Самоанализ педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:03, реферат

Описание

Тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе, нетрадиционных, мультимедийных, интегрированных с применением новых педагогических технологий обучения, разработанные мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности элективные курсы по русскому языку для обучающихся 9 классов «Культура устной и письменной речи» и «Трудные случаи орфографии и пунктуации» (экспертиза ИПК, 2005), для обучающихся 11 классов «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку, система применения метода интеллект-карт на уроках русского языка (методическое пособие «Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ», экспертиза ИПК, 2010), использование разнообразных средств педагогической диагностики образовательных результатов позволили мне добиться высоких результатов учебных достижений обучающихся.

Работа состоит из  1 файл

самоанализ педдеят.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

      обратиться к принципиально новым познавательным средствам

      развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками

      расширять образовательный и воспитательный потенциал изучения

- 16 -

предметов

      вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс активной познавательной деятельности, применения приобретенных знаний на практике

      использовать в работе разработанные мною:

      учебные электронные пособия:

      «Тесты по пунктуации»

      «Тесты по орфографии»

      тренажёры:

      «Морфология»

      «Фонетика»

      «Лексика»

      «Орфография»

      «Синтаксис»

      учебно-методическое пособие «Мировая художественная культура»

      электронное средство «История искусства»

      электронное методическое пособие «Интеллект-карты – эффективный метод подготовки к ЕГЭ»

Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка разнообразные:

      создание проекта по выбранной теме

      написание и выведение  в Интернет web-страницы

      создание программы  программу, позволяющей изучать и проверять знания по русскому языку и литературе

      оформление научно - исследовательских работ, рефератов, презентаций

      проведение интерактивного урока

Критериями эффективности инновационных образовательных технологий служат показатели качества знаний и ключевые компетентности обучающихся:

      самообразование

      самостоятельность в решении проблем

- 17 -

      информационная компетентность

      коммуникативная компетентность

Развитие данных показателей прослеживается в самостоятельных, творческих, исследовательских  работах обучающихся  5-11 классов:

      «Люди тревожной совести»

      «Сердце, отданное детям»

      «Происхождение русских фамилий»

      «Символика числительных в русских пословицах»

      «Магия числа три»

      Речетворческая карта слова «добро»

      «Образ яблока в русской литературе»

      «Этимология слова «Русь»

      «Образ свечи в творчестве А.Ахматовой»

      «Верования восточных славян»

Уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья целях сохранения здоровья. С этой целью использую здоровьесберегающие технологии:

      групповая дискуссия

      интерактивные методы

      ролевая игра

      упражнения-энергизаторы

      интеллект-карты

применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:

      создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха

      стимулирование обучающихся  к использованию разнообразных способов

      выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ

      использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ

- 18 -

      развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления

      поощрение высказывания оригинальных идей

      использование личного примера творческого подхода к решению проблемы

      высокое качество организации образовательного процесса

      формирование устойчивой мотивации школьников к обучению

      получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе: 

уровень обученности по предметам - 100%

качество по русскому языку - 50% - 59%, по литературе – 70% - 80%

уровень обученности выпускников 9, 11 классов по русскому языку – 100% на государственной аттестации школы (2006 г.)

уровень обученности выпускников по русскому языку – 100%, качество – 55% на государственной (итоговой) аттестации  в форме ЕГЭ ( 2008)

 

5. Наличие собственной методической системы учителя,

апробированной в профессиональном сообществе.

 

В целях повышения мотиваций и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности мною разработана в 2009 году система применения интеллект-карт на уроках русского языка, изложенная в методическом пособии «Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ».  Данное методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку в системе с использованием инновационного метода интеллект-карт и адресовано учителям и обучающимся 5-11 классов.

Методическое пособие состоит из трёх частей и приложения.

В первой части содержится теоретический материал о методе интеллект-карт.

Во второй части представлена методика их создания.

В третьей части даны методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ. 

- 19 -

В приложении представлен практический материал: электронная презентация к методическому пособию и комплект интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка, выполненных в программе Mind Maps.

Новизна методической системы  заключается в том, что она:

      позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний

      сэкономить время

      знания обучающихся сохраняются в памяти  значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше

      поисковая система Интернет, учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой инновационный  продукт – интеллект-карты

      оптимальное соотношение теоретического и практического материалов позволяет пособию совместить функции учебника и  репетитора

      теоретический материал можно использовать в качестве рекомендаций по созданию интеллект-карт

      практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт

      справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении,  при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов  учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы  по подготовке к ЕГЭ

      электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение

Данная методическая система  имеет практическую значимость как для образовательного учреждения, так и для системы образования города Новокузнецка и Кузбасса. Внедрение ее в практику преподавания соответствует:

      программе по русскому языку

 

- 20 -

      обязательному минимуму содержания образования

      логике построения КИМов ЕГЭ

отвечает:

      социальному заказу в области образования

      целям изучения предмета «Русский язык»

      реальным запросам обучающихся – стремлению качественно подготовиться к ЕГЭ

помогает обучающимся:

      адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку

      задействовать оба полушария головного мозга

      повышать работоспособность

      формировать общеучебные умения и навыки:

      запоминание информации, улучшение всех видов памяти

      конспектирование

      аннотация

      написание докладов, рефератов, научных работ, статей

      разработка проектов, презентаций

      выявлять слабые места в знании учебного предмета и корректировать свои знания

      учиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами

      развивать логическое мышление, интеллект, связную речь

      обогащать словарный запас

      формировать орфографические и пунктуационные навыки

      обуславливает положительную динамику учебных достижений

Дает возможности учителю: 

      вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе,  используя крупноблочный метод; 

      повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся

- 21 -

      активизировать деятельность обучающихся

      развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности

      выявлять  причины их когнитивных затруднений

      осуществлять коррекцию знаний

      изучать личность

В настоящее время осуществляется процесс внедрения метода интеллект-карт в практику преподавания:

      апробация на уроках русского языка в 6,11 классах

      представление опыта работы профессиональному сообществу на различных уровнях:

      районный семинар-практикум («Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы» (2010), «Проектная деятельность обучающихся на уроках русского языка» (2010)

      региональный семинар «Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы» (2010)

        XI городские Дни науки «Инновационная практика:  вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010)

        Форум педагогического мастерства-2010 «Фестиваль мастер-классов» в рамках Всекузбасской выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» (2010)

      Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2009)

О позитивном внедрении  мною метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка свидетельствуют результаты промежуточной аттестации обучающихся:

 

 

 

 

- 22 -

6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.

 

Являясь руководителем ШМО учителей русского языка и литературы с 2000 года, направляю разнообразную по форме и содержанию методическую работу и деятельность коллег на решение важнейшей проблемы «Создание условий для самореализации личности», организую работу по   обобщению педагогического опыта,  своевременно прохожу курсовую переподготовку:

      курсы «Филологическое образование на современном этапе (основная школа)» (Новокузнецкий ИПК, 2008)

      курсы «Теория, методика и образовательные технологии дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Новокузнецкий ИПК,  2008)

      курсы «Научно-исследовательская работа в образовательном учреждении» (КузГПА,  2008)

      курсы  «Особенности преподавания литературы по УМК Беленького» (Новокузнецкий ИПК,  2009)

      курсы «Интерпретация произведений русской литературы» (Новокузнецкий ИПК, 2009)

Опыт работы по теме «Инновационная деятельность учителя по повышению качества образования»  был представлен профессиональному сообществу:

      на районных и региональных семинарах:

      «Реализация программы «Я- гражданин России» (2008)

      «Постоянное совершенствование искусства обучения и воспитания – необходимое условие  формирования компетентного ученика» (2008)

      «Работа учителя по обучению обучающихся грамотному письму» (2009)

      «Использование педагогических технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»( 2009)

- 23 -

      «Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010)

      «Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы» ( 2010)

      «Инновационная деятельность учителя в процессе преподавания русского языка и литературы» (2010)

      на форуме педагогического мастерства - 2010 «Фестиваль мастер-классов» в рамках Всекузбасской выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» (2010)

      на фестивале педагогических идей «Открытый урок» (2009)

      на открытых уроках:

Информация о работе Самоанализ педагогической деятельности