Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:03, реферат
Тщательно продуманное содержание различных форм уроков, в том числе, нетрадиционных, мультимедийных, интегрированных с применением новых педагогических технологий обучения, разработанные мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности элективные курсы по русскому языку для обучающихся 9 классов «Культура устной и письменной речи» и «Трудные случаи орфографии и пунктуации» (экспертиза ИПК, 2005), для обучающихся 11 классов «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку, система применения метода интеллект-карт на уроках русского языка (методическое пособие «Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ», экспертиза ИПК, 2010), использование разнообразных средств педагогической диагностики образовательных результатов позволили мне добиться высоких результатов учебных достижений обучающихся.
обратиться к принципиально новым познавательным средствам
развить интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками
расширять образовательный и воспитательный потенциал изучения
- 16 -
предметов
вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс активной познавательной деятельности, применения приобретенных знаний на практике
использовать в работе разработанные мною:
учебные электронные пособия:
«Тесты по пунктуации»
«Тесты по орфографии»
тренажёры:
«Морфология»
«Фонетика»
«Лексика»
«Орфография»
«Синтаксис»
учебно-методическое пособие «Мировая художественная культура»
электронное средство «История искусства»
электронное методическое пособие «Интеллект-карты – эффективный метод подготовки к ЕГЭ»
Формы работы с использованием ИКТ на уроках русского языка разнообразные:
создание проекта по выбранной теме
написание и выведение в Интернет web-страницы
создание программы программу, позволяющей изучать и проверять знания по русскому языку и литературе
оформление научно - исследовательских работ, рефератов, презентаций
проведение интерактивного урока
Критериями эффективности инновационных образовательных технологий служат показатели качества знаний и ключевые компетентности обучающихся:
самообразование
самостоятельность в решении проблем
- 17 -
информационная компетентность
коммуникативная компетентность
Развитие данных показателей прослеживается в самостоятельных, творческих, исследовательских работах обучающихся 5-11 классов:
«Люди тревожной совести»
«Сердце, отданное детям»
«Происхождение русских фамилий»
«Символика числительных в русских пословицах»
«Магия числа три»
Речетворческая карта слова «добро»
«Образ яблока в русской литературе»
«Этимология слова «Русь»
«Образ свечи в творчестве А.Ахматовой»
«Верования восточных славян»
Уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья целях сохранения здоровья. С этой целью использую здоровьесберегающие технологии:
групповая дискуссия
интерактивные методы
ролевая игра
упражнения-энергизаторы
интеллект-карты
применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:
создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха
стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов
выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ
- 18 -
развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления
поощрение высказывания оригинальных идей
использование личного примера творческого подхода к решению проблемы
высокое качество организации образовательного процесса
формирование устойчивой мотивации школьников к обучению
получение ими прочных знаний по русскому языку и литературе:
уровень обученности по предметам - 100%
качество по русскому языку - 50% - 59%, по литературе – 70% - 80%
уровень обученности выпускников 9, 11 классов по русскому языку – 100% на государственной аттестации школы (2006 г.)
уровень обученности выпускников по русскому языку – 100%, качество – 55% на государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ ( 2008)
5. Наличие собственной методической системы учителя,
апробированной в профессиональном сообществе.
В целях повышения мотиваций и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности мною разработана в 2009 году система применения интеллект-карт на уроках русского языка, изложенная в методическом пособии «Метод интеллект-карт – эффективная подготовка к ЕГЭ». Данное методическое пособие предназначено для подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку в системе с использованием инновационного метода интеллект-карт и адресовано учителям и обучающимся 5-11 классов.
Методическое пособие состоит из трёх частей и приложения.
В первой части содержится теоретический материал о методе интеллект-карт.
Во второй части представлена методика их создания.
В третьей части даны методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ.
- 19 -
В приложении представлен практический материал: электронная презентация к методическому пособию и комплект интеллект-карт по всем разделам школьного курса русского языка, выполненных в программе Mind Maps.
Новизна методической системы заключается в том, что она:
позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний
сэкономить время
знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше
поисковая система Интернет, учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой инновационный продукт – интеллект-карты
оптимальное соотношение теоретического и практического материалов позволяет пособию совместить функции учебника и репетитора
теоретический материал можно использовать в качестве рекомендаций по созданию интеллект-карт
практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт
справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ
электронный вариант пособия позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение
Данная методическая система имеет практическую значимость как для образовательного учреждения, так и для системы образования города Новокузнецка и Кузбасса. Внедрение ее в практику преподавания соответствует:
программе по русскому языку
- 20 -
обязательному минимуму содержания образования
логике построения КИМов ЕГЭ
отвечает:
социальному заказу в области образования
целям изучения предмета «Русский язык»
реальным запросам обучающихся – стремлению качественно подготовиться к ЕГЭ
помогает обучающимся:
адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку
задействовать оба полушария головного мозга
повышать работоспособность
формировать общеучебные умения и навыки:
запоминание информации, улучшение всех видов памяти
конспектирование
аннотация
написание докладов, рефератов, научных работ, статей
разработка проектов, презентаций
выявлять слабые места в знании учебного предмета и корректировать свои знания
учиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами
развивать логическое мышление, интеллект, связную речь
обогащать словарный запас
формировать орфографические и пунктуационные навыки
обуславливает положительную динамику учебных достижений
Дает возможности учителю:
вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод;
повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
- 21 -
активизировать деятельность обучающихся
развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности
выявлять причины их когнитивных затруднений
осуществлять коррекцию знаний
изучать личность
В настоящее время осуществляется процесс внедрения метода интеллект-карт в практику преподавания:
апробация на уроках русского языка в 6,11 классах
представление опыта работы профессиональному сообществу на различных уровнях:
районный семинар-практикум («Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы» (2010), «Проектная деятельность обучающихся на уроках русского языка» (2010)
региональный семинар «Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы» (2010)
XI городские Дни науки «Инновационная практика: вклад в развитие муниципальной системы образования» (2010)
Форум педагогического мастерства-2010 «Фестиваль мастер-классов» в рамках Всекузбасской выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» (2010)
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2009)
О позитивном внедрении мною метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка свидетельствуют результаты промежуточной аттестации обучающихся:
- 22 -
6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
Являясь руководителем ШМО учителей русского языка и литературы с 2000 года, направляю разнообразную по форме и содержанию методическую работу и деятельность коллег на решение важнейшей проблемы «Создание условий для самореализации личности», организую работу по обобщению педагогического опыта, своевременно прохожу курсовую переподготовку:
курсы «Филологическое образование на современном этапе (основная школа)» (Новокузнецкий ИПК, 2008)
курсы «Теория, методика и образовательные технологии дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Новокузнецкий ИПК, 2008)
курсы «Научно-исследовательская работа в образовательном учреждении» (КузГПА, 2008)
курсы «Особенности преподавания литературы по УМК Беленького» (Новокузнецкий ИПК, 2009)
курсы «Интерпретация произведений русской литературы» (Новокузнецкий ИПК, 2009)
Опыт работы по теме «Инновационная деятельность учителя по повышению качества образования» был представлен профессиональному сообществу:
на районных и региональных семинарах:
«Реализация программы «Я- гражданин России» (2008)
«Постоянное совершенствование искусства обучения и воспитания – необходимое условие формирования компетентного ученика» (2008)
«Работа учителя по обучению обучающихся грамотному письму» (2009)
«Использование педагогических технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»( 2009)
- 23 -
«Проектная деятельность на уроках русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий» (2010)
«Развитие творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы» ( 2010)
«Инновационная деятельность учителя в процессе преподавания русского языка и литературы» (2010)
на форуме педагогического мастерства - 2010 «Фестиваль мастер-классов» в рамках Всекузбасской выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость» (2010)
на фестивале педагогических идей «Открытый урок» (2009)
на открытых уроках: