Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:02, контрольная работа
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Теоретическое обоснование темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Определение понятий “сенсорное воспитание”,“сенсорное развитие”, “сенсорные эталоны” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Психолого-педагогические основы теории сенсорного вос-
питания: положения психологии о сущности восприятия и
его развития у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Классические системы сенсорного воспитания дошкольни-
ков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания Ф. Фребеля . . . . . . 9
Теория сенсорного воспитания О. Декроли . . . . . . 10
Теория сенсорного воспитания М. Монтессори . . . 11
Теория сенсорного воспитания Е. И. Тихеевой . . . 13
Основные задачи развития сенсорики у детей . . . . . . . . . . . 16
Факторы, определяющие содержание сенсорного воспита-
ния дошкольников. Сущность содержания сенсорного вос-
питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Условия, необходимые для реализации задач сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . 23
Этапы сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . . . 26
Методика сенсорного воспитания дошкольников . . . . . . . . . . 29
Практико-ориентированные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания в педагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимается в психологии. Решающее значение при этом имеют две взаимосвязанные проблемы: что в восприятии является “выученным”, приобретенным в результате опыта и как происходит это “выучивание”.
Поскольку эти проблемы решались в науке по-разному, в истории дошкольной педагогики известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) [3, с. 109].
Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Фребель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, так называемые «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Фребель предлагал 6 даров, с которыми надо знакомить ребенка последовательно. Первый дар - мяч, постепенно к первому мячу прибавляются другие разного цвета (6-7 цветов, которые олицетворяют радугу между землей и небом, человеком и божественным, для детей в возрасте 5 мес. - 1 год). Второй дар - это шары двух цветов: белые и черные. Третий дар - это куб, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними. Помимо различных пространственных качеств, здесь ребенком познаются числа, арифметические действия, дроби. Четвертый дар - куб, разделенный на 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость, тяжесть. Пятый дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разрезаны по диагонали, 3 - на четыре части. Этот дар предназначается для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ним происходит усвоение математических понятий, понятия углов, многоугольника. Шестой дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разделены пополам вдоль и 12 разделены пополам поперек. При помощи этого дара ребенок познает понятия «делимое», «неделимое».
Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду. Учение Фребеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Фребеля - жёсткое регламентирование деятельности ребёнка.
Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания
Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах О. Декроли и М. Монтессори.
Овид Декроли (1871—1932) — прогрессивный бельгийский педагог, видный представитель движения за «новое воспитание», врач и психолог.
Научные интересы Декроли были многогранны: он изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей, разрабатывал методику обучения чтению и рисованию, создал оригинальную систему дидактических игр. Декроли — автор многочисленных коллективных и индивидуальных тестов для исследования развития детей различных социальных слоев общества.
Теоретической основой педагогики О. Декроли является его теория интересов и потребностей, которые у детей, в конечном счете, определяются инстинктами. Сущность педагогического процесса, по Декроли, состоит в удовлетворении этих интересов и потребностей (в питании, одежде, защите перед лицом, опасности, труде в общине и для общины и т. д.). Исходя из этой теории, Декроли разработал свой метод, комплексы — «центры интересов».
Сущность метода «центров интересов» состоит в том, что работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии с признанными им детскими потребностями. На этом основании изучение учебных предметов в школе, систематические и планомерные занятия детей в детских садах заменяются «центрами интересов» детей, когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано с данной темой. В результате уроки в школе, занятия в детском саду теряют последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение. Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности; он лишь помогает детям, консультирует их. Для проработки тем предлагается следующий, «психологический», порядок: наблюдение, ассоциация, выражение.
Для наблюдения берется тот предмет или то явление, которые определяют содержание темы. Это реальные предметы и явления. Наблюдение предполагает их общее обозрение, измерение. Цель наблюдения — выявить имеющиеся у детей представления о данном предмете или явлении, обогатить их новыми ощущениями и представлениями.
Ассоциация имеет целью связать полученные путем наблюдения знания с имеющимися у ребенка представлениями, установить сходство и различия между предметами и явлениями; это — коллекционирование и классификация различного рода материалов, подведение детей к обобщению.
Выражение — выявление ребенком его представлений и мыслей в понятной для других форме, через различные виды деятельности: рисование, вырезание, лепку, моделирование, игру, драматизацию, письмо и т. д.
О. Декроли — автор широко известной серии дидактических игр, куда входят:
1) сенсорные игры: зрительно-моторные и слухо-моторные;
2) арифметические;
3) игры, связанные с понятием времени;
4) игры, связанные с чтением;
5) игры грамматические и для развития речи.
Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления.
В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.
Мария Монтессори (1870—1952) — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены.
Первое свое дошкольное учреждение для детей рабочих под названием «Дом ребенка» Монтессори открыла в 1907 г. в одной из трущоб Рима. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания. Книга вызвала огромный интерес, и вскоре, несмотря на критику, система Монтессори завоевала большое признание в разных странах.
Всю жизнь Монтессори неустанно пропагандировала свой метод, ее книги оказали большое влияние на работу детских садов в капиталистических странах. В последние годы своей жизни она возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
Справедливо критикуя отжившие, схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения.
Разрабатывая свою систему самовоспитания и самообучения на основе педагогического эксперимента в общественных учреждениях, Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей. Ощущая потребность в данных, выявляющих особенности маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми «в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях».
Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работы дошкольных учреждений систематические (ежемесячные) антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей. Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: тяжелые парты были заменены легкой, по росту детей мебелью (столами, стульчиками, шкафчиками для пособий), внесено гигиеническое и трудовое оборудование (низенькие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей, шкафчики для хранения предметов самообслуживания, специальные столы для мытья посуды).
Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал, Монтессори вместе с тем требовала научного образования для работников дошкольных учреждений, вооружения их методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей, стремления проникнуть в природу маленького ребенка. Культивирование у воспитателей позиции педагогической активности и экспериментаторства было чрезвычайно важным и исторически прогрессивным; в социалистических странах это стало неотъемлемой частью педагогики дошкольного детства.
Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия, притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функция учителя на уроке — констатация сенсорного движения ребенка; учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает; он не имеет права дать почувствовать ребенку, что сделал ошибку. Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические.).
Монтессори строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения. Детской творческой игре, привлекавшей внимание многих крупнейших мыслителей, философов, психологов, педагогов всех веков и стран мира, Монтессори не придавала положительного значения ни как биолог, ни как психолог, ни как педагог, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс структурно противоречивым, не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей и не соответствующим научным требованиям современной педагогической теории.
Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств. Заключая свои описания, анализ и доказательства предложенного метода, Монтессори писала: «Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением». Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств. Развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и координации движении диктовалось необходимостью обеспечения капиталистических промышленных предприятий квалифицированными рабочими.
Педагогика Монтессори
и сегодня применяется в
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.
Е.И. Тихеева создала
оригинальную теорию дошкольного воспитания.
Она разрабатывала вопросы
Центральное место в педагогической теории Е.И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К.Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.
Информация о работе Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста