Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:02, контрольная работа
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Теоретическое обоснование темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Определение понятий “сенсорное воспитание”,“сенсорное развитие”, “сенсорные эталоны” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Психолого-педагогические основы теории сенсорного вос-
питания: положения психологии о сущности восприятия и
его развития у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Классические системы сенсорного воспитания дошкольни-
ков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания Ф. Фребеля . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания О. Декроли . . . . . . 10
Теория сенсорного воспитания М. Монтессори . . . 11
Теория сенсорного воспитания Е. И. Тихеевой . . . 13
Основные задачи развития сенсорики у детей . . . . . . . . . . . 16
Факторы, определяющие содержание сенсорного воспита-
ния дошкольников. Сущность содержания сенсорного вос-
питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Условия, необходимые для реализации задач сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 23
Этапы сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . . . 26
Методика сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . 29
Практико-ориентированные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Практико-ориентированные
I. Сравните содержание сенсорного воспитания дошкольников в программе “Пралеска” и современных образовательных программах для дошкольных учреждений.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой» задачи сенсорного и интеллектуального развития ребёнка представлены в разделе «Умственное воспитание». Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода. В программе представлены самостоятельные разделы: «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «Ребенок и окружающий мир». В каждом из них подробно прописано содержание деятельности по формированию знаний, умений и навыков детей, даны общие показатели развития по итогам года. Большое значение имеет тот факт, что программа обеспечена методическими и дидактическими материалами. Задача формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей решается в разделе «Ребенок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание». Задачи развития поисково-исследовательской деятельности частично решаются в разделе «Ребенок и окружающий мир». Для решения этой задачи воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду», необходимо применение дополнительных технологий.
Программа «Детство» (Логинова В. И. , Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л. М.) отражает задачи развития познавательного интереса и интеллектуального развития детей в разделах: «Ребенок и окружающие предметы», «Ребенок в мире людей и предметов», «Ребёнок открывает мир природы». Эти разделы посвящены познанию ребенком мира предметов, их свойств, назначения, разновидностей материалов, из которых они изготовлены. Каждый раздел обеспечен подробной характеристикой представлений и умений детей. В программе познавательные умения интегрированы с речевыми; действия познавательного характера необходимо сопровождать объяснениями и комментариями. Программа также имеет методическое и дидактическое сопровождение, представленное комплексом творческих и дидактических игр, экспериментированием с разными материалами. В программе наиболее полно, по сравнению с другими программами, решаются задачи развития поисково-исследовательской деятельности. В программе определены основные способы действий (познавательные и речевые умения), осваиваемые детьми. Это прежде всего сенсорные умения, обследовательские действия, которыми дети овладевают при изучении предметного мира. Практическое, а позднее и мысленное сравнивание помогает вычленять отношения предметов по количеству, размеру. Задачи сенсорного развития в программе решаются не в полном объеме. Знакомство с формой предметов происходит при реализации задачи раздела «Формирование элементарных математических представлений». Эта программа предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, закономерностей [5, с. 99- 105].
В программе «Радуга»
(Т. Н. Доронова) поставлена общая задача: «Способствовать
своевременному и полноценному психическому
развитию детей», в рамках решения которой
предлагается: способствовать познавательному
развитию детей; формировать элементарные
математические представления, способствовать
своевременному интеллектуальному развитию
ребёнка. В материалах программы сложно
выделить конкретное содержание образовательной
деятельности по познавательному развитию
детей, отсутствует детализация образовательных
задач. Реализация сложного математического
содержания, заимствованного из школьной
программы при методической и технологической
неразработанности, как показывает практика,
вызывает трудности у педагогов дошкольных
образовательных учреждений, т.к. не соответствует
их профессиональным возможностям. Отсутствуют
показатели и критерии познавательного
развития ребёнка. Задачи сенсорного
воспитания только обозначаются в
разделе «Ребенок познает мир». Воспитателям
предлагается в совместной деятельности
или индивидуальной работе знакомить
детей с признаками предметами, но детально
не показано, как формировать сенсорные
эталоны. В программе не выделены задачи
развития познавательно-
В программе “Истоки” (Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселова, К. В. Тарасова, Л. Ф. Обухова, Т. И. Алиева) среди задач развития ребенка в деятельности представлена и линия познавательного развития. В этой сфере в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Авторы программы рассматривают сенсорное развитие в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы. В раннем возрасте сенсорное развитие направлено на освоение основ сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете) и познание окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте посредством представлений о природе и человеке познается окружающий мир (обогащаются представления о связях между природными явлениями, обнаруживаются их отличия и общие черты, изучаются свойства природных объектов); культура быта (развиваются представления об устройстве человеческого жилья и предметах домашнего обихода, устанавливаются причинно-следственные связи между назначениями предмета его строением и материалом, из которого он изготовлен и т. п.); конструирование (учат различению цвета, формы, развивают сенсорно-аналитическую деятельность при восприятии объекта). В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание осуществляется как через уже названные блоки при их расширении и углублении их содержания, так и через введение новых, например “Природа и человек” и др [5, с. 88-91].
В программа “Развитие” (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко) способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. При этом основное средство – построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия – это образы, соответствующие сенсорным эталонам – общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи и др.). Л. А. Венгером выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности, которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного возраста и осознанно относиться к собственной деятельности. Развитие этих способностей имеет непреходящее значение для всей человеческой жизни. В младшей группе центральными задачами развития умственных способностей, сточки зрения авторов программы, являются развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных эталонов, действий с ними и простейших форм символизации. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому сенсорное развитие ребенка , с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования – использования сенсорных эталонов. В результате знакомства детей с эталонами у них появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. В средней группе продолжается работа по сенсорному развитию посредством специально поставленных заданий в рисовании и лепке: большое внимание уделяется построению предметного рисунка и передаче основных отношений и характеристик предмета: его структуры, особенностей формы, характерных признаков, относительных размеров и функций [5, с. 60 – 66].
Программа “Из детства в отрочество” (Т. Н. Доронова) для эффективного развития дошкольника рекомендует использовать все доступные средства для сенсорного развития. Ребенок сам стремится к познанию мира: взять в руки, подействовать, попробовать т.д. Взрослые не всегда понимают, как это важно для него, так как процесс мышления “вплетается” в практическую деятельность и протекает во взаимодействии с ней. Подчеркивается необходимость на протяжении всего дошкольного возраста создания взрослыми благоприятных условий для развития у ребенка любознательности, познавательной активности, эвристичекого мышления, интереса к поисковой деятельности. Родители и педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие задачи: способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение; развивать у ребенка чувство сопричастности с окружающей действительностью, которое позволяет приобщиться ему к миру и опыту взрослых; обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; передавать детям информацию посредством слова, т.е. много рассказывать детям, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни; побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность детей и др. Содержание сенсорного развития отбирается и конкретизируется в следующих тематических блоках: “Мир человека” (“Рукотворный мир”) и “Мир природы” (“Живая природа”, “Неживая природа”) [5, 121-123].
В программе “Пралеска” (Е. А. Панько, А. И. Васильева, Я. Л. Коломинский, Н. С. Старжинская, В. А. Шишкина и др.) самостоятельный раздел “Сенсорное воспитание” не представлен. Задачи сенсорного развития частично решаются в разделах «Познавательно-практическая деятельность», “Человек и рукотворный мир”, “Конструирование”, “Дидактические игры”. Среди прочих показателей психического и физического развития детей, даются показатели сенсорного развития по итогам каждого года. Прописано содержание деятельности по сенсорному развитию – указаны конкретные названия дидактических игр, в некоторых случаях – суть игр, перечисляются определенные игрушки, виды настольно-печатного материала. Задачи сенсорного воспитания, среди прочих задач, разбиты по возрасту: “Малютки” – младенческий возраст (от рождения до одного года); “Малыши” - ранний возраст (от одного года до трех лет); “Почемучки” - младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет); “Фантазеры” - старший дошкольный возраст (от пяти до шести—семи лет). В раннем возрасте центральными задачами развития сенсорных способностей, сточки зрения авторов программы, являются: содействие развитию интереса детей к предметам, сделанным руками человека; содействие развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов рукотворного мира; содействие развитию интереса к познанию свойств и качеств предметов рукотворного мира ближайшего окружения, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань), имеющих одинаковый и разный цвет; формирование элементарных представлений о целесообразности практического применения человеком различных материалов для изготовления определенных предметов (шубка — из меха, она мягкая, в ней тепло, и т. п.); стимулирование детей к различению окружающих предметов рукотворного мира по форме, цвету, величине, назначению (предметы быта, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, продукты питания и орудия труда для купания, кормления и т. п.); стимулирование развития сенсорики детей (ощущения, восприятие пространственного расположения предметов, их отдельных частей, удаленности, формы, цвета и др. качеств), их мелкой моторики, используя дидактические игры и настольно-печатный материал (наборы игрушек, отличающихся по цвету, величине, форме, материалу: шары — резиновые, пластмассовые, деревянные; разноцветные большие и маленькие рыбки и т. д.); стимулирование развития пространственной ориентации детей, сенсомоторики, сенсорики, речи в процессе конструирования и др. Задачи сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте: знакомить детей с сенсорными эталонами, содействовать овладению обследовательными, рациональными, перцептивными действиями, их применению (наряду со стихийными способами изучения предметов); содействовать развитию у детей гибкости перцептивной деятельности (по-разному обследовать предметы в зависимости от цели, особенностей самих предметов); формировать общие сенсорные умения, значимые для обследования, изучения предметов, явлений и др. В старшем дошкольном возрасте продолжать содействовать дальнейшему сенсорному развитию: осознанию жизненной целесообразности формы, цвета, величины ряда предметов, дифференциации усвоенных и овладению новыми сенсорными эталонами, переходу от отражения основных разновидностей свойств к их разнообразным вариантам.
На основании вышеприведенного анализа содержания сенсорного воспитания дошкольников в современных образовательных программах можно сделать вывод о том, что наиболее полно и достаточно подробно задачи сенсорного развития ребёнка представлены в «Программе воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой» и программе “Пралеска” (Е. А. Панько, А. И. Васильева, Я. Л. Коломинский, Н. С. Старжинская, В. А. Шишкина и др.).
II. Разработайте
цепочку образовательных
Занятие №1
Ознакомление детей с качествами предметов
Цель: учить детей различать и называть качества “твердый”, “мягкий”; активизировать в речи детей слова мнется, нельзя мять.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям 3-4 пары игрушек (предметов), одна из которых изготовлена из мягкого материала, другая из твердого, например резиновый мяч и пластмассовый шар, игрушка из меха (плюша) и матрешка, камешек и кусочек пластилина.
Педагог показывает детям пластилин: “Что это?.. Да, это пластилин. Он мягкий. Его можно мять. Вот так. Пластилин мягкий. Какой? (Хоровой и 2-3 индивидуальных ответа.) Подойдите ко мне, возьмите по кусочку пластилина. Он легко мнется. Попробуйте. Мнется? Он мягкий. (Спрашивает названия качества и действия у нескольких детей.)
Положите пластилин на поднос. Сейчас я вам дам по одному камешку. Что у меня? (“Камешки”.) Что у вас в руке? (“Камешек”.) Попробуйте мять камешек. Его можно мять? Правильно, камешек не мнется. Он твердый.” Спрашивает название качеств у нескольких детей. Предлагает положить камешки на стол и сесть на стулья.
“Послушайте, – говорит далее педагог, - я постучу камешком по столу. Вот какой сильный звук: тук – тук – тук .И пластилином постучу. Не слышно. Только смялся весь. Потому что пластилин мягкий, а камешек?.. (“Твердый”.) А сейчас сравним мяч и шар”. И т.п.
Занятие № 2
Ознакомление детей с качествами предметов (продолжение)
Цель: продолжать упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры; активизировать в их речи слова твердый, мягкий, мягонький; учить находить мягкие и твердые предметы по образцу, слову воспитателя, на ощупь.
Ход занятия
Дети сидят за столами. Перед ними подносы с наборами мелких предметов (камешков, желудей, деревяшек), кусочков ткани и меха, ваты. Воспитатель берет из своего набора камешек, спрашивает: “Что это? Какой камешек?”- “Твердый. Его нельзя мять”, - вспоминают дети.
Информация о работе Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста