Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:02, контрольная работа

Описание

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Содержание

Теоретическое обоснование темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Определение понятий “сенсорное воспитание”,“сенсорное развитие”, “сенсорные эталоны” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Психолого-педагогические основы теории сенсорного вос-
питания: положения психологии о сущности восприятия и
его развития у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Классические системы сенсорного воспитания дошкольни-
ков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания Ф. Фребеля . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания О. Декроли . . . . . . 10
Теория сенсорного воспитания М. Монтессори . . . 11
Теория сенсорного воспитания Е. И. Тихеевой . . . 13
Основные задачи развития сенсорики у детей . . . . . . . . . . . 16
Факторы, определяющие содержание сенсорного воспита-
ния дошкольников. Сущность содержания сенсорного вос-
питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Условия, необходимые для реализации задач сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 23
Этапы сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . . . 26
Методика сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . 29
Практико-ориентированные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Работа состоит из  13 файлов

4) задачи развития сенсорики.doc

— 41.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

1) Определение понятий.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

Теоретическое обоснование темы

 

    1. Определение понятий “сенсорное воспитание”, “сенсорное развитие”, “сенсорные эталоны”

 

    1. Сенсорное воспитание

 

Ребенок в жизни  сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Понятие “сенсорная культура” вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем “социального наследования”, которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей) [2,  с. 4-5].

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

В советской  педагогике сенсорное воспитание рассматривается  как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование все видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности [3, с. 109, 117].

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации  чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия  для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей [4, с. 7].

 

    1. Сенсорное развитие

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятии и формирование представлений  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства [2, с. 3 - 4].

Сенсорное развитие является условием успешного  овладения ююбой практической деятельностью. Автоматизация современного производства потребовала от человека большой скорости и точности в распознавании целого ряда сигналов, их оценке и регулирования на этой основе своей деятельности и работы механизмов. Это предъявляет повышенные требования к быстроте и точности двигательных реакций и ориентировке в пространстве (деятельность операторов, станочников, летчиков и др.)

Уже эти примеры  показывают, что сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью. Развитие науки и техники, стирание граней между физическим и умственным трудом требуют гармонического сенсомоторного и мыслительного развития человека, а не их противопоставления. Именно эту мысль подчеркивает известный советский психолог Б. Г. Ананьев: “Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека”.

Богатство и  разнообразие чувственных впечатлений  человека, получаемых из окружающей действительности, являются необходимым условием и  его эмоционального состояния, оптимальной  деятельности коры головного мозга. Известно, что недостаток впечатлений, бедность их понижает тонус, обусловливают появление отрицательного эмоционального состояния человека, а их однообразие вызывает утомление. Важно формировать у человека умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние [3, с. 108-109].

 

    1. Сенсорные эталоны

 

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт.

В процессе общественно-исторического  развития человечество систематизировало  все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат и др.), основные цвета и т.д. Овладение этими  основными формами, цветами и т.д. и их словесным обозначением облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Столкнувшись, например, с предметом той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходства и различия: “Это как овал”. “Это похоже на кубик” и т.д. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить затем в рисунках, в постройках. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. Эталоны входят как составная часть в содержание сенсорного воспитания. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. Поэтому одна из важных задач сенсорного воспитания детей – формирование у них представлений о такого рода эталонах [4, с. 9-10].

Термин “сенсорные эталоны” был предложен А. В. Запорожцем и нашел широкое применение в  работе по сенсорному воспитанию дошкольников [2, с. 5].

Под эталонами понимаются нормативные  значения свойств, выделенные в процессе общественно-исторической практики человека. В результате многовековой производственной, научной, художественной деятельности человечество выделило в многообразии свойств воспринимаемой действительности системы сенсорных качеств, наиболее значимых в той или иной деятельности: систему геометрических форм, цветов, величин, материалов, систему звуков по высоте, нормы звукопроизношения в речи, систему направлений и т. д.  Эти важнейшие качества получили и словесные обозначения, названия: цвета спектра, объемные и плоскостные геометрические фигуры, меры длины, веса, материалы и т. п.

Каждый человек  в процессе индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта [3, с. 110].

Усвоение сенсорных  эталонов – длительный и сложный  процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ [2, с. 5].

Процесс усвоения сенсорных эталонов начинается в  раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы. Освоение эталонных значений качеств проходит три периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать получаемые им представления о свойствах предметов.

П е р в  ы й   п е р и о д  длится доначала третьего года жизни.Это  период сенсомоторных предэтапов, когда  ребенок отображает лишь отдельные  особенности предметов, которые имеют лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.

В т о р  о й   п е р и о д  длится в среднем до 5 лет. Ребенок пользуется предметными эталонами, т. е. образы свойств предметов соотносятся с определенными предметами, например овал определяется через форму огурца.

В т р е т ь е м   п е р и о д е – в возрасте 5 лет и старше- происходит (на основе накопления опыта и его обобщения под руководством взрослого) усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок  уже соотносит качества предметов  с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т. д.

Овладение системами перцептивных действий и  системами эталонов проходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой – овладение эталонами перестраивает перцептивные действия,  делает их более обобщенными, свернутыми и целенаправленными.

Это освоение общественно  выработанных эталонов и овладение  перцептивными действиями меняет характер восприятия: ребенок получает возможность  самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирования расчлененных и полных представлений [3, с. 110-111].

 


2) психолого педагогич.doc

— 31.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

7) Условия для.doc

— 39.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

9) методика.doc

— 81.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

5) содержание.doc

— 37.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3) классические.doc

— 61.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Практико.doc

— 65.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Заключение.doc

— 34.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список лит-ры.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста