздничное мероприятие. Смысл такого мероприятия в том, что определенная тема раскрывается через различные виды искусства: музыки, живописи, художественного слова, театрализации, фольклора.

    На  праздниках дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, т.е. сочетание нескольких видов деятельности дает ребенку возможность воплотить свой творческий замысел наиболее ярко и красочно.

    Занятия представляет собой яркое средство развития музыкального восприятия ребенка, и представляют собой интеграцию различных видов искусств. Они являются формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют, проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение. Развлечения могут быть как познавательными, так и развлекательными. Они развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становление личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений.

    Занятия объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

    Занятия, связанные с искусством способствуют эстетическому и художественному  воспитанию детей. Такие занятия  могут строиться на основе какого-то одного вида искусства (литературные, музыкальные, изобразительные, фольклорные, театрализованные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства.

    Формируя  вкус детей, необходимо хорошо продумывать  сочетание тех или иных видов  искусств при проведении занятии. дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия музыки на детей и в то же время выступают как самостоятельные факторы для более глубокого восприятия музыки.

Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ