Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание

Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в нравственно-эстетическом воспитании старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить особенности музыкального занятия как одной из форм нравственно-эстетического воспитания и его роль в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2. Обосновать роль интегрированного занятия в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты интегрированных занятий с использованием различных видов искусств.
Объектом нашего исследования стал учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предметом исследования являются интегрированные занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. З
Глава I. Содержание музыкально-эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основы эстетического воспитания в ДОУ…………………………...10
1.2. Музыкальное воспитание дошкольников…………………………… 15
1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетического
воспитания до школьников …………...……………………………...19
1.4. Виды и типы музыкальных занятий…………………………………. 25
1.5. Краткие выводы по I главе………………………………………….....35

Глава II. Использование цикла музыкальных занятий в
музыкально- эстетическом воспитании детей 6— 7 лет
2.1. Характеристика старшей группы ДОУ № 35 «Сказка»
г. Южно-Сахалинска. Итоги первого констатирующего
этапа исследования …………………………………………………….37
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7
лет в процессе музыкально-эстетического воспитания ……………..42
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………….43
Заключение ………………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………...48

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 мое.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

    В процессе коллективных занятий педагог  предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.

    Задачи  музыкального воспитания в детском  саду подчинены общей цели всестороннего  и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия  музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

    1. Пробуждать активный интерес  и любовь к музыке, развивать  правильное ее восприятие, формировать  чувства и переживания детей,  стимулировать их нравственно  — эстетические переживания,  способность к эмоциональной отзывчивости.

    2. Обогащать музыкальные впечатления,  знакомя с разнообразными произведениями  и сведениями о них.

    З. Приобщать к различным видам  музыкальной деятельности, обучать  способам и навыкам пения и  музыкально — ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.

    4. Формировать певческие голоса  детей, добиваться выразительного  пения, образности и ритмичности  движений, их координации. Точности  игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности:

    эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

    5. Стимулировать творческие проявления  в музыкальной деятельности (инсценировки  песен, импровизации несложных  попевок, движений, комбинирование  элементов танца).

    6. Пробуждать к самостоятельным  действиям: высказывать свои впечатления  о музыке, исполнять знакомые  песни, применять их в самостоятельной  деятельности.

    7. Воспитывать музыкальный вкус  детей, оценочное отношение к  прослушанным произведениям, к  собственному исполнению песен, танцев,

хороводов, игр.

    Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2 —3 лет10.

    «Программа  воспитания в детском саду» —  государственный документ, направляющий всю воспитательную работу на всестороннее развитие детей, на подготовку их к школе. Организационной частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.

    Материал  программы распределяется по видам  деятельности (игра, занятия, труд, быт) и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

    Методы  музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально — эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.

    Таким образом, музыкальное воспитание и  развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных  способностей ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Занятия как основная форма музыкально-эстетичеекого воспитания дошкольников 
 

    Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

    К формам организации музыкальной  деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

    Особая роль в решении задач музыкально-эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством взрослых и предусматривают планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе.

    Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей11.

    Главная задача, стоящая перед педагогом  на занятии, вызвать у ребят интерес  к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивает звуковысотный слух, в музыкально — ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах — чувство ритма.

    На  музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально — эстетических и воспитательно-образовательных  задач. В ходе активной музыкальной  деятельности дети усваивают необходимые  знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

    Занятия включают чередование различных  видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игре на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.

    Объединяют  детей общими радостными, эстетическими  переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.

    Музыкальное занятие целесообразно строить в такой последовательности. Прежде всего, даются упражнения в построении, перестроении в колонны, в круг и музыкально — ритмические: отдельные элементы танца, хоровода (на 3 —5 мин). Такое начало занятия хорошо организует внимание детей (3 — 5 мин) и пение ( в младших группах 5 — 7 мин, в старших — 10 — 15 мин). Для развития музыкального слуха дошкольников большое значение имеет выразительность исполнения музыкального произведения. Заканчивается занятие музыкально-ритмическими движениями (от 5 до 10 мин)12.

    Виды  музыкальной деятельности на занятии  иногда могут иметь и другую последовательность. Начиная со средней группы вводится обучение игре на детских музыкальных  инструментах.

    На  каждом занятии педагог должен осуществлять общевоспитательные задачи. Очень важно, чтобы от общения с музыкой ребенок испытывал радость, узнавал всякий раз что-то новое.

    В обучении дошкольников используются разнообразные методы и приемы с учетом возраста детей, содержания занятий.

    С новыми музыкально-дидактическими играми детей следует знакомить на занятии. Затем музыкальный руководитель использует их в индивидуальной работе с воспитанниками.

    Музыкальные занятия проводят одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят  от учебных заданий и возраста детей. Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. Начиная со второй группы раннего возраста музыкальные занятия проводятся сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по 10— 13 минут два раза в неделю.

    Отличительным является то, что ребят обучают  сразу нескольким видам музыкальной  деятельности, чего нет на занятиях по рисованию, лепке и т.д.

    Трудность построения занятия заключается  в том, что педагогу необходимо умело  переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению. 

    Другая трудность — последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.

    Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

    Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться  с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально — образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

    Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) — наиболее легкий путь овладения каким-либо навыкам, умениям. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

    Степень контрастности предлагаемых для  сравнения произведений может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы.

    На  музыкальном занятии недопустимы  формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

    Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом; сравнивать варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения.

    Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.

    Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие — менее. Есть дети способные, но стеснительные.

    Вера  ребенка в свои силы — необходимое  условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что  у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально — дифференцированный подход к детям на занятиях.

    Важно умело использовать коллективные, групповые  и индивидуальные занятия, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок получает задание сложнее, менее развитый — доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

    Одобрение и поощрение успехов ребенка  очень важно для осознания  им собственного «я», необходимого для  продвижения вперед в развитии, в  частности музыкальном.

    Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками. Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимании друг к другу.

    Обучение  детей на занятиях должно подкрепляться  разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах организации деятельности.

Информация о работе Роль музыкальных занятий в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ